Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консульское учреждение (см в 8)




Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением государственного герба, печати, штампы, бланки, счета в банках. Свои функции оно осуществляет в соответствующем консульском округе, в который могут входить несколько административно-территориальных единиц.

Консульским должностным лицом может быть только гражданин Российской Федерации. В российском консульском учреждении не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

В настоящее время в международной практике сложились четыре класса консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. В дипломатических представительствах консульские функции выполняются консульскими отделами, а возглавляющие их дипломаты нередко имеют класс генерального консула. Консулы всех классов, кроме нештатных (почетных) консулов, являются гражданами аккредитующего государства.

Документом для назначения главы консульского учреждения является консульский патент (Commission). В нем указываются полное имя и фамилия, консульский ранг (класс) консула, место расположения консульства, консульский округ. В некоторых странах консульский патент подписывается главой государства и скрепляется подписью министра иностранных дел (США, Германия, Австрия, Франция и др.). Но в большинстве стран достаточно подписи главы министерства иностранных дел. В России патенты подписывают заместитель министра иностранных дел и директор Департамента консульской службы МИД России.

Обычно патент направляется по дипломатическим каналам в МИД государства пребывания, которое рассматривает предлагаемую кандидатуру и в случае согласия готовит ответный документ, который называется консульской экзекватурой (anExequatur). Консульская экзекватура, разрешающая выполнение консульских функций, утверждается, как правило, главой государства, правительства или министром иностранных дел. Экзекватура имеет форму отдельного документа, но в некоторых странах она выражается в разрешительной надписи непосредственно на консульском патенте. Отказ в выдаче экзекватуры не мотивируется.

Для назначения заведующего консульским отделом посольства консульского патента и консульской экзекватуры не требуется.

Штат консульских загранучреждений подразделяется на три части: консульские должностные лица (оперативно-дипломатический персонал), консульские служащие (административно-технический персонал) и обслуживающий персонал (водители, уборщицы, садовники; ими могут быть и местные жители).

Работники консульского учреждения назначаются на соответствующие должности в установленном МИД России порядке. Персональную ответственность за качество выполнения возложенных на консульское учреждение задач и эффективность осуществления им функций несет глава консульского учреждения. Функций работника консульского учреждения прекращаются в следующих случаях: по окончании срока командировки; при аннулировании экзекватуры или объявлении его «персоной нон грата»; в случае закрытия консульского загранучреждения или разрыва консульских отношений.

Как Венская Конвенция 1963 г., так и двусторонние конвенции и соглашения о консульских сношениях предусматривают обязанность страны пребывания предоставлять все возможности для выполнения консульскими загранучреждениями своих функций. В частности, она должна оказывать содействие в приобретении помещений для консульств, обеспечивать выполнение привилегий и иммунитетов консульских загранучреждений и их персонала.

В нашей стране функции координации консульской работы возложены на Департамент консульской службы МИД России. Департамент планирует и направляет деятельность консульских отделов в составе посольств и представительств МИД России на территории Российской Федерации, генеральных консульств и консульств, нештатных (почетных) консулов Российской Федерации за границей, а также консульских пунктов в международных аэропортах и на пограничных контрольно-пропускных пунктах трасс международного значения, открытых для железнодорожного, морского и автомобильного пассажирского сообщения. Основные задачи, функции, права и обязанности департамента определены Положением о Департаменте консульской службы, утвержденным приказом МИД России от 14 августа 1996 г.

Выделим наиболее существенные из них: содействие развитию дружеских отношений России с иностранными государствами; консульское обеспечение внешних, экономических, научно-технических, культурных, спортивных и иных связей; участие в решении вопросов гражданства, защиты прав соотечественников за рубежом, трудовой миграции; решение визовых проблем; участие в разработке законопроектов и других нормативных актов по консульским вопросам и их практической реализации.

