Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особенности, вмды метода осуществления управленческих действий




Метод управления представляет собой правовое

средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осущест-

вления функций государственной управленческой деятельности.

Метод управления обязательнонаходит свое выражение в форме управления.

В системе государственного управления методы управления являются

важнейшим правовым средством.

Методы управленческих действий

это определенные способы или приемы, которые используются органами

публичного управления и их должностными лицами в установленных законами

пределах при осуществлении управления, управленческих действий, админист-

ративного воздействия в отношении соответствующих объектов и лиц.

Метод управленческих действий представляет собой способ достижения

и решения целей, задач, осуществления функций государственного управления

(или, в широком смысле, публичного управления) органами исполнительной вла-

сти.

К числу традиционных признаков (или характерных черт) методов

управления можно отнести следующие:

1) существование методов управления обусловлено формированием ис-

полнительной ветви государственной власти и соответствующих органов испол-

нительной власти;

2) цель использования метода управления или его практическое назначе-

ние – обеспеченно государственного управления, практической управленческой

деятельности органов исполнительной власти для решения установленных задач

и осуществления функций управления;

3) методы применяются и используются в процессе публично управлен-

ческой деятельности;

6) методы являются средством осуществления установленной за субъек-

тами государственного управления компетенции и полномочий;

7) отражают характер используемых управляющим субъектом правомо-

чий по отношению к объекту управления; выражают юридически-властные пол-

номочия соответствующего субъекта управления;

8) содержание управляющего воздействия в каждом конкретном случае

зависит от специфики объекта управления, в отношении которого могут приме-

няться методы управления (например, физическое лицо или организация; форма

собственности; наличие вертикальной подчиненности);

9) как и всякое управленческое воздействие, методы управления обеспе-

чивают должный порядок в системе управления; они имеют организующий

характер и упорядочивают происходящие в системе управления процессы;

В зависимости от этого можно говорить и о различных характеристи-

ках самих методов управления.

Во-первых, если управленческое воздействие характеризуется реализацией

юридически-властных действий по отношению к управляемому объекту, то речь

идет о методах управления, применение которых влечет важные юридические

последствия, т. е. об административно-правовых методах.

Во-вторых, если методы управления направлены на организацию

деятельности органов управления и управленческого персонала, а также на

обеспечение управленческих органов необходимыми материалами и средствами,

то эти методы могут быть названы организационными методами управления.

В-третьих, если в процессе реализации метода управления главным

образом осуществляется контроль за управляемым объектом в какой-либо сфере,

то такие методы называются контрольными.

Виды методов осуществления управленческих действий

В административно-правовой учебной литературе традиционно рассматриваются два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления: убеждение и принуждение. На практике эти методы имеют множество различных проявлений.

К убеждению как методу воздействия на людей прибегают в процессе

принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных и других мер

морального значения.

Поощрение направлено, прежде всего, на сознание государственного

служащего, должностного лица. Этот метод содержит в себе стимулирующий

потенциал, который способствует обеспечению законности и дисциплины как в

системе государственного управления, так и во взаимоотношениях исполни-

тельной власти с гражданами, юридическими лицами, различными субъектами

правовых отношений.

Методы управления бывают прямыми (административными) и регули-

рующими (экономическими). Последние в литературе называются методами

косвенного управления.

Прямые методы характеризуются односторонностью государственно-

властного воздействия субъекта управления на объекты (граждан, юридических

лиц, государственных и муниципальных служащих).

Прямое воздействие – это издание приказа, распоряжения,

исходящего от вышестоящего должностного лица или от управляющего субъекта,

имеющего соответствующие полномочия.

Административные методы можно классифицировать по различным основаниям:

1) в зависимости от формы выражения административные методы управ-

ления могут быть правовыми (содержатся в нормативных правовых актах и имеют

свое правовое содержание) и организационными (характеризуются осуществлением

субъектом управления определенных организационно-управленческих действий);

2) на основе административно-правовых признаков выделяются норма-

тивные (применяются с целью принятия нормативных правовых актов, содер-

жащих общеобязательные правила поведения) и индивидуальные (применяются с

целью принятия индивидуального административного акта) методы управления;

3) по степени управляющего воздействия на объекты управления разли-

чают императивные (содержат запреты, прямые административные команды,

государственно-властные предписания, обязывающие к совершению необходи-

мых действий или соответствующего должностного поведения), уполномочи-

вающие (разрешают совершить определенные действия или принять соответст-

вующие акты управления), поощрительно-рекомендательные (содержат поощ-

рение или рекомендации по осуществлению определенных действий, соответст-

вующего поведения) методы управления.

Методы регулирующего (непрямого) управления в литературе называются

также экономическими методами. Их применение обеспечивает удовлетворение

экономических или материальных интересов объектов управления при достиже-

нии их должного поведения. Управляющий субъект создает благоприятные

условия для достижения целей и решения задач управления путем воздействия

на индивидуальные интересы управляемых субъектов.

Административные и экономические методы, имея различное назначение и

содержание, на практике, как правило, взаимосвязаны и обладают общими чертами:

1) управленческое содержание;

2) субъекты применения;

3) объекты управляющего воздействия;

4) необходимость достижения целей и решения задач управления;

5) форма осуществления управляющего воздействия (принятие админист-

ративного акта или правового акта управления).

Вместе с тем в различных отраслях и сферах государственного управления

обнаруживается преобладающее использование тех или иных методов управле-

ния. Например, в сфере организации и функционирования органов государст-

венной безопасности или органов внутренних дел преобладает применение ад-

министративных методов; в области образования, науки, здравоохранения наря-

ду с прямым административным воздействием большое значение имеют эконо-

мические методы; в области управления промышленностью также большую

роль играют экономические методы, хотя не исключаются методы администра-

тивного регулирующего воздействия.

Административные и экономические методы образуют соответствующие

системы способов и приемов управляющего воздействия. К числу традиционно

используемых методов управления относятся следующие:

− регулирование управленческой деятельности;

− установление соответствующих положений, действующих в системе

государственного управления;

− принятие решения о необходимости внедрения в процесс управления

новых управленческих технологий и инструментов;

− установление запретов, правоограничений и обязанностей в соверше-

нии тех или иных действий или принятии соответствующих решений;

− устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения

конкретного задания;

− управление объектами государственной собственности;

− осуществление разрешительной, регистрационной деятельности по

лицензированию;

В качестве еще одной группы методов государственного управления в ли-

тературе выделяются социально-психологические методы управляющего воздей-

ствия, которые должны способствовать созданию в органах исполнительной

власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...