Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение искусства врачевания 6 глава




Вскармливание. Окружающая среда и эмоциональный контакт только часть того, что ребенок получает из внешнего мира. Питание и его влияние на развитие младенца не менее важно. До 6 месяцев все, что не является материнским молоком может быть использовано лишь в крайнем случае. Как говорила д-р Рита Леруа[19]: «Грудь, поначалу являющаяся главным выражением женской красоты, в дальнейшем должна превратиться в орган дарующей себя добродетели». Желание сохранить эту красоту в ущерб здоровью ребенка является проявлением эгоизма и позже приводит к раку груди. Мало кто знает, что половина женщин с раком груди никогда не кормили грудью и что вторую половину составляют, в основном, женщины, имеющие менее трех детей и кормившие грудью в течение только очень короткого периода[20]. Иногда удивляются тому, что столько женщин пользуются бутылочками с соской, тогда как кормление грудью проще. Можно предположить, что этой моде способствовала коммерческая реклама, в том числе консервированного молока. Впрочем, неверно утверждение, что при вскармливании грудью ее деформация неизбежна.

Рост и состав молока. Мы можем представить себе важность грудного вскармливания, сравнивая рост и состав молока у человека и трех млекопитающих графически:

Мы видим, что скорость роста практически пропорциональна процентному содержанию казеина и минеральных солей (CaO+MgO+P2O5). Процентное содержание жиров также следует этому движению, но более умеренно. Но процентное содержание лактозы обратно пропорционально росту. При этом употребление грудничком коровьего молока, разумеется, не приведет к убыстрению его роста в три раза, а вот минеральные соли будут концентрироваться в организме в соотношении 2,3 г на 100 г прибавки веса против 1,45 г при питании материнским молоком.

Рис. 3.

Следовательно, искусственное вскармливание обусловливает слишком быструю минерализацию. Легко заметить, что оно сопровождается преждевременным пробуждением самосознания, личностного за счет развития телесного. Таким образом, искусственное вскармливание порождает процесс акселерации, что затем приводит к преждевременному старению.

Пищеварение у грудного. Мы уже знаем, что для усвоения пища должна быть предварительно расщеплена (гл. 2). Возможности расщепления у грудничка весьма ограничены — у него еще нет сил необходимых для этого процесса. Вот почему он так предрасположен к различного рода токсическим пищевым инфекциям. Следовательно, важно не нагружать силы расщепления сверх их возможностей, предлагая неадаптированное питание, а приступать ко всякому изменению в рационе осторожно и постепенно.

Мясо и яйца. Некоторые педиатры рекомендуют давать детям мясо очень рано, поскольку они установили его влияние на развитие мускулатуры. Последнее неоспоримо, но желательно ли оно? Нужно знать, что употребление младенцем мяса влияет не столько на качество, сколько на скорость его развития, вследствие этого развитие становится неполноценным, однобоким. Можно быть абсолютно уверенным в том, что инфантильная, однобокая, ущербная психика многих взрослых людей в наше время обусловлена не в последнюю очередь характером их питания в раннем детстве.

Напомним также, что яйца, если их начать давать слишком рано, лишают ребенка его здорового природного пищевого инстинкта. Избыток же яиц из-за высокого содержания в них половых гормонов провоцирует преждевременную половую зрелость — другую, также нежелательную форму акселерации.

Детали, касающиеся питания ребенка, выходят за рамки данной книги и их можно найти в боле специализированных работах[21].

Пищеварительный полюс и движущая сила. Из головного полюса, более развитого физически, исходят силы, которые работают над формированием остального организма. На пищеварительном и двигательном полюсе (полюсе обмена веществ) еще в виде намека находятся особенно интенсивные силы воли, как выражения «Я», моделирующего снаружи этот организм, чтобы сделать его своим инструментом. Мы обнаруживаем эти силы воли в процессе вскармливания, когда ребенок с жаром ищет материнскую грудь. Мы можем наблюдать, как все его тело от губ до кончиков пальцев участвует в этой деятельности. Эти силы воли проявляются также в криках ребенка, в его подвижности, которые по их интенсивности далеко превосходят уровень развития его тела, то есть мощно и волево тянут это развитие вперед.

