Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика анализа прибыли торговой организации




 

Торговое предприятие для достижения коммерческого успеха на потребительском рынке должно обладать оперативной, достоверной информацией об особенностях функционирования имеющихся отраслей деятельности, обеспечивающих получение прибыли. Кроме того, необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике страны, налоговом законодательстве и т.д.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа.

Анализ прибыли торговой организации должен осуществляться по этапам, представленным на рис. 1.3.

 

Рисунок 1.3 - Этапы анализа прибыли торговой организации

Примечание - Источник: собственная разработка.

 


Можно выделить следующие основные задачи анализа формирования прибыли:

изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом организации и конъюнктурой рынка;

систематический контроль за процессами формирования прибыли и ее динамикой;

проведение расчетов по определению прибыли от реализации (продаж), финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов, прибыли до налогообложения (прибыль отчетного года до начисления налогов, сборов и платежей, производимых из прибыли), чистой прибыли;

расчет темпов роста показателей финансовых результатов;

изучение формирования валовой прибыли (убытка), прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли в абсолютном изменении по сравнению с базовым периодом и планом;

расчет структуры прибыли до налогообложения и ее динамики;

обоснование и количественное определение факторов изменения прибыли от реализации (продаж);

обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли до налогообложения: за счет факторов изменения прибыли от продаж; за счет прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов; за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;

выявление и количественное соизмерение резервов роста прибыли;

оценка факторов формирования прибыли к распределению и резервов ее повышения;

выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью [3, c. 211].

Для получения необходимых данных о формировании прибыли предприятия (организации) и анализа его финансово-экономической деятельности необходимо использовать прежде всего бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организации, за исключением бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса (форма №1);

б) отчета о прибылях и убытках (форма №2);

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.

Основным источником информации, в котором отражаются показатели финансового состояния организации на начало и конец периода, является бухгалтерский баланс. В бухгалтерском балансе отражается моментное финансовое состояние на определенную дату. Информация в балансе представлена таким образом, что мы можем проследить состав средств, находящихся в распоряжении предприятия, и источники формирования этих средств. Баланс основан на принципе двойной записи.

В отчете о прибылях и убытках приводится следующая информация: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимость реализации товаров, работ, услуг, коммерческие расходы, внереализационные доходы и расходы и другие важные элементы.

Отчет об изменениях капитала отражает движение капитала, данные о движении его составляющих. Отчет о движении денежных средств показывает остаток средств на начало года; суммы денежных средств, фактически поступившие на счета учета денежных средств за период с начала года за реализованные товары, продукцию, работы, услуги; получение денежных средств в банках или иных кредитных организациях в кассу организации для хозяйственных нужд; суммы денежных средств, фактически выданные из кассы, перечисленные с расчетного и иных счетов организации на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату работ, услуг [7, c. 324].

Таким образом, анализ является неотъемлемой частью управленческой деятельности на предприятии (в организации), преследует достижение определенных задач и целей, имеет свои методы и источники информации.

Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, потребительской кооперации и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема розничного товарооборота, среднего уровня дохода от реализации и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня дохода от реализации и уровня расходов на реализацию определяют умножением фактического розничного товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100.

Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора (инфляции) на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

Значительное влияние на общую сумму прибыли оказывают доходы и расходы от операционной (неосновной) деятельности, а также от финансовой деятельности предприятий (от внереализационных операций).

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающее увеличение розничного товарооборота, а отсюда и рост прибыли от реализации товаров. Для определения влияния указанного фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100 [7, c. 325].

Несколько иначе проводят анализ финансовых результатов торгового предприятия по данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Вычитанием из выручки (нетто) от реализации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) себестоимости (покупной стоимости) реализованных товаров определяют доход, остающийся в распоряжении предприятия. Затем из него вычитают расходы на реализацию. В результате определяют сумму прибыли от реализации товаров. Используя прием абсолютных разниц, можно определить влияние на прибыль от реализации товаров изменения объема розничного товарооборота, уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и уровня издержек обращения.

Анализ внереализационных доходов, расходов, потерь и убытков проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по организации). Многие из них (в том числе внереализационные расходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Источниками анализа внереализационных доходов, расходов, потерь и убытков являются данные формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и аналитического их учета. При анализе особое внимание уделяют выявлению и использованию резервов роста внереализационных доходов, особенно от финансовой и инвестиционной деятельности, сокращению и предупреждению возникновения внереализационных расходов, потерь и убытков.

