Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В зависимости от способа формирования доказательства




Первоначальные

те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был

очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

Производные

те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства – это копии документов, слепки следов и т.д.

Бывают также

Обвинительные

изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину

оправдательные

опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства.

 

Собирание доказательств в административном процессе производится путем опросов, производства экспертиз и других процессуальных действий, установленных.

Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.

91. Субъекты административного процесса

В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают:

• граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

• государственные органы, предприятия, учреждения;

• общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения;

• государственные служащие;

• служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:

• лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;

• стороны административного спора, заявившей в органе, правомочном разрешать административное, управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, которой предъявлено о нарушении или оспаривании его прав заявителя;

• третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

• уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

• лица, привлекаемого к административной ответственности;

• потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина, как и участника административного процесса, имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданином административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Государственные органы, предприятия и учреждения. Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел.

Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве:

• органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело;

• органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение;

• стороны административно-правового спора;

• органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

Государственные предприятия, учреждения, объединения и другие юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве негосударственного формирования (организации и т.п.), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора; третьего лица, разрешающего управленческое дело; служащего общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Наделенные административными правами и обязанностями, государственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве: служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение, стороны административно-правового спора; представителя общественных объединений или иного негосударственного формирования; третьего лица; служащего, разрешающего управленческое (административное дело) дело в предусмотренных законодательством случаях; лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе. В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др.

Административно-процессуалъная правоспособность, т.е. способность иметь административно-процессуальные права и обязанности, признается за всеми вышеперечисленными субъектами - участниками процесса.

Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административная процессуальная дееспособность. Последняя у граждан возникает с наступлением 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством. Административная процессуальная дееспособность государственных органов и негосударственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке. Административная процессуальная дееспособность государственных и негосударственных служащих, наделенных административно-процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента назначения или избрания на должность.

Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством не является исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). Во многих случаях она относится к компетенции судебных органов, причем последняя постоянно расширяется.

Нередко сторонами административно-процессуальных отношений являются органы прокуратуры, например, при принесении протеста в порядке общего надзора на незаконный акт управления или на административное взыскание, вынесенное с нарушением требований законности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...