Положение стоя и первые шаги... Мало-помалу движения, казавшиеся хаотичными, начинают ориентироваться на определенную цель. Ребенок сначала приподнимает голову, затем он пытается выпрямить туловище, осваивает положение сидя и уже после этого, после долгих усилий ему удается принять положение стоя и научиться ходить. Возможность стоять на двух ногах достигается неустанным повторением попыток, такими усилиями воли, о которых мы имеем весьма смутное представление и на которую способны лишь очень немногие взрослые. Это может почувствовать тот, кто стремится достичь совершенства, например, в игре на музыкальном инструменте. Если поначалу можно удивляться тому факту, что антропософия связывает волю с полюсом движения, то наблюдение за ребенком, осваивающим хождение, доказывает нам, насколько такое движение оправдано.

...речь... Почти одновременно с этим ребенок учится и говорить. Как и в случае с ходьбой он учится говорить при помощи имитации. Эта способность тесно связана с дыханием и представляет собой одно из первых собственно человеческих эмоциональных проявлений. Но с другой стороны речь, особенно в самом начале ее формирования, это прежде всего движение, упражнение для губ, следовательно, волевая деятельность.

...и мышление. И только гораздо позже, когда ребенок научится ходить, он начинает думать, то есть улавливать связь между произносимым звуком и тем, что он обозначает. Ходить, говорить и думать — это три великие победы ребенка над организмом, которым он, в некоторой степени, научился управлять. Ничего подобного нет у животного, которое скачет без всяких предварительных усилий, поскольку способность держаться на своих ногах дана ему природой и ему нет необходимости этому учиться.

Появление первых зубов. Появление первых зубов почти совпадает по времени с первыми шагами. Их прорезывание также является проявлением внутренней воли. Часто оно сопровождается воспалительным процессом и жаром. Не наводит ли зуб своей твердостью на мысль об инородном теле, от которого организм пытается избавиться с помощью воспаления? Дело, конечно же, не дойдет до полного изгнания, но наиболее твердая часть — коронка, покрытая эмалью, — будет вытолкнута на поверхность. Если зуб слишком трудно прорезывается, силы воли, приторможенные в своем действии, могут взбунтоваться, что ведет к появлению судорог и конвульсий.

Появление «Я». К трем годам ребенок учится проявлять свои чувства и желания при помощи слова. Он начинает отличать себя от внешнего мира, с которым до этого был связан даже теснее, чем с собой как личностью. Раньше он называл себя в третьем лице, как будто являясь для самого себя внешним объектом, похожим на другие, теперь он говорит о себе «Я». Его духовное существо, его «Я» воплотилось теперь гораздо глубже в сформированное тело и приняло его как свою обитель. В то же время ребенок осознает внешний мир, который он теперь четче отличает от своего внутреннего существа, населяя свой внутренний мир воспоминаниями. Этот важнейший момент самоосознания сопровождается необходимостью самоутвердиться, поэтому он проявляется и в стремлении отвечать «нет» на все, что бы ему не предлагали. Это очень раздражает родителей, но чем меньше вы будете оказывать сопротивление ребенку, тем скорее это пройдет. Начиная с этого момента, ребенок вновь начинает подражать, как это уже было некоторое время назад, своему окружению, но он будет это делать сознательнее. До этого момента подражание имело скорее автоматический характер, теперь же ребенок хочет делать так, как его мама или как его папа, — и без их помощи. Необходимо, чтобы эта потребность подражать могла развиваться свободно. Если в этом ребенку препятствуют, последствия могут проявиться гораздо позже и сделать из взрослого человека страшного упрямца. Весьма вероятно и то, что если бы дети имели больше возможностей удовлетворять свои потребности к подражанию, то став взрослыми, они не оказывались бы стадными рабами той или иной поверхностной моды. Конечно же, невозможно разрешить ребенку делать все, что он пожелает, но воспитателю необходим такт, богатейшее воображение и долготерпение, чтобы научиться мягко направлять ребенка в правильную сторону. Воспитание — самое настоящее искусство, ибо произведением его является высшее сознательное существо — целый Человек!