Проводя анализ, необходимо не только изучить полноту применения штрафных санкций к нарушителям договоров, но и разработать меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов выясняют полноту взыскания, их причины, виновников; изучают, практикуется ли взыскание штрафов с виновных лиц в возмещение причиненного ущерба. Как положительное, следует отметить значительный рост дивидендов по акциям; доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговой фирме; доходов от сдачи имущества в аренду. Наличие прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, свидетельствует о недостатках в учете и менеджменте. Списание на уменьшение доходов дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими юридическими и физическими лицами. Особое внимание уделяется анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки указывают на недостатки в обеспечении сохранности имущества предприятия. По каждой сумме, списанной на убытки, недостач и хищений проверяют обоснованность и законность списания, выясняют причины, виновников, а главное, принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей.

Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торгового предприятия. Особое внимание уделяют изучению работы торговых подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ результатов работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт лучших хозрасчетных подразделений по финансово-хозяйственной деятельности. Глубокое изучение результатов хозяйствования второй группы подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста доходов и прибыли.

При проведении анализа можно количественно измерить влияние хозяйственной деятельности отдельных подразделений на общие результаты работы торговой организации. Это делается следующим образом: относительную разность по изучаемому показателю по отдельному подразделению (процент перевыполнения плана или темп его прироста в динамике) умножают на удельный вес данного подразделения в сводном показателе торговой организации в базисном периоде.

Таким образом, значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы хозяйствующего субъекта, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Прибыль в торговой организации рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие ее деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

 


2. Анализ прибыли ОДО "Потеха"

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО "Потеха"

 

ОДО "Потеха" расположено в г. Марьина Горка по адресу: ул. Луначарского, 2. Предприятие занимается розничной торговлей товарами народного потребления. Потребителями продукции являются жители Марьиной Горки. В настоящее время ассортимент товаров ОДО "Потеха" составляет около 500 наименований. Начав свою деятельность в 1993 году с торговли продуктами питания на рынке, за прошедшее время компания "Потеха" сумела занять лидирующие позиции на рынке розничной торговли города. Сегодня компания осуществляет реализацию продовольственных и непродовольственных товаров как отечественного, так и зарубежного производства.

Продукция, реализуемая ОДО "Потеха", пользуется широким спросом у различных потребителей города. Оно сотрудничает с такими крупнейшими производителями Беларуси, как "Горизонт", "Атлант", "Савушкин Продукт", "Минская марка", "ГМЗ №1", "Братья Грилль", "Снов", ОАО "Санта Бремор", "Минский мясокомбинат", "Хлебозавод №1", "Витязь", "Белвар", "Хлебозавод №3", "Нипекс", "Павеж", "Витебский крупяной комбинат", "Евроторг", "Минскхлебопродукт", "Белбакалея".

Основными конкурентными преимуществами ОДО "Потеха" является заключение прямых договоров с основными поставщиками продовольственных и непродовольственных товаров. Долгосрочные соглашения, возникшие на основе длительных партнерских отношений с крупными поставщиками, позволяют торговой организации предлагать непродовольственные товары для любых областей применения: разъемы и соединители, строительные материалы, датчики, электронные изделия, изоляционные материалы, широкий спектр различных электромеханических изделий. Уникальный по своей номенклатуре склад продовольственных и непродовольственных товаров и отлаженная логистика позволяют торговой организации в максимальном объеме обеспечивать потребности широкого круга покупателей в кратчайшие сроки и по выгодным ценам. Также сотрудники торговой организации оказывают необходимую техническую поддержку при покупке сложных изделий и осуществляют консультационную помощь при совершении покупок. За прошедшие годы в торговой организации "Потеха" накоплен богатейший опыт работы как с зарубежными поставщиками (ООО "Мивина", ЗАО "Ярпиво"), так и с отечественными потребителями. ОДО "Потеха" создано с целью извлечения прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей членов коллектива. Общество имеет замкнутый цикл торговой деятельности - от изучения рынка, выбора поставщиков и закупки до реализации товаров на рынке, что позволяет своевременно реагировать на быстроизменяющиеся требования рынка. Уставный фонд предприятия сформирован единовременно денежными средствами учредителей в размере 3 млн р.

Представим организационную структуру на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления на ОДО "Потеха"

Примечание - Источник: собственная разработка.


