Расширение искусства врачевания 2 глава
Проявление эфирных сил. Несмотря на то, что эфирные силы по своей природе полностью отличаются от электромагнитных, существуют схожие методы, облегчающие выявление их действий. Вы знаете, что если под листок бумаги с рассыпанными железными опилками поместить магнит, то опилки образуют на бумаге характерный рисунок, соответствующий направлениям сил магнитного поля. Так же, если в пересыщенный раствор соли добавить несколько капель вытяжки живой субстанции, то мы увидим, что выпадающие из раствора кристаллы тоже дадут определенную картинку, которая отражает не только свойства неорганической соли (в самих кристаллах), но и модификацию их действием эфирных сил изучаемой органической субстанции. «Чувствительная кристаллизация». Этот метод был детально разработан Е. Пфайффер (Е. Pfeiffer) по предложению Рудольфа Штейнера и назван «чувствительной кристаллизацией»[2]. Речь идет не о количественном, а о качественном методе. Схожесть с методом визуализации магнитного поля оказывается внешней аналогией. Рисунок магнитного поля остается всегда одним и тем же, тогда как чувствительная кристаллизация дает бесконечное разнообразие картин. Но опытный наблюдатель сможет вам сказать, к какому типу принадлежит вытяжка, добавленная к раствору соли (на практике используют хлорную медь), и даже из какой части растения она взята: из корня, из листа или из цветка. Рисунок кристаллов изменяется также в зависимости от качества субстанции и позволяет отличить растения по способу выращивания. Метод чувствительной кристаллизации в применении к анализу крови человека дает важную информацию при диагностике заболеваний, так как позволяет уточнить некоторые характеристики и локализацию болезней.
Эфирные силы нуждаются в материальном носителе. Таким носителем является, по преимуществу, жидкая среда. Как только растение высыхает, эфирные силы покидают его, и оно становится мертвым. В семенах же эти силы могут оставаться в сонном состоянии в течение нескольких лет. Достаточно увлажнить семена, чтобы увидеть, как эти силы активизируются, проявляются в прорастании семени, в росте побега и в большем или меньшем структурировании растения. Вещества, получаемые из мира неживой природы, преобразуются, поднимаются в своей организации до уровня растительного мира. Они приобретают, следовательно, новые свойства, которых у них не было в мире неживой природы. С точки зрения химии никакой разницы нет, так как химический анализ обнаруживает только свойства, характерные для мира неживой природы. Между тем новые свойства, которые создаются эфирными силами, можно обнаружить, лишь используя другие, особые методы. Методы же, применяемые к миру неживой природы, здесь непригодны. Жизнь животная. Растения, как мы видели, частично преодолевают силу тяжести. Животные — существа «горизонтальные», кажется, потеряли эту способность. Но это только на первый взгляд, так как растения статичны, а животные обладают свойством динамичности: они могут свободно перемещаться, прыгать, взбираться, некоторые — летать. Движение, характерное для животных, неотделимо от другого качества — чувствительности. Движение может быть вызвано страстью или страхом. Притяжение и отталкивание, или, говоря иначе, «симпатия» и «антипатия», являются теми двумя полюсами, между которыми непрерывно, в течение всей жизни, колеблется животное бытие. Такое внутреннее состояние между душевным притяжением и отталкиванием, между симпатией и антипатей[3], присущее животному, внешне проявляется во всех его движениях. То, что мы называем психикой животного, является результатом более или менее длительного воздействия внешних стимулов. Неотрывную связанность психики животного и его движений хорошо понимали уже в Древнем Риме и обозначали их этимологически близкими словами: ашта1 — животное, все одушевленное, все живое, ашта — жизнь, душа, живое создание, дух. Обладать способностью двигаться может только тот, кто одушевлен, кто имеет душу. Животное есть существо одушевленное и в этом его превосходство перед растениями.
