Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
При рассмотрении административных дел между судьей, должностным лицом, ведущим административный процесс (административно-юрисдикционным органом), и участвующими в процессе лицами складываются и развиваются общественные отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами. Вся деятельность административно-юрисдикционных органов осуществляется в установленных нормами права рамках, составляющих содержание административно-процессуального права. В результате урегулирования общественные отношения становятся административно-процессуальными отношениями, составляющими предмет административного процессуального права. Административно-процессуальные отношения отражают особенности механизма административно-процессуального регулирования при производстве конкретных дел. Таким образом, административные процессуальные отношения - это общественные отношения, возникающие между судом, административно-юрисдикционным органом и иными участниками процесса в связи с производством дел об административных правонарушениях. Природа этих отношений может быть выяснена при рассмотрении отдельных их элементов, к которым относятся субъекты, содержание и объем отношений. Субъекты административно-процессуальных отношений. Нормы административно-процессуального права, регулируя все отношения, возникающие между административно-юрисдикционным органом и лицами, участвующими в процессе, наделяют также его участников соответствующими правами и обязанностями, то есть административно-процессуальной правосубъектностью. Всех участников административного процесса можно разделить на две группы: лица, участвующие в деле и содействующие принятию решения по делу. Ко второй группе относятся законные представители, свидетели, эксперты, переводчики. Процессуальные права суда, органа, должностного лица, ведущего административный процесс, связаны с их компетенцией и выполняемой функцией. От их имени может выступать должностное лицо единолично или коллегиальный состав административно-юрисдикционного органа.
Участниками процесса, а, следовательно, и субъектами административных процессуальных отношений могут стать граждане и организационные (коллективные) образования, а именно граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Объектом административных процессуальных отношений, как и иных отраслевых процессуальных отношений, в юридической литературе, как правило, называют то, на что данное отношение направлено и оказывает влияние. Исходя из того, что административные процессуальные отношения фиксируют связь между субъектами общественных отношений и воздействуют только на их поведение, объектом этих отношений можно считать поведение лиц, участвующих в деле. Процессуальные правоотношения существенно отличаются от материально-правовых отношений, складывающихся по конкретному делу. Однако существует и тесная их связь с последними, то есть с предметом правового разбирательства. Характер, содержание и особенности материального правоотношения, исследуемого административно-юрисдикционным органом, опосредованы в конечном итоге содержанием процессуальных прав и обязанностей. Осуществляя административно-правовую деятельность, ее участники наделяются субъективными правами и обязанностями, которые предопределяют их поведение в рамках складывающихся отношений и составляют их содержание. Процессуальные отношения всегда возникают между двумя субъектами, одним из которых является административно-юрисдикционный орган.
Правам и обязанностям последнего соответствуют права и обязанности других субъектов административных процессуальных отношений (потерпевшего, лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетелей и других участников процесса). Особенность прав административно-юрисдикционного органа как субъекта процессуальных отношений в том, что эти права не всегда полностью совпадают с его основными обязанностями как представителя соответствующей структуры власти. В частности, если осуществление правосудия является основной и, по сути, единственной обязанностью суда (судьи), рассматривающего дело об административном правонарушении, то к основным обязанностям, например, органов Министерства связи осуществление соответствующей деятельности не относится. Не является это и основной задачей органов государственной статистики, стандартизации, метрологии и сертификации и многих других органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность. Вместе с тем все они, не являясь специальными органами, осуществляющими юрисдикционную деятельность, вправе принимать к рассмотрению и разрешать подведомственные им дела, назначать в необходимых случаях проведение экспертизы, осуществлять иные процессуальные действия. Некоторые права этих органов носят диспозитивный характер: от их усмотрения зависит, вызвать или не вызвать свидетелей, отложить дело, произвести осмотр на месте и др. Процессуальные права лиц, участвующих в процессе, соответствуют обязанности административно-юрисдикционного органа. Осуществление процессуальных прав и обязанностей обеспечивает объективное и справедливое разрешение административных дел. Вступая в процессуальные отношения с участниками процесса, административно-процессуальный орган, сохраняя беспристрастность, обязан создавать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: он разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных законодательством, оказывает им содействие в осуществлении их прав.