Организационная структура организации представлена линейным многоуровневым типом. При таком типе организации управления имеет место передача задач и полномочий от руководителя к подчиненным и далее к другим подчиненным, при этом образуются уровни управления. Основной характеристикой структуры является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Основными преимуществами являются быстрота принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей, легкость контроля за исполнителями, а основным недостатком - высокий уровень требований к компетентности руководителей любого ранга, поскольку руководитель должен быть компетентен при выполнении любых управленческих функций.

Директор ОДО "Потеха":

действует без доверенности от имени организации и в ее интересах в соответствии с законодательством и уставом добросовестно и разумно, представляет его интересы в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами;

организует работу организации;

утверждает организационно-штатную структуру организации;

назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей и главного бухгалтера,

нанимает и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь и условиями трудовых договоров (контрактов);

заключает договоры от имени организации;

выдаст доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета;

издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Все вопросы, связанные с экономической стороной деятельности ОДО "Потеха" осуществляет главный бухгалтер, имеющий в подчинении одного специалиста.

Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

- рациональную организацию учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля,

-   руководство разработкой и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины,

    организацию учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств,

    своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, достоверный учет издержек обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции с использованием кассовых машин,

    точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами, учет финансовых, расчетных и кредитных операций,

    контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов работниками организации.

В целях адаптации знаний и умений сотрудников предприятия к современным условиям развития управленческий персонал ОДО "Потеха" систематически проходят обучение и переподготовку. Сотрудники предприятия участвуют в конференциях и семинарах, проводимых Министерством по налогам и сборам, Министерством торговли.

Руководство ОДО "Потеха" понимает, что многие проблемы предприятия - это проблемы управления персоналом. Персонал - стратегический ресурс, а управление им - основной вид деятельности в современном менеджменте. Профессия менеджера по персоналу и современного специалиста кадровой службы предполагает наличие особой подготовки и высокого уровня компетентности. Такой специалист сможет привлечь в компанию нужных работников и добиться от них максимальной эффективности. Учитывая вышеизложенное, руководство предприятия стремится поддерживать высокий уровень компетентности управленческих кадров.

Сотрудники бухгалтерии систематически посещают семинары, лекторами которых выступают официальные представители государственных органов управлении, где подробно узнают обо всех изменениях законодательства, слушают разъяснения и комментарии специалистов.

С первых дней общество взяло курс на реализацию качественных потребительских товаров. Система менеджмента качества организации включает в себя все сферы деятельности, начиная от исследования рынка и сбора информации о желаниях и требованиях потребителя, до их полной реализации. Система позволяет управлять процессами жизненного цикла закупки и реализации продукции, совершенствовать их, обеспечивать постоянный мониторинг и вносить изменения. Главная цель ОДО "Потеха" − удовлетворение потребностей рынка в качественных и доступных по ценам разнообразных товарах народного потребления.

Достичь поставленной цели позволяет решение следующих задач:

совершенствование маркетинговой деятельности для выявления потребностей потребителей и формирования портфеля заказов, обеспечение соответствия объемов сбыта и объемов заказов;

развитие товаропроводящей сети, освоение новых рынков сбыта;

совершенствование закупки продукции на основе требований потребителей;

разумное сочетание цены и качества закупаемой продукции;

оптимизация планирования продаж, обеспечение ритмичности работы и выполнение заказов потребителей в соответствии с условиями контрактов.

ОДО "Потеха" проводит постоянную работу по повышению престижа и привлекательности реализуемых товаров путём внедрения мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности, качественного уровня.

Мероприятия включают в себя:

совершенствование системы менеджмента качества;

обеспечение стабильности сертифицируемых параметров;

мероприятия по исключению несоответствий выявленных в производстве;

повышение качества покупных товаров и совершенствование системы взаимоотношений с поставщиками.

Наращивание реализации продовольственных и непродовольственных товаров, расширение объемов их сбыта невозможно без организации высококачественного торгового обслуживания покупателей. Учитывая это, ОДО "Потеха" ведет целенаправленную работу по развитию уже существующей сети обслуживания и созданию новых центров в Республике Беларусь.

В целом ОДО "Потеха" является малым торговым предприятием, преодолевающим определенные трудности развития, обусловленные развивающейся конкуренцией на рынке торговых услуг и упавшей платежеспособностью клиентов в связи с проблемами на валютном рынке.