Процессы интериоризации у животных. Кроме того у животных мы обнаруживаем новую важнейшую способность, которой не обладают растения, а именно — инте-риоризацию. Внешняя среда становится частью животного. Это находит отражение в структуре его тела. Чтобы понять это различие, достаточно сравнить дыхательный орган растения — лист — с альвеолой легких животного. Лист окружен воздухом, который является по отношению к нему внешним фактором. В альвеоле легкого находящийся внутри нее воздух, наоборот, окружен органом; в то же время, движение проявляется в форме дыхания (рис. 1). Даже на очень ранней стадии развития эмбриона мы обнаруживаем процесс интериоризации. Когда яйцо начинает развиваться, оно образует скопление клеток, называемое морула (morula), по причине его сходства с тутовой ягодой (рис. 2). На следующей стадии клетки группируются на периферии и образуют своего рода маленький пузырь, называемый бластула (blastula). Начиная с этого момента, одна из перегородок прогибается, что означает переход к стадии гаструлы (gastrula), называемой так из-за ее сходства с формой желудка. Это углубление, которое называют инвагинацией, является типичным проявлением процесса интериоризации у животных. Растение никогда не выходит за пределы стадии бластулы.
Рис. 1. А — лист растения; Б — альвеола легких.
Рис. 2. А — morula; Б — blastula; В — gastrula. Психическое или астральное тело. Мы должны задаться вопросом, что же приводит к образованию гаструлы. Рост, размножение клеток, воспроизводство являются проявлениями эфирных сил, но при образовании гаструлы имеет место новое явление, новая сила, отличная от эфирных сил и не существующая у растений. Спровоцировав инвагинацию и образовав полость, эта сила устраивается в ней как в гнезде. У животного она образует третий элемент — двумя первыми являются физическое и эфирное тела, — который в Антропософии именуется психическим или астральным телом. Причина, по которой оно получило такое название, не может быть раскрыта в рамках данной работы. Все, что относится к миру чувств — инстинкты, желания, страсти, привязанности и отвращения, — являются выражением этого астрального тела.
Все приносимое внешним миром, интериоризируется астральным телом, а затем вновь выходит во внешний мир в форме движения. Это напоминает своего рода дыхательное движение, чередование интериоризации («симпатии») и экстериоризации («антипатии»), и заставляет нас предположить, что воздушное дыхание является в какой-то степени также и душевным дыханием. Эфирному телу в качестве поддержки необходим жидкий элемент, астральное тело может действовать только через газовый элемент. Мы говорили, что развитие скрытых способностей человека, позволяющих ему чувствовать эфирное тело, возможно. Если мы продолжим развитие этих способностей при помощи соответствующих упражнений, то сможем также чувствовать астральное тело, причем не только в его действиях, его проявлениях, но и непосредственно — в его бытии. Эфирное тело, как мы видели, находится в противоречии с законами физического мира, в свою очередь астральное тело противостоит эфирному, но это противоречие другого плана. Выдавая свой комплекс задач эфирному телу, астральное тело с одной стороны ограничивает его богатую и бурлящую жизнь, а с другой стороны предоставляет ему новые возможности. Эксперимент Каррела. Эксперимент, который все мы хорошо знаем, а именно — опыт с сердцем курицы, может помочь нам осознать действие астрального тела. Клетка сердца курицы была изолирована от остального организма, но при этом была помещена в питательную среду. Она не была связана ни с дыханием, ни с нервной системой животного — не испытывала больше влияния астрального тела курицы. Что же с ней стало? Размножаясь, она образовала скопление клеток, напоминающее по форме morula, и характер жизни этой morula стал чисто растительным, как мы скажем, чисто эфирным; а клеточная чувствительность и дифференциация полностью исчезли. Впрочем, у нас еще будет возможность поговорить об этом опыте.
