Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды форм управления (управленческих действий)




Правовые формы управления (управленческих действий) разными авторами классифицируются по различным основаниям. Например, А.П. Коренев
разделяет формы управления в зависимости от следующих критериев:

1) по содержанию – на правотворческие (правоустановительные) и правоприменительные;

2) по целенаправленности (целям использования) – на внутренние и внешние;

3) по способу выражения – на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (т. е. при помощи знаков дорожного движения, жестов сотрудника ГИБДД и т. д.). [69, с. 156]

На сегодняшний день складывается следующая система форм управленческих действий (форм управления):

1) издание нормативных правовых актов;

2) издание ненормативных и индивидуальных правовых актов;

3) заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);

4) совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления (составление административных протоколов, проведение государственной регистрации, осуществление властных распорядительных и контрольных мероприятий, выдача официальных документов, разрешающих осуществлять определенный вид деятельности);

5) осуществление организационных действий;

6) выполнение материально-технических действий.

Из этих форм управления первые четыре являются правовыми, а остальные – неправовыми. Кроме того, правовые формы управления могут быть публично-правовыми и частноправовыми. Публично-правовые формы управления устанавливаются публичным правом и обеспечивают реализацию суверенных управленческих полномочий. Частноправовые формы управления в определенной степени регламентируются и нормами гражданского права, однако они используются для достижения целей публичного управления и решения его задач.

Правоустановительная форма управления связана с созданием правовых норм, разработкой, обсуждением и принятием правовых актов управления.

Правоприменительная форма управления связана с исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов с целью применения нормы права в конкретном случае, т. е. в рамках этой формы происходит рассмотрение и разрешение управленческих дел и споров.

Регулятивная форма управления направлена на создание необходимых условий для осуществления так называемого позитивного публичного управления, обеспечивающего благосостояние государства и общества, реализацию функций управления в области экономического строительства, государственного регулирования, административно-политического и социально-культурного развития.

Правоохранительная форма управления связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции.

В зависимости от направленности действий субъектов административного права формы управления разделяются:

Внутренние формы управления направлены на решение вопросов внутриорганизационной деятельности органа управления, т. е. в рамках этой управленческой формы осуществляется так называемое внутриорганизационное управление, а также управление, осуществляемое ее субъектами для решения вопросов внутри системы управления, т. е. между органами управления, служащими и должностными лицами.

Внешние формы управления способствуют осуществлению органами управления функций управления по отношению к другим, не входящим в систему управления органам, организациям и гражданам.

В зависимости от способа выражения (установления) правовые формы управления могут быть разделены на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (т. е. определенные жесты, знаки, сигналы и движения, которые передают желания властвующего субъекта). Основным является письменный способ нормотворческой деятельности, в результате которого появляется нормативный акт управления, представляющий собой официальный документ.

Неправовые формы управления (организационные формы) традиционно включают:

1) организационные действия (или мероприятия): общественно-организационные действия или действия организационно-инструкционного характера; проведение совещаний; распространение положительного опыта.

2) материально-технические действия: формы управленческой деятельности, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением.

Во-первых, необходимо разграничить публично-правовые и частноправовые формы осуществления управления (управленческих действий). Среди публично-правовых форм можно выделить:

Нормоустановление.

- правовые положения, которые являются абстрактно-всеобщими правилами органов управления (правительственных и административных органов);

- положения (уставы) – абстрактные и, как правило, всеобщие правила субъектов непосредственного государственного управления и местного самоуправления;

- внутренние правовые установления или административные предписания должностных лиц (начальников, руководителей), направленные в адрес подчиненных субъектов и относительно установленных должностей. Главными признаками нормоустановления являются абстрактно-всеобщее действие, односторонность, установление для адресатов необходимого регулирования соответствующих отношений или правил.

Волеизъявление публичного управления (администрации). К подобным
актам относятся:

- административный акт как типичная форма осуществления управленческих действий, применяемая в системе юрисдикционного (принуждающего) управления;

- административный договор, являющийся формой управленческих действий в системе обеспечивающего управления. Таким образом, основным признаком волеизъявления является сознательное объявление (разъяснение,
уведомление), причем воля субъекта получает правовое оформление (например, заявление о расторжении контракта в системе государственной службы, заявление об увольнении, предостережение).

Реальные административные акты. Как важнейшая форма управленческих действий, они отличаются от верховного волеизъявления тем, что не направлены на создание определенных правовых последствий, а влекут за собой действительный практический результат. К таким актам относятся: заявление прессы, отзывы (заключения), получение или выдача информации (справок); практические действия (например, направленные на содержание в исправности дорог или способствующие совершению правонарушения). Основным признаком реальных актов является появление практического результата управленческих действий.

 

Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...