Пропорции тела к семи годам. К концу первого семилетия, с выпадением молочных зубов ребенок полностью обновляет свой организм. Тело, как бы вновь построенное, принадлежит ему во всех его функциях целиком, да и по своим пропорциям оно гораздо больше напоминает тело взрослого человека, чем новорожденного. Пропорция между головой и конечностями становится таковой, что ребенок, пропустив свою руку за голову, может достать ухо противоположной стороны, что представляет собой замечательный традиционный тест на его готовность к школьному обучению. Мы лучше увидим, почему это так, немного позже.

Предрасположенность к болезням. Интенсивная работа, затрачиваемая ребенком от рождения до 7 лет на созидание своего тела, является одновременно и причиной его недостаточной сопротивляемости болезням. Он не имеет достаточной защиты от воздействия внешней среды (по сравнению со взрослым, который меньше сил тратит на строительство тела и нуждается лишь в поддержании уже выстроенного «дома» в порядке), поэтому необходимо обеспечить маленькому ребенку правильное питание и защиту от влияния внешних факторов. Шум, холод и жара, слишком интенсивный свет могут вызывать органические расстройства. Тепловая регуляция, зависящая от «Я», не обеспечивается до тех пор, пока это «Я» не завладеет своим телом и постепенно не сформируется собственно человеческая «гомеотер-мия». Если слишком сильный свет у маленького ребенка может вызвать неудобства и болезнь, то недостаток света, хотя это и случается в наши дни реже, чем столетие назад, может стать причиной рахита.

Рахит. Это заболевание является типичным проявлением нарушения равновесия между силами роста и силами структуры организма. Вот почему оно заслуживает нашего особого внимания. Изучение «рахитичных» костей показывает с одной стороны недостаточность кальцификации, следовательно, расстройство обмена веществ, а с другой — хаотичное разрастание соединительной костной ткани. Таким образом, мы наблюдаем недостаточную минерализацию и недостаточную структурность. Эти два процесса, как мы видели в начале, являются отражением прямого воздействия «Я» на организм. При рахите «Я» оказывается слишком слабым, чтобы реализовываться в строительстве, оно не может обеспечить световой метаболизм, трансформировать свет и «интегрировать его в химизм костей». Может случиться, что «Я» не имеет достаточно света в своем распоряжении. Однако эта экзогенная форма рахита стала более редкой в наше время.

Витамин D. Для предотвращения или лечения рахита грудным детям дают обычно синтетический витамин D. Это малоудовлетворительная практика в терапевтическом плане, поскольку носит замещающий характер, не достигает самих корней этой болезни, а помимо этого и не лишена риска. Хотя терапия витамином D влияет на минерализацию, воздействия на структуру, то есть на качество тканей, вообще не наблюдается. Поэтому такая терапия может спровоцировать гипер-кальцификацию, в особенности на уровне почек (вплоть до смертельных случаев). И хотя такие серьезные случаи бывают относительно редко, систематическое назначение витамина D, тем не менее, всегда вызывает слишком раннее отвердение костей, а также всех других тканей. Легко заметить таких детей, «вылеченных» от рахита витамином D, — у них старческие лица, слишком маленькие головы, их дальнейшее развитие не может проходить нормально.

Лечение рахита и его профилактика. При заболеваниях, связанных с силами света и «Я», типа рахита думают прежде всего о фосфоре, который прописывают в дозе D5 или D6 из расчета 3 капли до первого завтрака и перед вторым завтраком (нельзя назначать фосфор в низких разведениях вечером). Если болезнь затрагивает особенно «головной полюс» (краниотабес), назначают Phosphor D30 по 5 капель через день или через два дня, который можно принимать вечером, около 18 часов. Для стимуляции сил структурности назначают Quarz (Silicea) D10 в тритурации (порошке) или каплях по два раза в день. В случае деформаций прописывают Stannum D10 2 раза в день; Stannum также показан в случае краниотабеса в виде мази (Stannum 0,1% Ungt); мазь наносится на всю голову на ночь. Чтобы стимулировать у ребенка желание держаться прямо, держать осанку, утром дают Ferrum sidereum D20 величиной с горошину.

В порядке профилактики хорошо давать матери во время беременности препарат «Aufbaukalk 1» — утром и «Aufbaukalk 2» — вечером*. Этот препарат можно давать также и ребенку с 9 недели его жизни.

