Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческая деятельность и подготовка к ней менеджеров




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9

Раздел 1

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ

 

Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................11

Функции менеджмента или администрации........................12

Роли менеджера......................................................................13

Управленческие умения.........................................................15

Эффективность и успешность управленческой деятельности......................................................................16

Социально-психологическая компетентность.....................20

Коммуникации в менеджменте (современные тенденции). 21

 

Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере ПО «Ижорский завод»)............................................................27

Критерии эффективности социально-психологического тренинга.....................................................27

Результаты исследования эффективности тренинга на ПО «Ижорский завод».....................................29

Разработка новой программы тренинга руководителей.......40

Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге..............................................................46

 

Раздел 2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга....................................................49

Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51

Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53

Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55

Требования к тренингу менеджеров.....................................56

 

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТ руководителей................................58

Модель процесса обучения....................................................58

Социально-психологический тренинг как активный метод обучения..................................59

Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60

Гуманистический подход в тренинге руководителей............69

Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70

Группаналитический подход в тренинге руководителей......71

Роли и функции ведущего (тренера).....................................78

 

Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81

Коммуникации в организации..............................................81

Коммуникационный процесс................................................82

Коммуникация как общение.................................................86

Структура взаимодействия.....................................................88

Динамика деловой беседы.....................................................90

 

Раздел 3

ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93

Сеттинг...................................................................................93

Состав группы........................................................................95

Диагностическое интервью с участниками...........................97

Заключение контракта...........................................................98

 

Глава 2. Разработка программы тренинга...................................100

Композиция программы тренинга......................................100

Начальный этап тренинга....................................................101

Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения.........111

 

Раздел 4

МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128

Введение...............................................................................128

Информационный лист «Самопрезентация».....................129

Ориентировочные основы «Самопрезентация».................131

Упражнения..........................................................................132

 

Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для принятия решения).......................................137

Введение...............................................................................137

Информационный лист «Лидерство»..................................137

Ориентировочные основы «Задачи руководителя дискуссии».......................................................................141

Упражнения..........................................................................141

 

Глава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163

Введение...............................................................................163

Информационный лист «Технология работы над публичным выступлением»............................................163

Ориентировочные основы «Публичное выступление»......176

Упражнения..........................................................................177

 

Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179

Введение...............................................................................179

Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179

Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181

 

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192

Введение...............................................................................192

Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193

Информационный лист «Психологический контакт».......212

Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником».215

Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности руководителя»..218

Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»..................................................221

Разминочные упражнения...................................................226

Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231

Ролевые игры........................................................................236

Информационный лист «Социальные роли».....................237

Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми людьми.............................239

Упражнения на установление контакта между членами группы........................243

Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации.....................248

Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254

Введение...............................................................................254

Информационный лист «Вторая фаза беседы — ориентация и умение слушать собеседника».................255

Информационный лист «Техники активного (рефлексивного) слушания»...........................................258

Ориентировочные основы «Техники активного слушания»........................................................................266

Разминочные упражнения...................................................269

Психогимнастические упражнения на развитие

внимания, быстроту мышления.....................................272

Упражнения для «сухого плавания»....................................273

Упражнения, с использованием управленческих ситуаций..........................................................................279

Деловые игры........................................................................286

Ролевые игры........................................................................291

 

Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию».......................................297

Введение...............................................................................297

Информационный лист «Третья фаза беседы — решение, оценка»....................................297

Ориентировочные основы «Техники развития мыслей».... 299

Информационный лист «Техники аргументации и контраргументации».................................................... 300

Общие рекомендации...........................................................301

Информационный лист «Четвертая фаза беседы — результат»............................................................305

Типичные ошибки беседы в целом......................................306

Психогимнастические разминочные упражнения.............307

Упражнения для отработки техник аргументации..............308

Ролевые игры........................................................................311

 

Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником» 322

Введение...............................................................................322

Информационный лист «Беседа в эмоционально напряженной конфликтной ситуации».........................323

Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения у собеседника»............................330

Разминочные упражнения...................................................332

Ролевые игры.........................................................................336

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном собеседовании с участником тренинга......342

Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова).... 343

Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа в пустыне»..............................345

Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд» (Г. X. Бакирова)..................................... 347

Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359

Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361

Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя дискуссии......................................362

Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)...................................364

Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть.....379

Приложение 10. Темы психорисунков........................................382

Приложение 11. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ»

(Бакирова Г. X.).......................................................................383

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................394

 

ВВЕДЕНИЕ

В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми (Milbank, 1990). Исследование 191 руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.)

Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон, 1973; Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.).

Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах, компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных; внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д.

Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. А вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).

Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими большей эффективности их работы.

Раздел 1

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1

ЧТО МЕНЕДЖЕРЫ ДЕЛАЮТ?

Для того чтобы повышать эффективность работы менеджеров, нужно определиться с ролью менеджера в организации и с функциями, которые он выполняет. Менеджеры добиваются того, чтобы что-то было сделано посредством деятельности других людей. Они принимают решения, размещают ресурсы и направляют активность других для достижения целей, работая в организации.

Организацию можно определить как сознательно координируемое социальное образование, состоящее из двух или более человек и функционирующее на относительно продолжительной основе для достижения общей цели или набора целей (Robbins, 1993). Опираясь на данное определение, к организациям можно отнести производственные, сервисные фирмы, школы, больницы, церкви, отделения милиции, местные, государственные и правительственные учреждения. Люди, которые предвидят деятельность других и ответственные за достижение целей в этих организациях, являются их менеджерами (иногда их называют по-другому, например администраторами, особенно в некоммерческих организациях).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...