Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды контроля за субъектами административного права.




Контроль в широком смысле – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных

параметров.

Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том,

что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти), используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Основные цели контроля:

− соблюдение органами исполнительной власти и их должностными

лицами законодательства;

− целесообразное и экономное расходование средств;

− поддержание стабильности государственного устройства;

− повышение эффективности государственного регулирования.

Важнейшее назначение контроля – давать достоверную информацию

о состоянии дисциплины в аппарате государственного управления, способствовать ее всемерному укреплению.

Контроль основывается на общих (конституционных) принципах

законности, демократизме, гласности и др., а также на специальных принципах

контроля. К ним следует отнести:

1) экономичность;

2) объективность;

3) действенность (результативность);

4) своевременность (оперативность);

5) постоянство и систематичность.

Основными функциями контроля являются:

1) корректировка;

2) превенция;

3) правоохрана;

Субъекты контроля, выявив отклонения в деятельности подконтрольных,

определяют пути корректирования объекта контроля, способы воздействия на них с

целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального

функционирования организации. Внесение корректив может быть предусмотрено и

в исполняемые решения (акты), в которых обнаружены соответствующие изъяны.

Функция превенции состоит в предупреждении нарушений, в выявлении причин и условий, способствующих совершению нарушений, их устранении с целью

недопущения совершения новых нарушений. Следует особо подчеркнуть, что сам

факт наличия контроля, наличия возможности его осуществления является важным

предупредительным, предохраняющим от совершения правонарушений средством.

В действующем законодательстве не всегда четко обозначается рассматриваемая функция, однако она является первостепенной в деятельности любого

органа контроля. Профилактические, предупредительные мероприятия проводятся как до осуществления контроля, так и по его результатам в виде:

1) обобщения результатов контроля, выявления и изучения причин соответствующих недостатков и нарушений, вызвавших их условий;

2) разработки и реализации предупредительных мероприятий организационного и воспитательного характера;

3) дачи подконтрольным органам рекомендаций и обязательных указаний по принятию необходимых мер.

Методы контроля – это основные

средства, с помощью которых он осуществляется. Методы многочисленны и разно-

образны и определяются многими обстоятельствами, немаловажными среди них

являются цели контроля. Зависят методы и от органов, осуществляющих контроль.

Анализ действующего законодательства позволяет сказать о наличии следующих методов:

1) проверки (ревизии);

2) отчеты;

3) доклады;

4) наблюдение;

5) запросы депутатов;

6) регистрация;

7) утверждение;

8) дача заключения;

9) согласование (дача согласия);

10) выдача ордера на жилье;

11) выдача лицензий;

12) выдача разрешений;

13) совершение нотариальных действий;

14) осмотр, досмотр и т. д.

Виды контроля

Контроль – это многовидовое социальное и правовое явление. Его можно

классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям и

методам контроля, по отношениям (связям) субъектов контроля с государством,

по государственным органам, его осуществляющим, по характеру деятельности

органов государственного управления.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государством существует:

1) контроль государственный;

2) контроль общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами,

должностными лицами государственных органов, представителями власти

подобных органов. Государственный контроль также весьма разнообразен.

Он делится на президентский, представительных органов государственной

власти (Парламента и местных Советов депутатов), органов исполнительной

власти, судебный, прокурорский.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. К этому виду контроля можно отнести и контроль, осуществляемый отдельными гражданами.

В зависимости от соподчиненности субъекта и объекта контроль следует

разделить на такие виды:

1) внутрисистемный;

2) внесистемный.

Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной

власти и субъектами этой власти. Внесистемный – это такой контроль, который

осуществляется субъектами, находящимися вне системы исполнительной власти

(представительными органами государственной власти, судами, прокуратурой,

общественными объединениями и гражданами).

В системе исполнительной власти с учетом различных критериев контроль также может быть разделен на виды.

В зависимости от масштаба распространения контроль может быть:

1) всеобъемлющим;

2) ограниченным.

Всеобъемлющий контроль проводится в отношении всей деятельности

подконтрольного объекта. Так, Министерство связи Республики Беларусь вправе

проводить ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных министерству (ч. 2 п. 5.2 Положения о Министерстве связи Республики Беларусь).

Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу

деятельности подконтрольного объекта. Его, как правило, реализуют вышестоящие органы (должностные лица) по отношению к нижестоящим, например,

по вопросам соблюдения только финансовой дисциплины, организации работы

по рассмотрению обращений граждан.

По характеру деятельности контроль делится:

1) на общий;

2) на ведомственный;

3) на надведомственный,

4) на административный надзор,

5) на внутренний.

Общий контроль присущ для органов общей компетенции. К этому виду

следует отнести и президентский контроль.

Ведомственный – это, по существу, отраслевой контроль. Он ведется органами, входящими в одну отрасль, и вышестоящими по отношению к нижестоящим, т. е. здесь присутствует соподчиненность. В качестве примера могут служить контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.

Надведомственный контроль – специальный контроль, касающийся, как

правило, отдельного вопроса, специальной функции или определенной стороны

деятельности обследуемого объекта. Поэтому его можно еще назвать специальным, функциональным контролем. К подобному контролю приближен административный надзор. Однако он имеет немало общего и с прокурорским надзором.

Ведомственным контролем обеспечивается выполнение задач, стоящих

перед каждым отдельным органом государственного управления, организацией.

Перед надведомственным контролем стоят несколько иные цели: обеспечение

единого подхода в решении того или иного вопроса, в выполнении одной функции всеми, к кому они относятся.

Внутренний контроль проводится в пределах какой-либо организации,

структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в

пределах предприятия, учреждения.

В зависимости от стадии, на которой находится деятельность проверяемого объекта, контроль делится:

1) на предварительный;

2) на текущий;

3) на последующий.

Предварительный контроль – это превентивный, предупредительный кон-

троль. Такой вид контроля обусловлен необходимостью не допустить отклонений от предписанного, заданного, установленного, избежать ненужного согласования, обращения в вышестоящие органы за разъяснениями при решении тех

или иных вопросов подконтрольными. Он осуществляется в начальной стадии,

на первом этапе совершения действий, поступков. Предварительный контроль

широко применяется во всех сферах деятельности. Например, проверка документов у водителей на право управления автотранспортным средством, личный

досмотр пассажиров и их вещей перед посадкой в авиалайнер, технический осмотр ГАИ транспортных средств, присутствие на заседании коллегии республиканского органа, на заседании исполнительного комитета представителя соответствующего органа с целью проверки законности вынесения решений. Предварительный – это не только и не столько контроль, который ведется до совершения противоправных действий. Ведь отклонения от установленного не всегда выражаются в противоправности, влекущие ответственность. Они могут произойти по причинам, не в полной мере зависящим от исполнителей, например, из-за ненадлежащей квалификации работников, недостаточного финансового, материально-технического обеспечения, некачественности самого исполняемого

нормативного правового акта и т. п. В процессе рассматриваемого вида контроля

все это будет выявлено и устранено.

Предварительный контроль – это неокончательный, после него может следовать текущий и последующий контроль.

Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности,

проведения мероприятий, т. е. после относительно продолжительной деятельности. Цель его – определить правильность совершения оперативной повседневной

деятельности. Примером может служить проверка выполнения предписаний

пожарного и санитарного инспекторов, вынесенных по результатам

предварительной проверки. Правда, предварительный контроль может и не

проводиться, а текущий проводится всегда.

Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения. Последующий контроль

обусловлен конечными результатами.

Таким образом, контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из основных факторов дисциплинирующего поведения граждан. Он позволяет контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как

реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные

акты, издаваемые органами государственного управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...