Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений. Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяют две группы мер административного предупреждения. К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности: − введение карантина, т. е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных); − таможенный досмотр, т. е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды; − закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;
− досмотр транспортных средств; − принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания; − принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (например, личного транспорта в особых условиях); − досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов; − пожарный надзор; − регистрация оружия, транспортных средств и др. Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения и др. Под мерами пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить но- вые. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное
противоправное действие. Меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых невменяемыми, не достигшим 16 лет. К общим мерам относятся: − требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции); − превентивное задержание и доставление; − принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; − временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей; − запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; − запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности граждан, строений, дорожного движения и т. п.; − приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения пра- вил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др. К пресекательным мерам финансово-юридического характера можно от- нести изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины; отказ в выдаче лицензий на тот или иной вид деятельности, приостановление ее действия либо аннулирование. Специальные меры пресечения. Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, рези- новые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства, а также служебных животных: − для отражения нападения на граждан и работников милиции; − для освобождения заложников; − для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транс- портные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
− для пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений; − для задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе; − для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; обеспечения режима чрезвычайного или военного положения; − для осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения. Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Работники милиции имеют право применять и использовать огнестрельное оружие. Согласно Закону от 26 февраля 1991 г. «О милиции», оружие применяется в следующих случаях: − для защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции; − для освобождения заложников; − для пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться; − для пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также для пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;
− для задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление, либо совершившего тяжкое преступление или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений. Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях: − для остановки транспортных средств путем и повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться; − для обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан; − для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Процессуальные меры пресечения названы в стст. 239 – 246 КоАП. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К таким процессуальным мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, их задержание, арест имущества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|