Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преимущества и недостатки стратегических альянсов




 

Очевидно, что стратегические альянсы как особая форма взаимодействия между предприятиями имеет множество преимуществ:

·         возможность быстрого проникновения на жизненно важные рынки и создание потенциала для освоения более крупного рынка;

·         получение достоверной информации о незнакомом рынке и культуре за счет создания союзов с местными компаниями;

·         получение ценных навыков и компетенций, сконцентрированных в определенных географических регионах (например, разработка программного обеспечения сконцентрирована в США, моделирование модной одежды - в Италии, эффективная организация производства - в Японии);

·         сотрудничество создает "плацдарм" для вхождения в новую отрасль;

·         союзы открывают доступ к новым технологиям, опыту и компетенции, приобретение которых силами одной компании заняло бы слишком много времени;

·         сотрудничество открывает много новых возможностей за счет объединения ресурсов и возможностей компаний-участников и др.[22,c.189]

Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнерство имеет только выгоды. Здесь также имеются и слабые стороны. Следует отметить, что эффективная кооперация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и иногда противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры.

К тому же, прочные связи с одним из партнеров могут заставить фирму отдалиться или ограничить связи с другим во избежание конфликтов интере сов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиден циальной информации. Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, затягиваться и за вершаться слишком большим количеством компромиссов.

Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.

Более половины таких союзов просто «рассыпаются», не реализовав намеченных целей и не преодолев возникающих на пути их развития трудностей, которые представлены вышеперечисленными факторами, сложностью определения четких целей объединения, трудностями в управлении и координации интересов участвующих сторон, возможностями нанесения серьезного ущерба имиджу альянса из-за ошибок или неудач одного из участников, опасностями утечки информации через сотрудников фирмы-партнера, возможностью невыполнения партнером своих обязательств и трудностью осуществления контроля за работой альянса, за его эффективностью, а также проблемами выбора критериев оценки эффективности работы альянса и подведения результатов его финансовой деятельности.

Стратегические альянсы - это соглашения, основанные на доверии и сотрудничестве согласно поставленным целям, участники которых дополняют в бизнес-возможностях друг друга. В то же время это прагматические союзы, каждая из сторон в которых стремится преследовать, прежде всего, свои выгоды и преимущества для одержания победы в конкурентной борьбе за счет успешной расстановки сил и защиты или расширения рыночной территории.

Стратегические альянсы в международном бизнесе усиливают и облекают в гибкую форму процессы концентрации и централизации капитала, еще более усиливают мощь крупнейших компаний за счет согласования и объединения их усилий по приращиванию мировых рынков и устранению более мелких и слабых конкурентов. Таким образом, можно рассматривать альянсы как в определенной степени нарушение антимонопольного законодательства отдельных стран, поскольку крупнейшие компании за счет объединения усилий в рыночной сфере получают монопольные преимущества на национальных и международных рынках. В связи с этим раздаются голоса критики со стороны руководителей отдельных компаний и обществ в защиту потребителей, поскольку монопольные позиции таких альянсов позволяют диктовать цены и сводят на нет усилия других конкурентов.

Как следует из содержания Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», достаточно широкий круг соглашений, заключаемых хозяйствующими субъектами в ходе коммерческой деятельности, может рассматриваться в качестве ограничивающих конкуренцию.[1]

В целом же, очевидно, что преимущества стратегического альянса перевешивают его недостатки и опасности, если тактика партнерства применяется правильно, и для того, чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:

·         партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;

·         лучше, если товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;

·         в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на стороне конкурента;

·         не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;

·         при заключении стратегического альянса нужно быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого;

·         стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, и если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...