«Маленькие и большие головы». Для врача весьма полезно упражняться в чисто зрительном отнесении детей к «большеголовому» и «мелкоголовому» типам. У первого типа всегда доминирует система обмена веществ, у них относительно замедлены процессы отвердения и оформления тела. У второго типа, напротив, кальцификация, отвердение происходит значительно быстрее. Соответственно, для первого типа, в идеале, «Aufbaukalk 2» следовало бы прописывать несколько позднее; а заменить его в первые месяцы жизни можно, например, препаратом Conchae D3-D6. Вообще говоря, препараты «Aufbaukalk 1 и 2» полезно прописывать в течение всего детского развития ребенка вплоть до половой зрелости — курсами по 4 недели с двухнедельными паузами между курсами. В период с 15 июня по 15 сентября прием этих препаратов можно отменить. При этом следует иметь в виду, что «Aufbaukalk»[22] не всегда оказывается достаточной профилактикой рахита, к нему следует добавлять — но в случаях явной тенденции к рахиту — однократный утренний прием Phosphor D6 в период недостаточности солнечного света (с осени по позднюю весну).

Для преодоления передозировки витамина D мы прописываем Argentum sulfuratum naturale (Argentit) D6 (у блондинов, слишком чувствительных к сере, мы заменим этот препарат на Argentum metallicum D6) три раза в день по 3—5 капель (или 3 раза в день дозу тритура-ции на кончике кофейной ложки). Можно также прибегнуть к тепло-горячим ваннам с добавлением чайной ложки Kalium sulfuricum 30%.

Скарлатина и корь. Так называемые «детские болезни» суть выражение борьбы между «Я» и наследственными силами. В течение детского развития наступают моменты, когда духовное существо («космическая модель») с особой интенсивностью пытается проявить свое господство; это стремление отпечатать свое индивидуальное начало внутри физического организма сказывается в особой предрасположенности к скарлатине. В другие периоды духовное существо более лабильно к воздействию сил наследственности, так сказать к «земной модели», тогда ребенок более восприимчив к кори. Это заболевание имеет выраженный «водный» (отечный) характер, организм как бы затопляется жидкостью — глаза слезятся, веки опухают, лицо да и все тело заплывает, опухает. Это яркие проявления господства эфирного, которое как мы знаем, опирается на жидкий элемент в человеческом организме. Напротив, скарлатина с ее более драматичным течением побуждает нас думать скорее о пожаре — сухость кожных покровов и характер высыпаний напоминают о минерализующей, сжигающей функции «Я» («огонь, оставляющий за собой лишь золу»). Это минерализующее действие сказывается вплоть до осложнений скарлатины — нефрита и ревматизма.

Лечение кори. Оно просто. Дается противовоспалительное средство типа Ferrum phosphoricum comp, (гомеопатические шарики Weleda по 3—5 шариков в зависимости от возраста) или Aconitum /Eucalyptus comp. (3—5 капель) каждые два часа и горчичник на верхнюю часть грудной клетки для облегчения выхода сыпи. Хорошая богатая сыпь обеспечивает, как правило, полное отсутствие осложнений. Разумеется, ребенку нужно достаточное время провести в тепле и в покое, а на период лихорадки прописать богатую жидкостями диету. Когда температура спадет, не следует резко отменять противовоспалительные гомеопатические средства, но просто урезать количество приемов. В случае необходимости можно прописать отхаркивающие сборы трав с небольшим количеством меда или Pertudoron 1 и 2 (чередуя № 1 и № 2 через 3—4 часа по 3—5 капель), но никогда не давать кодеин или подобные средства. В период ре-конвалесценции мы станем давать ребенку 1—2 раза в день препарат Ferrum sidereum D10 по 3—7 капель на прием и сок (сироп или настой) клюквы или облепихи.