Особенности административно-процессуальных отношений. Обладая всеми качествами, характеризующими правоотношения как общественные отношения, урегулированные нормами права, административные процессуальные отношения имеют и свои отличительные черты. Так, в административно-процессуальных правоотношениях всегда участвуют два субъекта, один из которых суд либо орган, должностное лицо органа, компетентное осуществлять административно-процессуальные действия. Это первая особенность данного вида правоотношений, отличающая их, в частности, от гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, одним из субъектов которых является лишь суд. Двухсубъектная структура административных процессуальных отношений предполагает связь между судом, органом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, и каждым из участников процесса и исключает возможность возникновения отношений между участниками процесса без суда, органа, должностного лица органа, ведущего административный процесс. В литературе было высказано мнение, что, процессуальные отношения могут складываться между отдельными участниками процесса, помимо суда, в нашем случае - и помимо органа, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Это мнение нами не разделяется. Административно-юрисдикционный орган руководит ходом процесса, направляет действия лиц, участвующих в процессе, обеспечивает выполнение и осуществление ими прав и обязанностей, выносит постановления, имеющие властный характер, разрешает материально-правовой спор, чем и осуществляет защиту нарушенного или оспоренного субъективного права. Руководящая роль административно-юрисдикционного органа в процессе, властный характер его действий, содержание правомочий и обязанностей определяются содержанием и особенностями норм административного процессуального права, которые он применяет. Применение норм права административно-юрисдикционным органом, установление обстоятельств, требующих правовой регламентации, обеспечивают законность при принятии решения, охрану государственных и общественных интересов. Суд, орган, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, при этом выступает как участник процессуальных отношений, как властный орган, наделенный полномочием разрешать правовые вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела.
Наделяя административно-юрисдикционный орган правом требовать от участников процесса поведения в рамках предоставленных им процессуальным законодательством правомочий, государство одновременно с этим устанавливает и для самого суда рамки дозволенного поведения, а также формы ответственности за неисполнение обязанностей. Объем прав и обязанностей административно-юрисдикционного органа по отношению к каждому субъекту процессуальных отношений установлен содержанием норм административного процессуального права в соответствии и в зависимости от целей участия лица в процессе. Вторая особенность административных процессуальных отношений состоит в том, что они всегда выступают в правовой форме, вне которой существовать не могут. Правовая форма процессуальных отношений - не только способ их фиксации и закрепления, но и неотъемлемая составная часть: любое из процессуальных правоотношений возникает из действий административно-юрисдикционного органа и лиц, участвующих в процессе, и эти действия совершаются по правилам процессуального закона. Действия, не дозволенные законом, не порождают правовых последствий. Каждое процессуальное действие лица, участвующего в процессе, должно быть разрешено законом, поэтому влечет не только правовые последствия для суда, к которому оно обращено, но влияет и на процессуальное положение каждого участвующего в деле и обязательно облекается в правовую форму. Третья особенность административных процессуальных правоотношений - их системность. Административные процессуальные отношения складываются и видоизменяются в период юрисдикционной деятельности в соответствии с ее стадиями, создавая систему. Система административных правоотношений складывается индивидуально и самостоятельно для каждого дела. Она находится в постоянном движении в зависимости от хода процесса, стадии производства, количества субъектов, участвующих в процессе. Любое отдельно взятое процессуальное отношение есть элемент (составная часть) системы административных процессуальных отношений, определяющих развитие процессуальных действий в ходе рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
Основой единства этой системы служит предмет юрисдикционной деятельности - спорное материальное либо нематериальное правовое отношение. Оно определяет возможность и необходимость возникновения и существования каждого процессуального отношения и системы в целом, ибо каждое процессуальное отношение возникает в связи с необходимостью разрешения конкретного дела Для возникновения административно-процессуальных правоотношений необходимы три предпосылки: • нормы административного процессуального права; • юридические факты; • правосубъектность участников правоотношений. Нормы административного процессуального права — общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование отношений, складывающихся в связи с судебной деятельностью по рассмотрению и разрешению административных дел.Нормы административного процессуального права характеризуются общими для любой отрасли права качествами. Они представляют собой правила поведения, зафиксированные в законе. Нормы административного процессуального права определяют задачи, содержание и способы воздействия на волю субъектов, участников процесса. Общеобязательный характер норм предопределен необходимостью применять правовые правила одинакового масштаба к различным людям: нормы регулируют поведение всех субъектов, подпадающих под признаки (условия), предусмотренные правилами. Как общие правила поведения, нормы административного процессуального права предусматривают рамки возможного и должного поведения всех участников административного процесса. Юридически значимый вид общественных отношений может быть весьма широк или предельно узок, но он всегда должен быть строго определен. Так, одни нормы регулируют отношения между судом, органом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, и лицом, привлекаемым к административной ответственности; другие - между судом, органом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, и защитником либо представителем; а третьи - между судом, органом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, и свидетелями. Каждая группа норм имеет своего адресата (адресатов) и ни на кого, кроме него, не распространяется. [Гавриленко Д.