Вертикальное положение. Животное, как мы уже констатировали, — «горизонтальное существо» по своему привычному положению в земном пространстве; переходя к изучению человека, мы начинаем исследовать вертикальное положение. По отношению к растению животное эволюционно выполнило поворот в пространстве на 90°, человек же — на 180°. Тот факт, что человек рассматривается как высшее животное, является одной из ошибок материалистической науки, которая больше всего мешает развитию наших знаний о человеке и эволюции. Между человеком и животным, так же как между животным и растением, существует эволюционная пропасть, и поиск непосредственно «переходных» видов или типов является в обоих случаях непростительной и наивной попыткой упростить бытие в угоду стройности материалистической науки. Вертикальное положение человека является лишь одним из наиболее впечатляющих проявлений этой эволюционной пропасти. Безусловно, есть животные, способные на короткий промежуток времени подняться на задние лапы, но это положение требует от них напряжения, которое они не способны долго выдержать. У человека, напротив, масса всего тела так великолепно сбалансирована, что усилие, необходимое для прямостояния, является минимальным. Тенденция к вертикальности в мельчайших деталях прослеживается во всем его облике и особенно в скелете. Достаточно сравнить скелет человека со скелетом человекообразной обезьяны, чтобы понять это. У обезьяны, к примеру, тяжесть лицевого массива должна быть компенсирована могучей мускулатурой затылка, тогда как у человека равновесие головы поддерживается позвоночником. Последний распрямлен и сохранил лишь легкое воспоминание о гибкости змеи, вполне достаточное, чтобы придать ему необходимую эластичность. Речь и мышление. Следующей характеристикой человека является речь. Животные кричат, говорит только человек (попугай лишь имитирует звуки, которые лишены для него какого бы то ни было значения). Реакции животных являются, в некотором роде, автоматизмом, и при помощи дрессировки можно получить новые виды подобных реакций. Человеческий язык приобретается не с момента рождения. Он должен быть освоен, так же как и положение стоя, причем ценой беспрестанных усилий. Третьей способностью, а именно — способностью мыслить, обладает тоже лишь человек. Мышление развивается далеко не сразу, и поэтому у нас всегда вызывает удивление маленький ребенок, у которого мы обнаруживаем первые проблески мышления.
Индивидуальное «Я». Животное полностью зависит от внешних стимулов и своих инстинктов. Обстоятельства, в которых оно находится в данный конкретный момент, сталкивают его с обстоятельствами прошлого, живущими в нем в виде инстинктов и рефлексов. Только человек может сознательно вспоминать о прошлом, погружаться в него по собственному желанию. Человек может также замыкаться в себе самом и исследовать свои собственные мысли. Он может становиться объектом для изучения себя самого и может называть себя коротким словом, которое нельзя распространить ни на кого другого: «Я». Он не только осознает внешний мир, который его окружает, как это было в случае с животным, он отличает себя от внешнего мира и имеет самосознание. Это «Я» не является абстракцией, как считают некоторые философы, но представляет собой существо столь же реальное, как физическое, эфирное и астральное тела; это — человеческий дух. Именно из него исходит сила, которая придает нашему организму особую конфигурацию, сила, которая заставляет ребенка встать, говорить, мыслить. У живого человека она имеет, как и другие тела, материальную основу: тепловой организм. Если бы было возможно «отсоединить» тепло от нашего организма, мы увидели бы тогда, что оно не является везде одинаковым, но наше тепло представляет собой высокоорганизованную структуру (которую, впрочем, частично можно увидеть при помощи инфракрасной съемки), поэтому совершенно оправдано употребление такого термина как «тепловой организм». Именно через «тепловой организм» действует «я», так же как астральное тело имеет в качестве поддержки «воздушный организм», а эфирное тело — «водный организм». Мы можем резюмировать все вышесказанное в следующей таблице: Таблица I
