Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия кооперации как средство повышения конкурентоспособности компании: ее сущность, цели, виды




Содержание

 

Введение

. Теоретические основы кооперативной стратегии компании

Стратегия кооперации как средство повышения конкурентоспособности компании: ее сущность, цели, виды

Основные механизмы, лежащие в основе стратегии кооперации

. Стратегический альянс как одна из эффективных форм кооперативных взаимодействий

  Понятие, значение и цели создания стратегических альянсов

2.2 Жизненный цикл стратегического альянса

Преимущества и недостатки стратегических альянсов

. Практические аспекты построения кооперативной стратегии на примере стратегического альянса «Samsung» и «Sony»

Заключение

Список литературы


Введение

 

Люди давно пришли к выводу, что работать лучше сообща: нет смысла каждому заниматься производством всего необходимого для жизнедеятельности. Существенно лучше, когда каждый занимается тем, что у него получается лучше всего, а затем избыточные результаты труда обмениваются на результаты труда других таких же производителей. В результате все получают доступ к любым необходимым товарам и услугам заведомо более высокого качества, чем, если бы каждый занимался производством всего сам.

Этот процесс называется разделением труда и его можно успешно применять на различных предприятиях: каждое предприятие начинает специализироваться на том, что оно умеет делать лучше всего, а все необходимое из того, что оно не производит, оно покупает, обменивая свою продукцию или услуги на продукцию других таких же узкоспециализированных предприятий. Этот процесс называется промышленным разделением труда, и осуществляется он на основе специализации каждого из предприятий.

Когда же сложность производимой продукции или условий ее производства возрастают настолько, что ни одному предприятию уже не под силу выпустить ее в одиночку, несколько предприятий договариваются об объединении усилий и начинают сотрудничать (кооперировать) друг с другом. То есть обретает место так называемый «синергетический эффект», который характеризует возможность в результате объединения элементов получать больший экономический эффект, чем арифметическая сумма экономических эффектов от деятельности отдельных элементов.

Таким образом, работать в рамках кооперации - значит повышать эффективность бизнеса за счет использования преимуществ специализации.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия «кооперация», на котором, непосредственно, строится кооперативная стратегия, исследование сущности данной стратегии, ее целей и значения для компании, а также ее основной формы проявления - стратегического альянса.

 

 


Теоретические основы кооперативной стратегии компании

Стратегия кооперации как средство повышения конкурентоспособности компании: ее сущность, цели, виды

 

Конкуренция всегда считалась основным фактором движения любого бизнеса и в настоящее время составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. Представление о конкуренции как об остром соперничестве, столкновении интересов и борьбе, в результате чего одни фирмы разоряются, а другие, напротив, достигают всеобщего признания и процветания, всегда присутствовало при изучении рыночного механизма, расценивалось как движущая сила развития общества.

Но в настоящее время сотрудничество и конкуренция перестают быть взаимоисключающими понятиями, сегодня успех в бизнесе чаще всего определяется партнерским взаимодействием и совместным использованием имеющихся у компаний конкурентных преимуществ.

Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли в настоящее время затрудняют самостоятельное вхождение на рынок новых конкурентов, и поэтому все чаще возникают различные формы объединения предприятий, позволяющие ее участникам более совершенно использовать имеющиеся ресурсы, разделять риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений, обновление внутриорганизационных процессов в соответствии с темпом технологических изменений и др. То есть организации используют стратегию кооперации как инструмент стратегической борьбы.

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - это сотрудничество двух или нескольких самостоятельных предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. Оно должно создаваться с целью более эффективного решения производственных задач благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов.

Продуктивные сотрудничества являются основой успеха. Это то, что дает возможность многим компаниям реализовывать непрерывное совершенствование. Фирме необходимо концентрировать ресурсы на том, что делается ею наилучшим образом и что создает устойчивое конкурентное преимущество, а для других направлений необходимо использовать возможности партнеров. Работая совместно с другими, они смогут направить свои ресурсы и способности на осуществление проектов, наиболее для них важных.

Ключевыми характеристиками такого сотрудничества (партнерства) являются:

·         добровольная основа;

·         взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов;

·         синергия - эффект совме стных действий выше простой суммы индивидуальных усилий;

·         явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников;

·         совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости;

·         разделение компетенций и ресурсов (сотрудничество - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги).

Выбор кооперативной стратегии обуславливается относительной слабостью конкурентного потенциала компании, зависимостью ее деятельности от возможностей внешнего окружения; компания, с одной стороны, оказывается слишком слабой для достижения стратегической независимости от окружения, а с другой стороны, достаточно сильной, чтобы пойти на кооперацию с другой компанией, которая может оказаться очень выгодным партнером в борьбе за конкурентное преимущество.