А., Мах И.И.с. 307-314] Административно-процессуальные нормы могут быть сгруппированы: 1) по содержанию; 2) по объему регулирования; 3) по юридической силе; 4) по кругу объектов, на которые распространяется действие нормы; 5) по видам административного производства; 6) по характеру диспозиции; 7) по действию в пространстве; 8) по действию во времени. Деление административно-процессуальных норм по содержанию позволяет в общих чертах определить сферу их действия. По этому признаку различаются нормы, регулирующие процессуальные отношения: а) в сфере хозяйственной деятельности; б) в социально-культурной сфере управления; в) в области административно-политической деятельности; г) в сфере межотраслевого управления. По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на: а) общие; б) отраслевые; в) специальные. По юридической силе различаются административно-процессуальные нормы, изданные высшими, центральными и местными органами государственной власти и государственного управления. По кругу объектов, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, различаются нормы, устанавливающие: а) порядок деятельности органов государственного управления и их внутренних подразделений; б) порядок деятельности общественных организаций; в) порядок деятельности религиозных организаций и их органов; г) правила для граждан. По видам административного производства можно различать административно-процессуальные нормы, регулирующие производство: а) по предложениям, заявлениям и жалобам граждан на действия органов управления и их должностных лиц; б) по рассмотрению в аппарате управления обращений (предложений, заявлений и жалоб) общественных и государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций. По характеру диспозиции административно-процессуальные нормы делятся на: а) обязывающие; б) управомочивающие; в) запрещающие. По действию в пространстве необходимо различать административно-процессуальные нормы, действующие: а) в пределах Республики Беларусь; б) на территории определенной административно-территориальной единицы. По действию во времени различаются административно-процессуальные нормы, действующие: а) в течение неопределенного времени; б) на определенный срок. [Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. с. 313-315] Предпосылками или основаниями к возникновению административных процессуальных правоотношений являются юридические факты, предусмотренные законом. К ним относятся действия суда, органа, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и участников процесса, регулируемые нормами процессуального права, совершаемые в определенной последовательности, предусмотренной процессуальным правом. События не могут рассматриваться как факты, непосредственно порождающие административные процессуальные правоотношения, они могут послужить основанием, толчком к совершению действий, в результате которых и возникнет процессуальное отношение. Например, факт смерти одной из сторон может повлечь прекращение производства по делу - не сам по себе непосредственно, а через действие суда, совершенное в связи с фактом смерти. Особенность юридических фактов в том, что для возникновения отношения недостаточно одного факта, а необходим так называемый «юридический состав», то есть группа фактов, одним из которых должно быть действие суда. Например, административно-процессуальное правоотношение «органы милиции - потерпевший» возникает только вслед за совершением двух действий: подачи заявления потерпевшим и принятия (отказа) заявления органом милиции. Ни одно процессуальное отношение не может возникнуть без действия административно-юрисдикционного органа, так как каждое регулирует отношения именно с ним как обязательным субъектом всех административных процессуальных отношений. Факты, порождающие административные процессуальные правовые отношения, возникают в обязательной последовательности (очередности). Не может сложиться, к примеру, отношение «суд, орган, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, - третье лицо» или «суд, орган, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, - ответчик», если еще не возникло отношение «суд, орган, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, - потерпевший». Третья необходимая предпосылка, условие для возникновения административных процессуальных правоотношений - это наличие правосубъектности у субъектов отношений. Как правило, в понятии правосубъектности объединены правоспособность и дееспособность: первая - как способность иметь административные процессуальные права и обязанности, вторая - как способность осуществлять в суде соответствующие процессуальные права. Административная процессуальная правоспособность сторон и третьих лиц связана с правоспособностью в материальном праве, которая определяет возможность их быть субъектами административного права, защищать свои права в суде. Административная процессуальная правоспособность возникает одновременно с правоспособностью в материальном праве. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими 18-летнего возраста. Права граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их законными представителями. Коллективные организации могут участвовать в процессе, если они обладают материально-правовой правосубъектностью, которая возникает в момент их образования и прекращается в момент ликвидации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|