Лечение скарлатины. При скарлатине, в первую очередь, важно повлиять на происходящие в горле и гортани — каждые четыре часа припудривать пудрой Bolus Eucalypti comp. Weleda (к сожалению, широко пока не доступной в России). Если ангина в основном гипере-мична — преобладает краснота — прописывают каждые четыре часа 3—5 капель (или дозу тритурации) Zinnober D20 (другое название — Mercurius sulfuratum natu-rale D20). Если же ангина кашицеобразная (творожная), то Zinnober заменяют на Mercurius cyanatus D4 (от 5 до 10 капель в зависимости от возраста). Основным медикаментом при скарлатине считается минерал Cassiterit 0,1 % в тритурации, который добавляют в ванну (на 2 градуса ниже температуры тела больного) из расчета: 1 столовая ложка на ванну. Не забывайте давать тонизирующее сердечное средство перед ванной (7—10 капель Primula /Onopordon сотр.). Если ванна невозможна, ее заменяют холодным обертыванием всего тела. Для этого следует намочить простыню в холодной воде, в которую добавлена 1 чайная ложка Cassiterit 0,1%). После ванны или обертывания больного следует укутать в сухую банную простыню и дать выпить настой из цветков бузины или липы для потения. Ванна или обертывание назначаются один раз в день, если только высокая температура не требует более частого повторения перечисленных процедур. Необходимо всегда поддерживать сердце и давать Primula /Onopordon comp, не менее трех раз в день (от 5 до 10 капель на прием). Как и при других острых лихорадочных заболеваниях, нужно назначать водную диету и быть очень осторожным при возвращении больного к обычному питанию (ни соли, ни белков!). В период выздоровления дают Ferrum sidereum D10 / Pancreas D6 aa и Equisetum D6, даже если нет никаких признаков нефрита. Вылеченная подобным образом скарлатина почти никогда не дает осложнений.

Коклюш. Если скарлатина приближает нас к огню, а корь — к воде, то коклюш, несомненно, связан с воздухом и астральным телом. Он характеризуется приступами кашля, которые всем нам хорошо знакомы и представляют собой отчаянную попытку организма избавиться от воздуха, содержащегося в легких. При нормальном дыхании связь между астральным телом и остальным организмом изменяется ритмично. При коклюше, вследствие раздражения бронхов, воздух остается в органе, провоцируя спазм голосовой щели, и еще больше задерживается выдох. Не выделенный воздух ведет себя как инородное тело, от которого организм хочет избавиться, что невозможно сделать из-за закрытой голосовой щели. В конечном счете, повышение содержания углекислоты в крови вызывает обморок, следовательно, отрыв астрального тела. Спазм проходит, и воздух со свистом возвращается в бронхи. Может показаться парадоксальным, что неудавшаяся попытка выдохнуть заканчивается вдохом. В действительности попытка выдоха касается только задержанной (остаточной) части воздуха, который ведет себя как инородное тело. При открытой голосовой щели воздух проникает в силу своей упругости в глотку. Если вы понаблюдаете за поведением больного во время приступа кашля, вы увидите, что речь идет, как говорил Р. Штейнер, об «экспираторной одышке», и вы сможете уловить поведение астрального тела.

Эмоциональный фактор. Роль астрального тела помогает нам понять значение эмоционального фактора при коклюше. У детей, которым Боги подарили нервных, беспокойных матерей, коклюш протекает более тяжело, более драматично, чем у детей, чьи матери способны проявлять спокойствие в критических ситуациях. И вот типичный пример. Я лечил от коклюша ребенка моего коллеги. Все протекало прекрасно до того момента пока мать не узнала о том, что вскоре мне придется уехать на пару недель из города. Она занервничала — как же это ребенок останется без врача. Ее беспокойство немедленно отразилось на ребенке: приступы кашля существенно участились и стали более интенсивными, хотя в лечении не было произведено никаких перемен.

