Понятие и виды контроля за субъектами административного права.
Контроль в широком смысле – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти), используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины. Основные цели контроля: − соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства; − целесообразное и экономное расходование средств; − поддержание стабильности государственного устройства; − повышение эффективности государственного регулирования. Важнейшее назначение контроля – давать достоверную информацию о состоянии дисциплины в аппарате государственного управления, способствовать ее всемерному укреплению. Контроль основывается на общих (конституционных) принципах – законности, демократизме, гласности и др., а также на специальных принципах контроля. К ним следует отнести: 1) экономичность; 2) объективность; 3) действенность (результативность); 4) своевременность (оперативность); 5) постоянство и систематичность. Основными функциями контроля являются: 1) корректировка; 2) превенция; 3) правоохрана; Субъекты контроля, выявив отклонения в деятельности подконтрольных,
определяют пути корректирования объекта контроля, способы воздействия на них с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования организации. Внесение корректив может быть предусмотрено и в исполняемые решения (акты), в которых обнаружены соответствующие изъяны. Функция превенции состоит в предупреждении нарушений, в выявлении причин и условий, способствующих совершению нарушений, их устранении с целью недопущения совершения новых нарушений. Следует особо подчеркнуть, что сам факт наличия контроля, наличия возможности его осуществления является важным предупредительным, предохраняющим от совершения правонарушений средством. В действующем законодательстве не всегда четко обозначается рассматриваемая функция, однако она является первостепенной в деятельности любого органа контроля. Профилактические, предупредительные мероприятия проводятся как до осуществления контроля, так и по его результатам в виде: 1) обобщения результатов контроля, выявления и изучения причин соответствующих недостатков и нарушений, вызвавших их условий; 2) разработки и реализации предупредительных мероприятий организационного и воспитательного характера; 3) дачи подконтрольным органам рекомендаций и обязательных указаний по принятию необходимых мер. Методы контроля – это основные средства, с помощью которых он осуществляется. Методы многочисленны и разно- образны и определяются многими обстоятельствами, немаловажными среди них являются цели контроля. Зависят методы и от органов, осуществляющих контроль. Анализ действующего законодательства позволяет сказать о наличии следующих методов: 1) проверки (ревизии); 2) отчеты; 3) доклады; 4) наблюдение; 5) запросы депутатов; 6) регистрация; 7) утверждение; 8) дача заключения; 9) согласование (дача согласия);
10) выдача ордера на жилье; 11) выдача лицензий; 12) выдача разрешений; 13) совершение нотариальных действий; 14) осмотр, досмотр и т. д. Виды контроля Контроль – это многовидовое социальное и правовое явление. Его можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям и методам контроля, по отношениям (связям) субъектов контроля с государством, по государственным органам, его осуществляющим, по характеру деятельности органов государственного управления. По отношениям (связям) субъектов контроля с государством существует: 1) контроль государственный; 2) контроль общественный. Государственный контроль осуществляется государственными органами, должностными лицами государственных органов, представителями власти подобных органов. Государственный контроль также весьма разнообразен. Он делится на президентский, представительных органов государственной власти (Парламента и местных Советов депутатов), органов исполнительной власти, судебный, прокурорский. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. К этому виду контроля можно отнести и контроль, осуществляемый отдельными гражданами. В зависимости от соподчиненности субъекта и объекта контроль следует разделить на такие виды: 1) внутрисистемный; 2) внесистемный. Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной власти и субъектами этой власти. Внесистемный – это такой контроль, который осуществляется субъектами, находящимися вне системы исполнительной власти (представительными органами государственной власти, судами, прокуратурой, общественными объединениями и гражданами). В системе исполнительной власти с учетом различных критериев контроль также может быть разделен на виды. В зависимости от масштаба распространения контроль может быть: 1) всеобъемлющим; 2) ограниченным. Всеобъемлющий контроль проводится в отношении всей деятельности подконтрольного объекта. Так, Министерство связи Республики Беларусь вправе проводить ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных министерству (ч. 2 п. 5.2 Положения о Министерстве связи Республики Беларусь).
Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу деятельности подконтрольного объекта. Его, как правило, реализуют вышестоящие органы (должностные лица) по отношению к нижестоящим, например, по вопросам соблюдения только финансовой дисциплины, организации работы по рассмотрению обращений граждан. По характеру деятельности контроль делится: 1) на общий; 2) на ведомственный; 3) на надведомственный, 4) на административный надзор, 5) на внутренний. Общий контроль присущ для органов общей компетенции. К этому виду следует отнести и президентский контроль. Ведомственный – это, по существу, отраслевой контроль. Он ведется органами, входящими в одну отрасль, и вышестоящими по отношению к нижестоящим, т. е. здесь присутствует соподчиненность. В качестве примера могут служить контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций. Надведомственный контроль – специальный контроль, касающийся, как правило, отдельного вопроса, специальной функции или определенной стороны деятельности обследуемого объекта. Поэтому его можно еще назвать специальным, функциональным контролем. К подобному контролю приближен административный надзор. Однако он имеет немало общего и с прокурорским надзором. Ведомственным контролем обеспечивается выполнение задач, стоящих перед каждым отдельным органом государственного управления, организацией. Перед надведомственным контролем стоят несколько иные цели: обеспечение единого подхода в решении того или иного вопроса, в выполнении одной функции всеми, к кому они относятся. Внутренний контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в пределах предприятия, учреждения. В зависимости от стадии, на которой находится деятельность проверяемого объекта, контроль делится: 1) на предварительный; 2) на текущий;
3) на последующий. Предварительный контроль – это превентивный, предупредительный кон- троль. Такой вид контроля обусловлен необходимостью не допустить отклонений от предписанного, заданного, установленного, избежать ненужного согласования, обращения в вышестоящие органы за разъяснениями при решении тех или иных вопросов подконтрольными. Он осуществляется в начальной стадии, на первом этапе совершения действий, поступков. Предварительный контроль широко применяется во всех сферах деятельности. Например, проверка документов у водителей на право управления автотранспортным средством, личный досмотр пассажиров и их вещей перед посадкой в авиалайнер, технический осмотр ГАИ транспортных средств, присутствие на заседании коллегии республиканского органа, на заседании исполнительного комитета представителя соответствующего органа с целью проверки законности вынесения решений. Предварительный – это не только и не столько контроль, который ведется до совершения противоправных действий. Ведь отклонения от установленного не всегда выражаются в противоправности, влекущие ответственность. Они могут произойти по причинам, не в полной мере зависящим от исполнителей, например, из-за ненадлежащей квалификации работников, недостаточного финансового, материально-технического обеспечения, некачественности самого исполняемого нормативного правового акта и т. п. В процессе рассматриваемого вида контроля все это будет выявлено и устранено. Предварительный контроль – это неокончательный, после него может следовать текущий и последующий контроль. Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий, т. е. после относительно продолжительной деятельности. Цель его – определить правильность совершения оперативной повседневной деятельности. Примером может служить проверка выполнения предписаний пожарного и санитарного инспекторов, вынесенных по результатам предварительной проверки. Правда, предварительный контроль может и не проводиться, а текущий проводится всегда. Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения. Последующий контроль обусловлен конечными результатами. Таким образом, контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из основных факторов дисциплинирующего поведения граждан. Он позволяет контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности.
Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|