Человек имеет, таким образом, минеральное начало в виде своего физического тела, растительное начало в виде своего эфирного тела и животное начало в виде астрального тела, но лишь он один обладает «Я» или человеческим духом. Человек и свобода. Каждое из этих начал противопоставляется некоторым образом предыдущему началу. То же мы обнаружим, сравнивая животный мир и человека в их отношении к жизни инстинктов. Животное полностью подчинено своим инстинктам, импульсам. Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами. Человеческая индивидуальность. В рамках одного вида животные являются взаимозаменяемыми, они не обладают индивидуальностью. Каждый человек, напротив, является единственным в своем роде существом. Это проявляется и в физическом строении, например, кровь одного человека никогда не бывает полностью идентичной по составу крови любого другого человека. Эта индивидуальность проявляется в мельчайших деталях, вплоть до состава белков. Тем не менее не физическое тело обеспечивает постоянство индивидуальных характеристик; оно лишь получает при посредничестве астрального и эфирного тел отпечаток «Я». На самом деле, физическое тело полностью обновляет каждые семь лет весь свой минеральный состав; следовательно, невозможно поддержать структуру человека в ее совокупности без действия «Я» на физическое тело при посредстве астрального и эфирного тел. Это обновление субстанции каждые семь лет не раз подчеркивалось Р. Штейнером; и только недавно, благодаря искусственным радиоэлементам, были получены доказательства того, что подобное обновление действительно существует. Несмотря на это обновление, мы сохраняем уверенность в нашей собственной идентичности. Наша субстанция изменяется, наш вид также мало-помалу меняется, психика также трансформируется, и несмотря на это, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что мы остаемся тем же индивидуумом, богатым воспоминаниями, собранными в течение нашей жизни. Связь между четырьмя элементами. Эти четыре составляющих элемента более или менее тесно связаны друг с другом. Физическое тело и эфирное тело тесно связаны и разделяются только в смерти. Они образуют нижний физико-эфирный комплекс. Верхний комплекс — астральное тело и «Я» — также тесно связаны между собой, но здесь уже нельзя говорить о связи пространственного характера, которую мы имеем в виду в материальном мире, здесь речь идет уже о ступенях сознания. Связь между верхним комплексом, с одной стороны, и нижним комплексом, с другой, является менее прочной и подвержена различным изменениям. Во время сна верхний комплекс отделяется от нижнего, и то, что остается в постели, можно сравнить с растением, с той, однако, разницей, что у человека верхние элементы производят остаточный импульс на эфирное тело. Постепенно этот импульс ослабевает и, поскольку человеческое существо не может жить без этого импульса, необходимо, чтобы «Я» и астральное тело вновь воплотились в нижнем комплексе, другими словами, чтобы человек проснулся. Пробужденное сознание и самосознание в действительности связаны с присутствием «Я» и астрального тела в нижнем комплексе. В момент смерти эфирное тело покидает физическое тело, последнее возвращается в минеральный мир, где оно разлагается.