Стратегия кооперации сформировалась неслучайно. Исторически, в период свободной конкуренции всякая фирма стремилась монополизировать рынок. Конкуренты соперничали за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым конкурентом оказывалась невозможной. Крупные компании, доминирующие на одних локальных рынках, вели себя скромно на других локальных рынках. В частности, предприятия, работающие на экспорт, искали возможности кооперации с предприятиями в менее развитых странах, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. Тем самым, кооперативная солидарность была им необходима для получения доступа на новые рынки. [4,c. 84]

Компании используют кооперативную солидарность в целях экономии на масштабах производства и сбыта товаров, получения доступа на другие рынки, совместного использования опыта и знаний в профессиональной деятельности. Солидарные конкуренты могут многому научиться друг у друга, осуществляя совместные исследования, обмениваясь ноу-хау, а также изучая особенности профессиональной деятельности. Они договариваются о совместных закупках с целью снижения своих издержек. При этом конкуренция фирм не исчезает, а переходит на более высокий интеллектуальный уровень борьбы брендов. И тогда, казалось бы, абсурдное сотрудничество по объединению рынков конкурентов перестает быть загадкой: логистика для объединенного рынка соперников становится более эффективной, а управление такой логистикой требует, несомненно, партнерских отношений. В результате более полного удовлетворения клиентов каждая из сторон не теряет, а увеличивает свой рынок.

Стратегия кооперации чаще всего реализуется небольшими фирмами, не претендующими на конкурентное преобладание на рынке, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнеров по конкурентному потенциалу, особенно тех, опыт и знания которых отсутствуют у фирмы-инициатора кооперационного проекта. Выгода от кооперации оказывается намного большей, чем одновременное противостояние всем конкурентам сразу, хотя кооперирование всегда оборачивается относительным ограничением самостоятельности.

Можно выделить два основных подхода к стратегии кооперации:

1)Формальный подход: компании могут заключать формальные договоры с партнерами. В этих договорах им следует четко указывать, как должна отслеживаться кооперативная стратегия и как будет контролироваться поведение партнера. Этот подход следует использовать, если компании заинтересованы в минимизации расходов союза и предупреждении авантюрных действий своего партнера.

2)Максимизация возможности: если союз концентрируется на максимизации возможностей создания стоимости и развитии бизнеса, ориентированного на возможности, компания и её партнер должны быть готовы оперативно использовать непредвиденные возможности, чтобы учиться друг у друга и исследовать дополнительные варианты сбыта. Для успеха в данном подходе необходимы основанные на доверии взаимоотношения партнеров и существование взаимодополняющих активов сторон. Это менее формальный подход: расходы на отслеживание сокращены, а возможности создания стоимости посредством кооперативного взаимодействия максимизированы, поскольку партнеры могут преследовать потенциальные создающие ренту возможности, которые недоступны партнерам, связанным более жесткими условиями договора.

Важно отметить тот факт, что объединившиеся под давлением серьезных затруднений в их деятельности компании при дальнейшем коренном улучшении своего положения, укреплении своего научно-производственного и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, могут расширить свое независимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшему партнеру. Договорная кооперация не фиксирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в ее рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определенном этапе и потому их объединяющий.

Разработка стратегии сотрудничества включает в себя следующие особенности:

·         при внутреннем анализе нужно оценивать не только потенциал каждого партнера, но и синергию (силы и слабости сотрудничества);

·         анализ рынка следует производить не для отдельной фирмы, а для партнерства как вполне самостоятельной, пусть только планируемой, структуры. При этом выводимая из SWOT-анализа стратегия будет стратегией не отдельных фирм, а создаваемого стратегического союза как целого. Из этой стратегии будет вытекать стратегия каждого партнера, которая должна практически поддерживать общую программу действий сотрудничества.

·         график мероприятий по реализации разработанной стратегии должен быть под одновременным и равноправным контролем процессов сотрудничества со стороны заинтересованных сторон.[21,c.15]

Чтобы не стать жертвой дискриминирующих действий конкурентов, любой компании необходимо осуществлять стратегическое соперничество. Применяя стратегию кооперативной солидарности, конкурентные действия компаний направляются на стабилизацию своих собственных стратегических конкурентных позиций путем уменьшения степени риска. Совместное и солидарное стратегическое сотрудничество с другими фирмами происходит в форме вертикальной и горизонтальной кооперации, которые ориентируют фирму на снижение агрессивной активности и сохранение баланса конкурентных сил.

Горизонтальная кооперация представляет собой сотрудничество предприятий, находящихся на одной хозяйственной ступени, осуществляющих одноименную деятельность на одном и том же секторе или сегменте рынка. Например, могут сотрудничать несколько производителей, сбытовых предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли.

Выгода партнерства заключается в том, что компании, занятые в смежных сферах деятельности, могут обладать взаимодополняющими ресурсами, технологиями опытом, информацией, которые являются необходимыми для эффективного ведения бизнеса.

Вертикальная кооперация выражается в установлении деловых связей между предприятиями различных хозяйственных ступеней, таких как добыча, производство, сбыт. Вертикальная кооперация приводит к снижению зависимости компании от поставщиков или дистрибуторов, также уменьшатся затраты на их поиск. То есть вертикальная кооперация как бы формирует механизмы взаимострахования участников объединения и их адаптации к внешним осложнениям. Такое взаимодействие имеет возможность повысить рыночную власть компании относительно той, которой она обладает исходя только из своей доли на данном рынке, путем ограничения доступа конкурентов как на рынок факторов производства, так и на рынок конечной продукции.[14]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...