Лечение коклюша. Для успешного лечения коклюша необходимо вначале успокоить окружающих ребенка взрослых, а также потребовать соблюдения очень строгой дисциплины в некоторых вопросах. Затем необходимо значительно уменьшить питание. Это не всегда просто, т. к. матери боятся, что их дети умрут от голода, но им никогда не приходит в голову, что можно умереть и от переедания. В случае рвоты обычно дают легкий завтрак после приступа кашля. Если приступы рвоты часты, нужно подумать о компенсации потерь хлористых соединений и увеличить употребление поваренной соли. Рвота у грудного ребенка может вызвать быстрое обезвоживание организма. Нужно своевременно восполнять потери жидкости, давая только сильно разбавленное молоко или настои трав. Нужно быть очень точным при назначении противокашлевых средств, являющихся причиной многих осложнений. Применение медицинских препаратов должно быть направлено на смягчение действия астрального тела. Это достигается при помощи Pertudoron 1 и 2. При условии уважения к дозировке вы получите прекрасные результаты. Грудному ребенку дают максимально 3 капли, подросткам или взрослым — не более 5 капель препарата на прием. Назначают N1 и N2 с интервалом между номерами препаратов в два часа. Вначале медикамент дают даже ночью. В течение 1 или 2-х дней в целом отмечается небольшое ухудшение, которое ни в коем случае не должно вызвать увеличение дозы или более частый прием препаратов, скорее наоборот, дозы следует уменьшить. Затем состояние больного улучшается. Неудачи бывают обусловлены, как правило, перегрузкой желудка. Не нужно бояться того, что ребенок похудеет, т. к. по выздоровлении у него появится прекрасный аппетит и он быстро наберет свой вес (за исключением случаев, когда приступы кашля подавлялись кодеином или его производными). Pertudoron 1 и 2 следует давать до полного прекращения приступов кашля, но как только ребенок станет чувствовать себя лучше, можно изменить порядок приема этого лекарства, например, отменить его ночью.

Интересно отметить, что после перенесенного коклюша, иногда в течение более одного года, отличается некоторая раздражительность бронхов, что обусловливает возникновение коклюшеподобного кашля при каждом переохлаждении. Не следует позволять родителям думать, что это недолеченный коклюш.

Наблюдая за ребенком, вылеченным подобным образом, вы будете удивлены не только быстротой его выздоровления, но особенно новыми достижениями в его развитии, которые обнаруживаются даже в обогащении его речи новыми словами и смыслами. Ребенок, у которого болезнь подавили, напротив, иногда в течение месяцев и даже лет чувствует себя плохо. Исходя из вышесказанного, не следовало бы делать ребенку прививку против коклюша, поскольку это лишает его той возможности развития, которая заложена в этой болезни.


ГЛАВА ВОСЬМАЯ

От семи до четырнадцати лет

Преобразование эфирных сил. До семилетнего возраста эфирное тело остается связанным с всемирным эфиром, совершенно так же, как и физическое тело связано с матерью в эмбриональный период, до момента рождения. Со сменой зубов эфирное тело становится свободным, можно сказать, что оно рождается. До этого времени оно было занято построением физического тела — его ростом, оформлением пропорций, реализующихся в соотношениях между головой и другими частями тела.

Однако часть эфирного тела останется связанной с организмом и продолжит, как и прежде, руководство процессами роста и регенерации. Другая, выполнив свои задачи на физическом плане, становится свободной. Для выполнения каких функций предназначена эта часть? В природе ничто не исчезает, но все преобразуется. Эти, ставшие свободными, эфирные силы преобразуются в силы мышления, памяти, представления, ассоциаций. Теперь мы понимаем, почему возраст школьной зрелости можно установить исходя из соотношения размеров головы и конечностей. Удивительно обнаруживать сходство, существующее между силами роста и мышления. Приведенная ниже таблица подтверждает эту мысль.

Дислексия. Для того, чтобы эфирные силы преобразовались в силы мышления, необходимо, чтобы «Я» было достаточно зрелым для их использования. Оно должно овладеть ими, структурировать, иначе они проявят тенденцию к регрессии до вегетативной стадии.

Таблица 2

 

Действие эфирного тела на...
рост мышление
Репродукция органических элементов, например, клеток Репродукция элементов восприятия (в представлении)
Выработка симметрии (правая и левая стороны) Возможность мыслить противоположностями
Структурирование тканей Структурирование мышления
Разнообразие форм тканей Разнообразие мыслей
Сохранение «памяти» в клетке в виде «свернутого» энергетического запаса, который может быть востребован Воспоминание (сохранение элементов, которые могут быть востребованы сознанием)
Связь клеток друг с другом в соответствии с системным планом Связь мыслей, понятий, согласно логической системе
Разветвление «древа» ткани Разветвление «древа» мыслей, ассоциация понятий
и так далее... и так далее...