Проанализируем основные финансово-экономические показатели деятельности ОДО "Потеха" за 2009-2010 гг., представив их в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1- Анализ финансово-экономических показателей ОДО "Потеха"

Показатель 2009 2010 Отклонение Темп роста, %
Выручка от реализации, млн р. 1280,0 1532,5 252,5 119,7
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации, млн р. 155,0 177,8 22,8 114,7
Доля налогов в выручке от реализации, % 12,1 11,6 1,4 -
Выручка от реализации без налогов в д. ц., млн р. 1125,0 1354,7 229,7 120,4
В сопоставимых ценах, млн р. 1125,0 1139,4 14,4 101,3
Себестоимость реализованной продукции, млн р. 961,0 1146,3 185,3 119,3
Доход от реализации 164,0 208,4 44,4 127,1
Уровень дохода от реализации, в % к выручке 14,6 15,4 0,8 -
Расходы на реализацию, млн р. 131,0 189,0 58,0 144,3
Уровень расходов на реализацию, в % к выручке 11,6 14,0 2,3 -
Прибыль от реализации, млн р. 33,0 19,4 -13,6 58,8
Прибыль от реализации, в % к выручке 2,9 1,4 -1,5 -
Прибыль отчетного периода, млн р. 33,0 19,4 -13,6 58,8
Налоги и сборы из прибыли, млн р. 10,0 9,2 -0,8 92,0
Чистая прибыль, млн р. 23,0 10,2 -12,8 44,3
Чистая прибыль, в % к выручке 2,0 0,8 -1,2 -
Среднесписочная численность работников, чел. 10 11 1 110,0
Выручка от реализации на одного работника в действующих ценах, млн р. 112,5 123,2 7,7 109,5
В сопоставимых ценах, млн р. 112,5 103,6 -8,9 92,1
ФЗП, млн р. 90,8 107,9 17,1 118,8
Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. 756,8 817,6 60,8 108,0
Торговая площадь, кв.м. 118,4 118,4 - 100,0
Выручка от реализации на кв.м. торговой площади в действующих ценах, млн р. 9,50 11,44 1,94 120,4
В сопоставимых ценах, млн р. 9,50 9,62 0,12 101,3

 

Итак, по итогам 2010 г. объем выручки от реализации ОДО "Потеха" составил 1532,5 млн р., что на 252,5 млн р. или на 19,7 % выше, чем в 2009 г. Столь значительная динамика обусловлена усилием руководства и сотрудников организации по увеличению розничного товарооборота. Удельный вес налогов и сборов в выручке от реализации в 2010 г. составил 11,6 %, уменьшившись на 0,5 п.п., что является благоприятным фактором, вызвавшим увеличение темпов роста выручки от реализации без учета налогов до 120,4 %. В сопоставимых ценах выручка от реализации без учета налогов выросла на 1,3 %, что является недостаточно высоким показателем. Себестоимость реализованной продукции по итогам 2010 г. составила 1146,3 млн р., что на 185,3 млн р. или на 19,3 % выше, чем в 2009 г. Темп роста выручки от реализации опережает темп роста себестоимости, что привело к росту уровня дохода от реализации с 14,6 % до 15,4 %, или в абсолютном выражении на 27,1 %. Темп роста расходов на реализацию составил 144,3 %, уровень расходов на реализацию в связи с опережающим ростом по сравнению с выручкой от реализации вырос на 2,3 п.п. и составил 14 %. Сумма прибыли от реализации по итогам 2009 г. составила 33 млн р., в 2010 г. - 19,4 млн р., уменьшившись более чем на 40 %. Сумма чистой прибыли по итогам 2010 г. составила 10,2 млн р., что более чем в 2 раза ниже показателя 2009 г. Уровень рентабельности продаж по прибыли от реализации в 2010 г. составил 1,4 %, уменьшившись на 2,1 п.п., уровень рентабельности продаж - 0,8 % и 1,2 п.п. соответственно. Важную роль в формировании прибыли торговой организации играет эффективное использование трудовых ресурсов. Численность работников торговой организации за год увеличилось на 1 чел. или на 10 %, выручка от реализации на одного работника увеличилась на 9,5 % и составила 123,2 млн р. Рассчитаем влияние изменения производительности труда и численности работников на изменение товарооборота:

за счет изменения производительности труда:

 

ΔТОПТ=(ПТ2010 - ПТ2009)*Ч2010=(123,2-112,5)*11= 77 млн р.;

 

- за счет изменения численности работников:

 

ΔТОЧ=(Ч2010 - Ч2009)*ПТ2009=(11-10)*112,5= 112,5 млн р..

