Система организации работы российского МИДа
Л2: МИД РФ: Обеспечение консул сношений с иностр. дипл. представительствами других стран через - дип. представительства страны за рубежом (консульства), - с США можно работать через дип. представительство в Вашингтоне и через посольство США. Документы, которыми руководствуется МИД: На основании документов работает МИД – «положение о МИД РФ», «Стратегия, либо концепция внешней политики», в РФ - «Концепция внешней политики», последняя её редакция в 2000 году, корректировалась в 2008 году. Это документ долговременного значения, меняется лишь тогда, когда меняется все коренным образом (внешняя обстановка, либо смена внутриполитического курса). Была такая в СССР - 1993 году, но не гос-ая, а внутри ведомственная. (цели ведь другие). Необходимо, чтобы полит ведомство имело долговременную концепцию, к-ая ставит задачи на несколько лет вперед (формулируются конкретн задачи – цели, задачи, угрозы, защита своих интересов). Российская концепция была принята спустя 10 после распада СССР. Только в 2000 была принята.
Л3: Организация деятельности МИД Координирующая роль МИД РФ: В положении о МИДе 90-х годов была одна роль, но там недостаточно чётко прописано, поэтому 8 ноября 2011 год а было принято официальное решение президента: Устав президента о координирующей роли МИД РФ и о проведении единой политической линии. МИД РФ – 1) головной органом взаимоотношений с иностранными гос-вами (в США по-другому), МО, координирует деят-ть всех органов испольн, законод власти, кроме этого координирует международные связи субъектов федерации (любой субъект может выйти – но должны согласовывать свою внеш деят-ть) 2) задача контроля за выполнением международных обязат-в РФ.
3) правило единства внешней политики РФ; 4) МИД готовит в Администрацию президента материалы для президента с его участием (приезд за рубеж или приезд гостя). После окончания визита до 7 дней – анализирует встречу (задачи, что удалось, что нет, полный и всесторонний анализ). 5) От имени гос-ва МИД выступает с заявлениями и инициативами по всему кругу вопросов внешней политики, готовит материалы к выступлениям (президенту, председателю правит-ва); 6) предложения о приглашении в МИД иностранных гостей 7) подготовка всех проектов посланий, посланий, писем президента в адрес иностранным гос-вам. Президент, обращаясь к мировой обществ-ти, использует документы от МИДа.
Как организована работа в МИДе РФ: Основные подразделения в МИДе РФ – департаменты. Направления работы департаментов: (пересекаются с работой МИД): 1) Сбор информации по проблематики (МИД – по всему комплексу международных вопросов), только специализированная информация по каждому департаменту. 2) Классифицирование инфы, её анализ – выявляются новые моменты для ориентации страны – анализ новых явлений. 3) Анализируется политика лидеров иностранных гос-в (ведущих держав) + соседей (СНГ, страны по южному периметру и западному) – откуда могут исходить угрозы РФ 4) Анализ должен включать предложения – выступить с каким-то заявлением, поддержкой, сделать приглашение – выработка предложений в инстанциях (президент, правит-во, парламент) 5) Получив одобрение по предложениям, он дает конкретные рекомендации посольствам (посольства отслеживают инфу в своей стране, ведь они не видят полной международной картины/ цельной – поэтому МИД эту роль выполняет!) 6) Подготовка проектов двусторонних или многосторонних документов – либо присоединение к международным договорам, либо инициирование РФ о начале подписания важного регионального или международного документа.
7) Подготовка и направления кадров в посольства. Если направлять сотрудников в посольства –в индию, то готовят этого человека в департаменте южноазиатском (человек уже знает об Индии…, его не надо специально долго готовить – это рационально). 8) Основная задача: обслуживание всех визитов министра иност дел, президента и т.д. инфа должна пройти через несколько слоев анализа, качественная доработка документов, всё в срок. Своевременная, качественная подготовка документов. (лишь минимальная доработка допускается) 9) Информирование своих представительств в посольствах – и направления им установок, которые МИД разрабатывает. Директор департамента планирует всю эту работу (числен департамента – от 10 до 50 человек), распределяет обязанности между заведующими отделами, предоставляет отчет о работе департамента – чтобы своевременно внести коррективы по разным вопросам. Департамент работает не только со своими посольствами (не только со своими, но и с зарубежными представительствами), он работает со всеми посольствами, которые представлены в РФ. Сами дип. представительства будут обращаться в МИД, параллельно решая их вопросы (почему проблема возникла, например, помощь ли нужна…), можно анализировать, почему возникла та или иная проблема, короче всесторонний анализ полученной инфы. Несмотря ни инфу с посольств, МИД самостоятельно широко анализирует полученную инфу.
Как МИД собирает инфу? Широко используются электронные СМИ, и день всегда начинается с чтива перечня изданий (специальные файлы, куда он складывает). Получение новых знаний постоянно. Если вам задали подготовить спец. справку – от нескольких часов, до пару дней работа! Быстро это не делается – материал самый свежий нужен. Классификация инфы. Нюансы знать в каждой сфере деят-ти страны (внешней, внутр, политике, экономике.., личные какие-то факты). Например, о рождении ребенка у президента – такое поздравление вроде как мелочь, но располагает к общению. Очень редко бывает чисто информ справка, всегда инфа + анализ 1. СМИ – первый канал получение и анализа инфы. 2. Беседы со своими коллегами из дип представит-ва – второй канал – дипломат набирает себе круг ЛЕГАЛЬНЫХ информаторов. – инфа ближе к истине (на презентациях, других встречах – они организуются для этого! Чтобы потом иметь этот круг информаторов). Но проверять все равно ее надо.