Формы работы: курирование деятельности консульских учреждений за рубежом и в субъектах Российской Федерации; переговоры и консультации; подготовка аналитических материалов, информации, служебных записок, предложений и рекомендаций в соответствующие властные инстанции и средства массовой информации; разработка проектов консульских конвенций, оформление консульских патентов и загранпаспортов; выдача виз и другие формы, касающиеся компетенции департамента. В этом ряду стоят вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их аттестации и ротации, обеспечения должностного роста консульских служащих.

В настоящее время департамент состоит из 13 отделов — 5-ти территориальных: стран СНГ; Европы; Америки; Азии; Африки, Ближнего и Среднего Востока; а также 9-ти функциональных отделов: по работе с представительствами, по вопросам гражданства, по общим консульским и правовым вопросам, легализации и истребования документов, служебного выезда, оформления паспортов, въезда иностранцев, информационных систем, а также экономического отдела. Кроме того, имеются группа по кадровым и учебно-методическим вопросам и вспомогательные службы (канцелярия, машбюро, служба связи и др.). Департамент является заказчиком в создании информационных автоматизированных систем по консульским вопросам с выходом на информационные системы других министерств и ведомств, имеющих отношение к въезду и выезду российских граждан и иностранцев.

Для выполнения консульских функций используются также почетные (нештатные) консулы. Почетный консул — это лицо, не состоящее на государственной службе, но выполняющее с согласия страны пребывания определенные консульские функции государства, которое его назначает. Как правило, почетные консулы назначаются из числа известных общественных деятелей или представителей деловых кругов. Почетные консулы имеют классы: почетный генеральный консул, почетный консул, почетный вице-консул, почетный консульский агент. На почетного консула распространяются все основные положения Венской Конвенции 1963 г., включая привилегии и иммунитеты, но с некоторыми ограничениями, поскольку конвенция предусматривает факультативный характер этой категории консульских должностных лиц.

Статус, права и обязанности нештатных консулов определены в Положении о почетном консуле Российской Федерации, утвержденном приказом МИД России от 13 октября 1998 г. В нем предусматривается, что с согласия государства пребывания МИД России может поручить выполнение функций почетного консула, как гражданину Российской Федерации, так и гражданину иностранного государства. Почетный консул не состоит на государственной службе России, но подчиняется ее МИД, выполняет свои функции под руководством российского посольства или консульства.

При назначении почетный консул получает патент, подписанный министром иностранных дел России или его заместителем, и может исполнять консульские функции по получении экзекватуры. В отличие от штатных консулов, почетный консул может заниматься коммерческой или профессиональной деятельностью. Он имеет право взимать консульские сборы, а также плату для покрытия своих фактических расходов, связанных с исполнением консульских функций. Ежегодно почетный консул представляет в курирующее его дипломатическое представительство или консульство отчет о проделанной работе.

В 1998 г. в Москве впервые за историю консульской службы России прошло совещание почетных консулов Российской Федерации, на котором были рассмотрены вопросы взаимодействия МИД России и российских загранпредставительств и консульских учреждений с этой категорией консульских должностных лиц.

 

Как уже указывалось, функции консульских учреждений сводятся в основном к защите прав и интересов государства, его юридических и физических лиц. К числу таких функций относится, в частности, осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

12. Система дип службы в РФ

Органы:

· Внешнеполитическое ведомство (центр орган)

· Дип представительство страны за рубежом

· Консульское учреждение в иностранном гос-ве

· Представление страны в международных организациях.

 

Вместе - система дип службы - взаимосвязанные, взаимодополняющие.

Общие цели. Общие методы и формы работы.


Содержание дип службы:

· сбор информации о положении дел в иностранном гос-ве

· Разъяснить внутреннюю и внешнюю политику своего гос-ва

· Укрепление разносторонних связей

· Продвижение отечественной продукции на мировых рынках

· Привлечение иностранных инвестиций

· Отстаивание интересов гос-ва (гос имущество)

· Защита интересов граждан

Формы дип работы:

· переговоры

· Консультации

· Беседы

· Переписка

· Официальные визиты

· Участие в международных конференциях, форумах

· Заключение договоров, соглашений.