ГЛАВА ВТОРАЯ Человеческая триада Узнав о существовании сверхчувственных элементов человека, мы сделали первый шаг в понимании человека как телесно-душевно-духовного единства. Теперь нам необходимо изучить связи, существующие между этими элементами и различными областями физического тела. Трехчленность человека. Наблюдение раскрывает нам полярность, существующую между «верхом» и «низом» нашего организма. Почти сферическая форма черепа противостоит лучевой структуре конечностей. Кости черепа представляют собой мощную оболочку, защищающую мягкие части; напротив, в конечностях твердые части занимают середину. Как это ни странно звучит, рассматривая отдельно голову человека, его можно отнести к беспозвоночным, рассматривая его конечности — к позвоночным. Мы еще лучше представим себе лучеобразную структуру конечностей, если пересчитаем кости: одна в бедре, две — в голени, пять — непосредственно в конечностях. Двух полюсов недостаточно для создания человеческого существа. Необходим центр, элемент связи, без которого полюса не могли бы существовать. Таким элементом является грудная клетка. Рассматриваемая в целом, грудная клетка сохраняет еще некоторую сферичность головы, но если рассматривать каждую сторону отдельно, можно увидеть удлинение, характерное для конечностей. Грудная клетка также является оболочкой для мягких тканей, но сама она защищена солидной мускулатурой. Позвоночник, в целом, является удлиненным сооружением, окруженным мускулами, как и конечности, тогда как каждый позвонок, рассматриваемый отдельно, представляет собой маленький череп, закрывающий мягкие части костного мозга. Физиологический аспект полярности. То, что нам раскрывает анатомия, мы обнаруживаем и в физиологии, в функциональности. Черепные кости, за исключением челюстной кости, неподвижно соединены друг с другом; на противоположном полюсе — кости конечностей, которые имеют взаимную подвижность. Кости грудной клетки лишь частично подвижны и не обладают свободой в той степени, что конечности. Их движения, как и органы, которые они защищают, являются ритмическими; в силу этого мы назовем эту среднюю область ритмической. Головной полюс является местом концентрации: свет, звуки, воздух, пища воспринимаются через его посредство. На другом полюсе мы сталкиваемся с рассеиванием в центробежном движении выделений. Между двумя полюсами (верхом и низом) постоянно поддерживается динамическое равновесие, за которое ответственны органы ритмической (средней) системы. Нейро-сенсорная система, сконцентрированная, в основном, в головном полюсе, является инструментом воспринимающих, мыслительных, сознательных функций. Нижний полюс является полюсом движения, метаболизма (который также является движением), обмена как внутри мускулатуры, так и в пищеварительном аппарате. Он представляет собой инструмент воли. Гармонизируя верх и низ, осуществляя связь между мышлением и волей, ритмическая система является инструментом чувства, эмоциональных переживаний. Обобщенное понятие трехчленности. Тем самым, человек состоит из трех частей. Однако вышеприведенное описание является лишь грубым приближением к действительности, поскольку мы можем обнаружить это деление на три части на любом этаже человеческого организма, в любой области, в каждом органе, в каждом элементе, каким бы маленьким он не был. Так, в голове сферический элемент верхнего полюса с его содержимым (нервной субстанцией) господствует только на уровне черепа. Нижняя челюсть своей подвижностью, мускулатурой, пищеварительными слюнными железами напоминает о нижнем полюсе. Нос является напоминанием о ритмической системе, с которой он сообщается через дыхательные пути, так же как рот связан с пищеварительным аппаратом. Но среди трех вышеперечисленных «этажей головы», доминирующим остается сферический, мозговой и нейро-сенсорный. Мы обнаружим эти три этажа с обратной доминантой и на нижнем полюсе: так, головка бедра представляет собой голову, которая связана с вытянутой зоной, собственно ногой (голенью и ступней) при помощи шейки, которая является в этом случае срединной областью. В стопе округлость пятки напоминает головной полюс, а пальцы имеют лучеобразное строение, характерное для конечностей. Сложность человеческого существа. Но человек является очень сложным существом, и, например, изучение его ноги в трехмерном аспекте дает тому подтверждение. Если пятка своей округлой формой напоминает нам головной полюс, то по своим функциям, т. е. тогда, когда она прочно