 

Итак, за счет роста производительности труда работников в 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем товарооборота ОДО "Потеха" вырос на 77 млн р. Увеличение же численности работников за анализируемый период способствовало росту товарооборота на 112,5 млн р.

Торговая площадь ОДО "Потеха" составляет 118,4 кв.м. и за анализируемый период не изменилась. Выручка от реализации в действующих ценах в расчете на 1 кв.м. торговой площади составила 11,44 млн р., что на 1,94 млн р. или на 20,4 % выше показателя 2009 г. В сопоставимых ценах выручка от реализации на квадратный метр торговой площади увеличилась на 1,3 % или на 0,12 млн р. Эффективность деятельности торговой организации во многом определяет равномерность развития товарооборота. Поэтому целесообразно изучить динамику товарооборота, составив таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 - Анализ товарооборота ОДО "Потеха" в поквартальном разрезе за 2009-2010 гг.

Кварталы

2009

2010

Отклонение по

Темп изменения, %
  млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % сумме уд. весу  
I 216,0 19,2 262,8 19,4 46,8 0,2 121,7
II 252,0 22,4 295,3 21,8 43,3 -0,6 117,2
III 293,6 26,1 350,9 25,9 57,2 -0,2 119,5
IV 363,4 32,3 445,7 32,9 82,3 0,6 122,7
Итого 1125,0 100,0 1354,7 100,0 229,7 - 120,4

 

Как видно из данных, в 2009 г. максимальный удельный вес имел товарооборот 4 квартала, что обусловлено подготовкой покупателей к праздником и сезонным увеличением доходом. Аналогичная ситуация сложилась в 2010 г. Наибольший темп роста товарооборота был достигнут в 4 квартале 2010 г. - 122,7 %, наименьший - во втором квартале (117,2 %). В целом для торговой деятельности ОДО характерно равномерное развитие товарооборота по кварталам.

Оценим влияние товарных ресурсов на товарооборот ОДО "Потеха". Данные об изменении товарных ресурсов приведены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Динамика товарных ресурсов ОДО "Потеха" в 2009-2010 гг., млн р.

Показатели 2009 2010 Отклонение (+/-) Влияние на товарооборот
Товарооборот 1125 1354,7 +229,7 +229,7
Запасы товаров на начало периода 112 152 +40 +40
Запасы товаров на конец периода 65 87 +22 -22
Поступление товаров 1116 1334,7 +218,7 +218,7
Выбытие товаров 38 45 +7 -7

 


Для расчета влияния использовалась следующая формула:

 

ТО = Зн + П - В - Зк, (2.1)

 

где ТО - величина объема товарооборота;

П - объем поступления товаров;

В - прочее выбытие товаров;

Зн, Зк - соответственно запасы товаров на начало и конец периода.

Итак, в 2010 г. по сравнению с прошлым годом товарооборот ОДО "Потеха" увеличился на 229,7 млн р. Это обусловлено ростом объема поступлений товаров в торговую организацию (+218,7 млн р.). Увеличение запасов товаров на начало года привело к увеличению товарооборота на 40 млн р., рост запасов товаров на конец периода выразился в снижении товарооборота ОДО "Потеха" на 22 млн р. Прочее выбытие товаров увеличилось за 2010 г. на 7 млн р. Таким образом, розничный товарооборот является важнейшим фактором, обеспечивающим формирование прибыли от реализации. Важным фактором формирования прибыли торговой организации является эффективная структура товарооборота. Рациональная структура товарооборота позволит организации уменьшить товарные запасы, повысить оборачиваемость, что в свою очередь даст возможность улучшить финансовые результаты. Динамика структуры товарооборота ОДО "Потеха" в 2009-2010 гг. приведена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Динамика структуры товарооборота ОДО "Потеха" в 2009-2010 гг.

Товарные группы

2009

2010

Отклонение (+/-)