Инфа для служебного пользования, приходит секретная и совсекретная (на уровень замминистра). Материал копится в общем отделе МИДа, а оттуда секретная инфа идет тем людям, которые имеют допуск к этой инфе. (!) Совершенно секретная информация скрывает не просто к-л инфу, а источник этой информации. Руководства дип. представительствами – абстрактно – МИД, а непосредственно – отдел департамента. Ориентировка даётся, позволяющая понять посольству своё место в структуре деятельности/ в круге внешнеполитических задач - анализ внешней политики страны, ее конкретизация к региону, затем к стране >> исходя из этого ставятся задачи, потом эти задачи нужно реализовывать. Это всё позволяет всем посольствам РФ бить в одну точку. Цепь – министр ин. дел, замы его, директора департаментов, отделов… и т.д. Работники департаментов не только работают с посольствами других стран, они работают со своими коллегами из других департаментов (смежными). Они делятся между собой информацией (здесь нет соперничества!).
Представит-ва МИД в субъектах РФ: Задачи: 1) Участвуют в соблюдении норм международного права и межд. Отношений при осуществлении субъектом своих полномочий в рамках субъекта. 2) Помощь в проведении межд. Мероприятий на территории субъекта – фестивалей, форумов, все инвестиции… 3) Информирование органов власти субъектов по вопросам внешней политики 4) Вопросы внешней миграции граждан в РФ и использование рабочей силы (визовые вопросы, проблема гастробайтеров). 5) Паспортно-визовое обслуживание граждан и юрид. лиц, выезжающих за границу (выдача загран. паспортов, визовая поддержка… 6) визовое обеспечение въезда и выезда иностр. граждан.
Функции: 1) вносить предложения о совершенствовании взаимодействия МИД (как центра) и субъектов федерации по вопросам внешней политики/ международных связей.
2) готовить рекомендации к документам о сотрудничестве субъектов федерации с органами власти иностранных гос-в. 3) подготовка информации полномоченным представителем президента в округе по вопросам связей с иностр странами. 4) содействие в организации зарубежных поездок властей. 5) прием и обслуживание иностр. делегаций 6) содействие в легализации документов юр. лиц и иностранных граждан, регистрация и учет работников иностр. и консульс-х учреждений (как они работают, как соблюдают требования..)
20. Различия в структурах МИД РФ и Госдепа США Структура МИД РФ Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств. В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства: A. Руководящий состав: - Министр — член правительства Российской Федерации; - Первый заместитель министра; - Заместители министра — 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации; - Коллегия министерства в составе министра — председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утверждаемых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра; - Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы Российской Федерации, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями. Б. Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. B. Департаменты и управления функционального характера. Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения ад-министративно-хозяйственного характера. Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.
Структура госдепа США В Соединенных Штатах Америки ситуация принципиальным образом отличается от британской. В отличие от Форин офиса, госдепартамент США, как уже говорилось, разделяет ряд внешнеполитических полномочий с другими учреждениями — с Минис-терством обороны, Советом Национальной Безопасности, Центральным разведывательным управлением, Конгрессом, аппаратом Белого Дома, с большим числом отраслевых министерств. Все эти органы власти и управления не только способны эффективно влиять на приятие внешнеполитических решений президентом США, но и определять расстановку кадров в самом госдепартаменте и его зарубежных представительствах. Роль карьерных дипломатов «Заграничной службы США» — несравнимо ниже, чем в Великобритании, сводится, за редкими исключениями, к выполнению исполнительной функций рутинного характера. В Госдепартаменте отсутствует аналог поста британского кадрового дипломата № 1 — постоянного заместителя министра, выполняющего роль связующего звена между политическими руководителями МИД и профессиональными кадрами дипломатической службы. Нередко последним практически невозможно «пробиться» к высшему руководству Госдепартамента. Тем более, что руководящее звено Госдепартамента чрезвычайно разветвлено. Оно включает госсекретаря, его первого заместителя по общеминистерским вопросам (осуществляет общее руководство Госдепартаментом в отсутствие госсекретаря и контроль за решением административно-кадровых вопросов), пять первых заместителей (курируют важнейшие направления работы, например, глобальные проблемы), шестнадцать заместителей (ответственных за частные участки работы и за отношения с отдельными регионами), более десяти директорских постов. Оперативная работа ведется в управлениях, каждое из которых возглавляется заместителем или директором. По преимуществу эти должности замещаются профессиональными дипломатическими кадрами. А вот все высокие посты в основном «люди со стороны». В настоящее время США содержат 260 дипломатических и консульских учреждений в 160 государствах, в которых представлены 28 учреждений США, включая Госдепартамент. Штатное расписание Госдепартамента — около 14 тыс. сотрудников, из них карьерных служащих и собственно дипломатов — около трети. В загранпредставительствах их еще меньше (15—25%). Другая особенность — многочисленность персонала посольств (100—150 рангированных сотрудников), у других государств — втрое меньше. Неоправданно большое число сотрудников, назначенных в посольства для поддержания «имиджа» Америки, высокая сменяемость кадров и неуверенность значительной части дипломатических служащих в своем будущем, напряженность в отношениях между представителями различных ведомств, частые реорганизации аппарата и, наконец, рост международного терроризма против посольств США и их сотрудников отрицательно сказываются на эффективности работы Госдепартамента и посольств. Они едва справляются с постоянно растущим объемом текущих дел. Тем более в условиях неуклонного сокращения ассигнований на деятельность дипломатических учреждений, численность которых, наоборот, растет: с 1986 г. было открыто 40 новых посольств и кон-сульств. Большой интерес для России представляет опыт, накопленный в Великобритании и США в сфере работы с дипломатическими кадрами. Особенно в вопросах отбора, обучения, продвижения по службе и рангирования, отставки и социальной защиты дипслужащих, находящихся на пенсии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|