контактирует с землей, она напоминает элемент воли нижнего полюса. Это принимает резко выраженный характер, когда гнев заставляет нас стучать ногой. Пальцы, напротив, хотя и являются «конечностями» по своей структуре, принадлежат, в силу богатства нервной сети, в силу своих функций, к нейро-сенсорной системе. Мы наблюдаем здесь своего рода парадокс, рассеивание между формой и функциями. Такие очевидные противоречия часто встречаются при изучении человека. Очень важно понять, что же они означают, если мы хотим продвинуться вперед в наших исследованиях. В случае с ногой парадокс может получить объяснение, если мы попытаемся понять, что же представляет собой сенсорный процесс в целом. Восприятие является чисто нейро-сенсорным актом, но в пальцах, которые тесно соприкасаются с землей, присутствует «воля восприятия», процесс одновременно волевой и сенсорный. Именно ради этой «воли восприятия», осязания, прикосновения к земле, нейро-сенсорный аппарат протянул свою сеть до самых конечностей. Это участие воли обнаруживается, впрочем, во всей сенсорной деятельности, когда мы направляем куда-либо взгляд или прислушиваемся. Мы можем сделать аналогичные замечания и по поводу руки, которая то сжимается в кулак, напоминая голову в миниатюре — символ воли, то вытягивается и превращается в сенсорный орган, который осязает, или же становится ритмическим инструментом для контакта с внешним миром, для социального контакта, когда мы протягиваем руку нашему ближнему. Все это показывает, насколько необходимо сохранять живое мышление, восприятие, если мы хотим понять человека, его сущность. Слишком схематическое, сухо интеллектуальное мышление на это не способно, оно лишь препарирует, постигает то, что мертво, как химик, который для того, чтобы проанализировать субстанцию, сначала убивает ее! Изучая последовательно нейро-сенсорный полюс, затем полюс метаболизма (или моторно-пищеварительный), а затем ритмическую систему, которая является посредником между первыми двумя, мы как бы расчленяем человека. Но человек является единым целым, и нам необходимо теперь рассмотреть его с этой точки зрения. Взаимодействие двух полюсов. Когда мы кладем немного сахара на наш язык, мы испытываем ощущение, а именно — вкус сахара. Речь в этом случае идет о нейро-сенсорном процессе, который помогает осознать качество вещества, которое мы положили на язык. В действительности, весь организм участвует в этом процессе и готовится принять сахар, трансформировать его, переварить и направить туда, где есть в нем потребность. Но нашего сознания достигает только то, что происходит в нейро-сенсорной сфере. После прохождения пищи через глотку все остальное разворачивается совершенно бессознательно. И наоборот, все что происходит на моторно-пищеварительном полюсе, находит свое отражение в головном полюсе, ибо именно так мы осознаем результат наших движений, что позволяет нам их контролировать. Нормальное состояние подразумевает равновесие между этими полюсами. Если один из полюсов становится слишком активным, нужно чтобы равновесие было восстановлено. Решением этой задачи занимается ритмическая система, главным «действующим лицом» которой является сердце. Последнее функционирует одновременно и как нейро-сенсорный орган, который чувствует все, что идет сверху и снизу, а также как плотина, которая ограничивает и направляет кровяной поток с целью гармонизации двух тенденций. Одной из главных помех на пути развития знаний о физиологии кровообращения была идея сравнивать сердце с механической помпой, с насосом. Этот предрассудок настолько сильно укрепился в сознании, что бывает очень сложно от него избавиться. В цикле лекций для врачей 1920 г. Р. Штейнер говорил: «В первую очередь происходит обмен между жидкими пищевыми субстанциями и газовыми элементами, получаемыми при дыхании. Этот обмен должен быть подробно изучен. Он заключается во взаимодействии сил. Все, что взаимодействует, попадает в сердце, перед тем как вступить в различные виды обмена. Сердце выступает в роли собирающего сосуда, в роли плотины между тем, что можно назвать низшей деятельностью организма — поглощение и переработка пищи — и высшей деятельностью, внутри которой дыхание находится на самом нижнем месте. Собирание субстанций в сердце происходит ритмически непрерывно, и главное здесь заключается в том, что сердечная деятельность является результатом процесса обмена между жидкими пищевыми субстанциями и поглощенным воздухом. Все то, что проявляется