Затруднения в чтении и понимании прочитанного представляют собой один из аспектов подобной регрессии. Дислексия свидетельствует о неправильной метаморфозе эфирного тела, которая психически проявляется в форме зеркальных картин. Это напоминает нам о способности к воспроизведению симметричных форм, присущей именно эфирному телу. Ребенок читает вместо прописной «р» — «д», «пор» вместо «роп» и т.д., то есть зеркально. К счастью, эти расстройства бывают непродолжительными и, как правило, исчезают полностью после того, как «Я» укрепит свои позиции. В дальнейшем мы коснемся другого аспекта подобной регрессии эфирных сил при раке.

Необходимость в умеренной интеллектуальной активности. Освобождение части эфирных сил открывает возможности для запоминания, и тогда ребенок действительно становится способным учиться. Конечно, и трехлетнего ребенка возможно научить письму, но в этом случае слишком рано используют эфирные силы, которые должны сохраниться для строительства организма. Даже если это не приведет к немедленным расстройствам, такое изъятие сил все равно отразится на здоровье. И после того, как ребенку исполнилось семь лет, нужно всегда учитывать его индивидуальные возможности. Если детская память слишком перенапрягается, если нейро-сенсорный полюс напрягают сверх меры, то ребенок быстро становится бледным и слабым. И напротив, если интеллектуальная работа недостаточна, то кроветворные процессы метаболического полюса начинают превалировать и ребенок становится излишне возбужденным. Легко констатировать, что современная эпоха слишком интенсивно использует силы мышления.

Развитие эмоциональной жизни. Частичное высвобождение эфирного тела дает ребенку больше свободы во внешнем мире. Это необходимое условие для развития эмоциональной жизни, чем ребенок будет заниматься все второе семилетие. Душевная жизнь характеризуется непрерывным колебанием между двумя основными чувствами: симпатией и антипатией. Это колебание между двумя противоположностями является, следовательно, чередованием, ритмом и принадлежит к ритмической системе организма. У ребенка до семи лет только закладываются ее основы, в периоде же второго семилетия эта система развивается полностью для того, чтобы стать инструментом эмоциональной жизни. В первое семилетие формирование организма проходило, в основном, под руководством эфирного тела, теперь же характер развития будет определять астральное тело. Эмоциональность, душевные движения являются своего рода танцем, который осуществляется «под музыку» восприятий и выражается в телесных движениях, колеблющихся между покоем, характерным для головы, и максимальной мобильностью конечностей. Это тоже ритм, который соответственно должен быть уравновешен.

Эмоциональная жизнь до семи лет. До семи лет жизнь чувств ребенка еще мало развита. Она, в основном, выражает связь его телесного состояния с физическим окружением. Например, ребенок стремится к материнскому теплу. Но он живет в своем мире, практически не раскрываясь чувствам других; он удивительно объективен и почти не испытывает сострадания, может быть (с точки зрения взрослых) очень жестоким, поскольку не в силах понять того, что чувствуют другие. Когда двое маленьких играют вместе, каждый из них играет для себя. Даже если один из них имитирует другого, между ними нет внутреннего контакта.

Воспитание эмоциональности. Со вступлением астрального тела появляется интериоризация чувства, — все больше впечатлений внешнего мира становятся достоянием души, формируется противопоставление, ставшего внутренней средой, мира внешнему миру. Отныне симпатия и антипатия проникают до самых глубин души. Ребенок становится способным как на дружбу, так и на неприязнь. Он развивает свое социальное чувство — играет в группе, поет в хоре и т. д. В течение этого периода важную роль играет музыка, помогая гармонизировать силы мышления и воли. Мы утратили знание о том, что наше тело построено согласно музыкальным законам и что отношения между интервалами в точности передают соотношение между различными частями тела. Следовательно, мы может помочь развитию ребенка, обучая его игре на музыкальных инструментах, а осознанный выбор инструмента, подходящего для данного психо-физиологического типа, может стать действенной терапией, сглаживающей формирующиеся у ребенка нарушения в развитии. Собственно, то же относится и к другим видам искусства (лепке, скульптуре, живописи, танцу и т.д.). Более того, в этот период любое обучение ребенка (даже и точным дисциплинам) должно основываться на принципах искусства, а не быть сухо интеллектуальным (недаром в последние десятилетия развилось столько педагогических систем, основанных на использовании принципа игры, которая, по сути, и тяготеет к искусству). В этом случае школа не станет ярмом, где природное любопытство ребенка погаснет, но будет местом, где душу ребенка, развивают и укрепляют «Музы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...