Дипломат - сотрудник ведомства иностраннных дел, осуществляющий внешнепол связи своей страны с др гос-вами.

Требования:

· Знания в различных областях человеческой деятельности: история, география, экономика, политика, культура, психология

· Выдержка+поведение

· Аналитический склад ума

· Умение слушать

· Такт, приветливость

· Знание международного права

· Договорная база (все!)

 

Где готовят: В некоторых спец учреждениях. РФ: МГИМО и Дип Академия.

Открытие, аккредитация и функц-ние посольств в РФ осуществляется по решению Прав-ва РФ на основании междунар договора с др гос-вами в соответствии с "Положение о дип и консульских представ-вах ин гос-в на территории СССР". Назначение послов регулируется внутренним законодательством аккредитующей страны.

Постановление прав-ва - передовая группа. Дип посольство, смета, кол-во человек. МИД определяет кол-во человек. Деньги берутся из резервов прав-ва, поэтому окончательное решение происходит на прав-ном уровне.

Высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации — важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Российского государства на международной арене.

Многолетний исторический опыт свидетельствует, что государство сильно не только своей экономической мощью, научно-техническим и военным потенциалом, но и своей дипломатией, умелой и гибкой дипломатической службой, профессиональным и нравственным потенциалом кадров дипломатического корпуса. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством. Особенно, если ее развитие не отстает, а идет в ногу со становлением России как демократического государства. Значение эффективности, профессионализма, компетентности дипломатических институтов и их сотрудников объективно возрастает в переломные моменты истории государства, когда изменяется его правовая база и социально-политическая сущность. Это с одной стороны.

С другой стороны, изменения в управлении, организации, формах и методах деятельности дипломатических структур обусловлены известной модификацией системы международных отношений, глобализацией и интернационализацией международных проблем, усиленным влиянием на дипломатический процесс новых информационных технологий, повышением удельного веса многосторонней дипломатической деятельности соответствующих институтов. Влияние всех этих факторов будет возрастать и в XXI в., что закономерно ставит на повестку дня задачу укрепления научных основ дипломатии и дипломатический службы, выделения этой проблематики в особое направление отечественного обществоведения, формирования специального учебного курса «Дипломатическая служба».

При этом мы исходим из того, что служба на государственных должностях федеральной государственной службы в структурах внешнеполитического ведомства страны — это особый вид профессиональной деятельности. Причем, один из самых сложных, ответственных и интересных видов профессиональной деятельности, обеспечивающих решение стратегических государственно важных задач и позволяющих в полном объеме раскрыть все многообразие человеческой индивидуальности.

Регулируется дипломатическая служба соответствующими нормативными актами международного права, прежде всего Венскими Конвенциями о дипломатических (1961 г.) и консульских (1963 г.) сношениях, положениями и статьями Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», требованиями соответствующих указов Президента и постановлений Правительства страны, приказов и распоряжений Министра иностранных дел РФ. Есть немало и иных нормативно-правовых актов, определяющих деятельность аппарата органов государственной власти в части исполнения ими международно-дипломатических функций на основе общепризнанных принципов международного права и международных договоров нашей страны.

Особое место в ряду указанных документов принадлежит «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. В Концепции в концентрированном виде представлен анализ международной ситуации, изложены взгляды на содержание, основные направления и приоритеты внешнеполитической деятельности России, нацеленные на формирование равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром. Для российской дипломатии и дипломатической службы особую значимость имеет ориентация служащих внешнеполитического ведомства на первостепенное решение таких задач, как:

— обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе как одного из влиятельных центров современного многополярного мира;

— воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка;

— создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя;

— формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, устранению имеющихся и предотвращению возникающих потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

— поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России и улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

— всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

— содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

 

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомственных МИДу организациях. Тем самым обеспечивается исполнение функций и полномочий МИДа как федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, а также координирующего деятельность в этой области иных федеральных и региональных органов государственной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...