Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание прикладных психологических и физических качеств сотрудников ОСН




 

Рассмотрим более подробно влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений. (А. А Братцев "Физическая подготовка офицера" - М. Воениздат. 1975г.).

Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки курсантов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно увязаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного плана. Эти задачи, как их объем и взаимообусловленность должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств курсантов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки. Без учета этих положений усилиями только одной физической подготовки необходимого результата психической готовности курсанта, соответствующему этапу достичь невозможно.

Существенным является то, что только подбором определенных упражнений, эффективно развить психические и морально-волевые качества у курсантов на занятия по физической подготовке сложно. Важно методически правильное оформление занятий, вариативный подход к требованиям выполнения упражнений, последовательность и компоновка их выполнения.

Возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить какие качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. Поэтому обязательным элементом является анализ работы военных специалистов в различных ситуациях, что бы выяснить особенности в их деятельности и составить правильную программу тренировок.

Физические упражнения могут меняться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Что касаемо общей подготовки, то для нее, как и для других разделов профессиональной подготовки, используемые методы должны обеспечивать формирование и совершенствование морально-волевых качеств необходимых для действий военнослужащего в бою, независимо от его воинской специальности или этапа профессионального становления.

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений, которые описаны в НФП-97 и других учебных пособиях. Но для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:

) Усложнение учебных задач, которые должен решить занимающийся при выполнении уже разученных упражнений.

) Приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска.

) Выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности и экстремальных ситуаций.

) Овладение широким кругом навыков действий в экстремальных ситуациях.

Для воспитания и совершенствования волевых качеств может быть также применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов. Так, например можно, после предварительной подготовки места занятий, разрешать курсанту самому делать выбор, каким образом преодолеть трудное и опасное препятствие, а так же использовать следующие приемы, эффективные в воспитании волевых качеств:

) Изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и др.).

) Разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений.

) Рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки, только при условии успешного их выполнения.

) Необходимые методические приемы должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с поставленными конкретными задачами.

Для формирования психической устойчивости курсантов можно использовать все формы физического подготовки. Остановимся на особенностях таких разделов программы по физической подготовке, как преодоление препятствий, лыжная подготовка, легкая атлетика и ускоренные передвижения, рукопашный бой, плаванье, которые по нашему мнению, наиболее подходят для решения задач психологической подготовки курсантов.

Преодоление препятствий

Для увеличения психической нагрузки рекомендуется такие методические приемы как использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях (в дождь, ночью, одного препятствия несколькими курсантами, встречное преодоление одного препятствия, с оружием, в условиях задымления, элементов огневой полосы).

пауэрлифтинг физическая подготовка сотрудник

Особенно сильное напряжение испытывается при преодолении огневой полосы препятствий после марш-броска. Такие занятия могут проводиться в ночное время, от этого эффект еще больше возрастает.

Кроссы и марш-броски необходимо проводить изменяя длину дистанции и так же систематически в любых условиях (в дождь, жару, холод, ночью и в средствах защиты). На младших курсах, можно варьировать дистанцию в сторону уменьшения, но изменить условия подведения итогов соревнований.

Например, при проведении соревнований по марш-броску, место группы определяется по результату последнего участника группы, разрешать или не разрешать помощь друг другу, передачу оружия, снаряжение и т.д. На старших курсах можно проводить марш-броски и в ночное время, разрешать группе выбор маршрута от точки старта до финиша, проводить соревнования между младшими и старшими курсами на условиях гандикапа, наконец, устанавливать контрольное время прохождения дистанции и т.п.

Перспективным является использование в целях психологической подготовки военнослужащих кроссов со стрельбой и метанием гарант и разнообразных предметов; бег по разнообразной местности; прыжки через стенки, окна, заборы; переноска раненного; преодоление элементов огневой полосы.

Плавание

По данным литературных источников, тем наступления дивизии сухопутных войск может превышать 600км в сутки. Поэтому в боевых условиях воинам придется преодолевать различные водные преграды, как правило, под огнем противника, в разнообразных условиях: на подручных средствах, ночью, сквозь пламя горящего мазута, в условиях задымления и прочее.

Конечно, первым и главным залогом психологической устойчивости воинов при действиях на воде является умение хорошо плавать различными способами, особенно с оружием и в обмундировании. Методически правильно проводимые занятия по плаванью помогут курсантам преодолеть нервное напряжение вызванное водобоязнью и неожиданно возникающими ситуациями. Для этого на занятиях необходимо проводить плавание в обмундировании, ныряние с последующим раздеванием в воде, ныряние под водой до определенного расстояния, ныряние под участком горящего мазута, плавание с использованием подручных средств.

Развитию психической устойчивости также способствует прыжки в воду Возрастание эмоционального напряжения при прыжках можно повысить путем выполнения различных по сложности прыжков:

) Прыжок, из положения, стоя спиной к краю вышки;

) Головой вниз;

) Из седа;

) В обмундировании с подручными средствами;

) Со снаряжением;

) Прыжки вдвоем;

) Групповые прыжки.

Большие перспективы в развитии психических качеств можно ожидать от разработки новых подходов к содержанию комплексных занятий по физической подготовке, например, включение в содержание занятия по прикладному плаванию рукопашного боя и т.д.

Рукопашный бой

Большое место для повышения психической устойчивости на занятиях по физической подготовке отводится рукопашному бою. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке курсантов. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание эмоционального воздействия на тренировках по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях (в здании, траншее, на лестничных пролетах, после прыжка в глубину, с хода, против нескольких противников), в различных условиях (на льду, снегу, траве, асфальте), а так же на фоне утомления.

Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время, и быть готовым к схватке с противником психологически.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...