  Млн р. Уд. вес, % Млн р. Уд. вес, % Млн р. Уд. вес, %
1. Мясо и птица 39,49 3,51 46,47 3,43 6,98 -0,08
2. Колбасные изделия 74,81 6,65 85,48 6,31 10,67 -0,34
3. Рыба 30,15 2,68 24,93 1,84 -5,22 -0,84
4. Сельдь 0,45 0,04 1,08 0,08 0,63 0,04
5. Масло животное 6,64 0,59 8,53 0,63 1,90 0,04
6. Масло растительное 1,80 0,16 2,71 0,20 0,91 0,04
7. Жиры 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
8. Маргарин 0,45 0,04 0,54 0,04 0,09 0,00
9. Майонез 6,08 0,54 6,77 0,50 0,70 -0,04
10. Молоко и молочная продукция 75,38 6,70 90,09 6,65 14,71 -0,05
11. Сыр 14,63 1,30 22,08 1,63 7,46 0,33
12. Консервы мясные 1,80 0,16 2,71 0,20 0,91 0,04
13. Консервы рыбные 2,25 0,20 10,70 0,79 8,45 0,59
14. Консервы овощные 8,44 0,75 10,70 0,79 2,26 0,04
15. Консервы ф/ягодные 14,51 1,29 18,69 1,38 4,18 0,09
16. Яйца 3,71 0,33 4,47 0,33 0,76 0,00
17. Сахар 8,44 0,75 7,32 0,54 -1,12 -0,21
18. Кондитерские изделия 50,29 4,47 67,33 4,97 17,04 0,50
19. Варенья, джемы, повидло, мед 0,45 0,04 0,54 0,04 0,09 0,00
20. Чай 7,43 0,66 8,94 0,66 1,52 0,00
21. Соль 0,45 0,04 0,54 0,04 0,09 0,00
22. Мука 1,35 0,12 1,63 0,12 0,28 0,00
23. Хлеб 60,19 5,35 63,94 4,72 3,75 -0,63
24. Крупа и бобовые 3,71 0,33 4,47 0,33 0,76 0,00
25. Макаронные изделия 1,80 0,16 2,71 0,20 0,91 0,04
26. Картофель 3,71 0,33 3,93 0,29 0,22 -0,04
27. Овощи 6,53 0,58 8,94 0,66 2,42 0,08
28. Плоды, фрукты, ягоды 12,60 1,12 14,63 1,08 2,03 -0,04
29. Водка и ликероводочные изделия 89,33 7,94 103,63 7,65 14,31 -0,29
30. Коньяк 10,35 0,92 13,01 0,96 2,66 0,04
31. Шампанское 11,70 1,04 16,93 1,25 5,23 0,21
32. Вино 32,40 2,88 34,00 2,51 1,60 -0,37
33. Пиво 18,23 1,62 21,40 1,58 3,18 -0,04
34. Б/алкогольные напитки 17,89 1,59 22,08 1,63 4,19 0,04
35. Мороженое 10,80 0,96 12,46 0,92 1,66 -0,04
36. Другие продовольственные товары 11,25 1,00 19,24 1,42 7,99 0,42
Итого продовольственные товары 643,28 57,18 765,13 56,48 121,86 -0,70
1. Одежда и белье 72,90 6,48 85,21 6,29 12,31 -0,19
2. Головные уборы 0,00 0,00 15,85 1,17 15,85 1,17
3. Верхний трикотаж 21,26 1,89 24,66 1,82 3,39 -0,07
4. Бельевой трикотаж 24,30 2,16 33,19 2,45 8,89 0,29
5. Чулочно-носочные изделия 12,04 1,07 15,71 1,16 3,68 0,09
6. Мыло хозяйственное 1,35 0,12 1,63 0,12 0,28 0,00
7. Синтетические моющие средства 6,98 0,62 7,32 0,54 0,34 -0,08
8. Мыло туалетное 3,71 0,33 4,20 0,31 0,49 -0,02
9. Парфюмерно-косметические товары 90,79 8,07 105,40 7,78 14,61 -0,29
10. Галантерея 49,84 4,43 73,29 5,41 23,45 0,98
11. Табачные изделия 21,60 1,92 27,77 2,05 6,17 0,13
12. Металлическая посуда 36,34 3,23 50,53 3,73 14,19 0,50
13. Стеклянная посуда 18,90 1,68 23,84 1,76 4,94 0,08
14. Фарфорофаянсовая посуда и керамическая посуда 51,75 4,60 34,41 2,54 -17,34 -2,06
15. Часы 0,00 0,00 1,76 0,13 1,76 0,13
16. Электротовары 30,60 2,72 35,76 2,64 5,16 -0,08
17. Инструменты 0,00 0,00 2,30 0,17 2,30 0,17
18. Бумажно-беловые товары 23,29 2,07 23,44 1,73 0,15 -0,34
19. Школьно-письменные и канцелярские принадлежности 11,03 0,98 5,69 0,42 -5,34 -0,56
20. Вычислительная техника 2,81 0,25 3,39 0,25 0,57 0,00
21. Печатные издания 3,71 0,33 3,93 0,29
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...