в сердце, все, что можно в нем наблюдать, Должно рассматриваться, как следствие, и должно быть проанализировано в его механическом аспекте»[4]. Экспериментальные подтверждения. Лишь недавно эта концепция сердца как органа поддержания равновесия была проверена, причем двумя различными путями. Профессор Мантойфель[5] в книге: «Размышления о природе механических функций сердца», а также более чем в десятке других работ, написанных им в 60-е годы, приводит описание опытов над собаками с отведением кровообращения за пределы сердца. Он констатирует, что при этом дебет в минуту значительно увеличился. Если бы сердце было помпой, мы констатировали бы тогда уменьшение или полную остановку кровообращения. У детей с врожденным пороком сердца также наблюдается значительное увеличение дебета кровообращения. Проффессор Мантойфель рассказал о девятилетней девочке, весившей двадцать пять килограммов, у которой дебет кровообращения составлял 11,3 литра. Через шестнадцать дней после операции, сделанной в США, дебет составил 1,451 литра, следовательно, стал нормальным. Другие данные подтверждают вышеприведенные факты[6]. Эмбриологи прекрасно знают, что появление кровообращения предшествует появлению сердца и пульса. В дальнейшем мы увидим, насколько тот факт, что мы рассматриваем сердце как орган поддержания равновесия, может оказаться благотворным с точки зрения терапии сердечных заболеваний. Полюс жизни и полюс смерти. Изучим теперь подробнее деятельность двух полюсов организма. Мы определили нижний полюс как полюс движения и метаболизма (который также является движением — движением веществ). Мы обнаруживаем здесь интенсивную витальность и, следовательно, деятельность, относящуюся к эфирному телу. Постоянное обновление клеток пищеварительного тракта, размножение клеток в органах воспроизводства, все это является чисто эфирными процессами, проявлением жизни. Напротив, в нейро-сен-сорном полюсе доминируют процессы смерти. Такое положение вещей достигает кульминационной точки на уровне нервной клетки, которая не может восстанавливаться. Создается впечатление, что нужно совсем мало для того, чтобы она полностью умерла. Но означает ли это, что эфирные силы отсутствуют на верхнем полюсе? Метаморфоза эфирных сил в мышлении. Именно здесь действует правило компенсации, о котором мы уже говорили. Те эфирные силы, которые оторвались от нейро-сенсорных органов и привели их к относительной безжизненности, становятся пригодными для использования в другом плане: плане мышления. Все способности к регенерации, структуризации, подвижности, бесконечное множество и разнообразие пластических форм, которые характерны для жизни и в основе которых лежат эфирные силы, все это мы вновь, на новой ступени, находим в нашем мышлении. Мы можем в воображении создавать самые разные картины, моделировать их, объединять, стирать их и вновь вызывать во всем богатстве форм и аспектов, которые мы в случае внешнего восприятия наблюдаем, например, в растительном мире. Вот во что преобразуются эфирные силы на верхнем полюсе, частично отрываясь от чисто материальных процессов нервной системы и органов чувств. На нижнем полюсе они глубоко и неотрывно связаны с материальными субстанциями, обеспечивая тем самым интенсивную витальность метаболизма. На верхнем же полюсе они участвуют не в пластическом изменении и структуризации субстанций, но в структуризации и изменении образов мышления. Вследствие этого связь эфирного тела с физическим телом на верхнем полюсе является гораздо менее тесной. Эти эфирные силы в определенный период детского развития преобразуются и поступают в распоряжение астрального тела и «Я». Они проявляются на психически-духовном плане. Две стороны процесса питания. Пища, которую мы потребляем, является инородной по отношению к нашему организму, она обладает внечеловеческими свойствами. Чтобы организм смог усвоить, например, растительные углеводы или же животные белки, необходимо, чтобы они были освобождены от присущих им специфических эфирных сил (соответствующего растительного или животного вида). Это происходит в пищеварительном тракте. Там, под влиянием астральных сил верхнего полюса, пища расщепляется, лишается эфирных нечеловеческих сил. Стремясь победить инородные эфирные силы, организм сам укрепляется; именно в этом заключена сущность пищеварительного процесса. Здесь не так важны вещества, но — силы, векторами которых являются эти вещества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|