Управленческая деятельность и подготовка к ней менеджеров
Стр 1 из 45Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9 Раздел 1 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................11 Функции менеджмента или администрации........................12 Роли менеджера......................................................................13 Управленческие умения.........................................................15 Эффективность и успешность управленческой деятельности......................................................................16 Социально-психологическая компетентность.....................20 Коммуникации в менеджменте (современные тенденции). 21
Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере ПО «Ижорский завод»)............................................................27 Критерии эффективности социально-психологического тренинга.....................................................27 Результаты исследования эффективности тренинга на ПО «Ижорский завод».....................................29 Разработка новой программы тренинга руководителей.......40 Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге..............................................................46
Раздел 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга....................................................49 Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51 Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53 Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55 Требования к тренингу менеджеров.....................................56
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТ руководителей................................58 Модель процесса обучения....................................................58
Социально-психологический тренинг как активный метод обучения..................................59 Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60 Гуманистический подход в тренинге руководителей............69 Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70 Группаналитический подход в тренинге руководителей......71 Роли и функции ведущего (тренера).....................................78
Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81 Коммуникации в организации..............................................81 Коммуникационный процесс................................................82 Коммуникация как общение.................................................86 Структура взаимодействия.....................................................88 Динамика деловой беседы.....................................................90
Раздел 3 ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93 Сеттинг...................................................................................93 Состав группы........................................................................95 Диагностическое интервью с участниками...........................97 Заключение контракта...........................................................98
Глава 2. Разработка программы тренинга...................................100 Композиция программы тренинга......................................100 Начальный этап тренинга....................................................101 Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения.........111
Раздел 4 МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128 Введение...............................................................................128 Информационный лист «Самопрезентация».....................129 Ориентировочные основы «Самопрезентация».................131 Упражнения..........................................................................132
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для принятия решения).......................................137 Введение...............................................................................137
Информационный лист «Лидерство»..................................137 Ориентировочные основы «Задачи руководителя дискуссии».......................................................................141 Упражнения..........................................................................141
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163 Введение...............................................................................163 Информационный лист «Технология работы над публичным выступлением»............................................163 Ориентировочные основы «Публичное выступление»......176 Упражнения..........................................................................177
Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179 Введение...............................................................................179 Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179 Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192 Введение...............................................................................192 Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193 Информационный лист «Психологический контакт».......212 Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником».215 Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности руководителя»..218 Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»..................................................221 Разминочные упражнения...................................................226 Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231 Ролевые игры........................................................................236 Информационный лист «Социальные роли».....................237 Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми людьми.............................239 Упражнения на установление контакта между членами группы........................243 Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации.....................248 Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254 Введение...............................................................................254 Информационный лист «Вторая фаза беседы — ориентация и умение слушать собеседника».................255 Информационный лист «Техники активного (рефлексивного) слушания»...........................................258 Ориентировочные основы «Техники активного слушания»........................................................................266
Разминочные упражнения...................................................269 Психогимнастические упражнения на развитие внимания, быстроту мышления.....................................272 Упражнения для «сухого плавания»....................................273 Упражнения, с использованием управленческих ситуаций..........................................................................279 Деловые игры........................................................................286 Ролевые игры........................................................................291
Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию».......................................297 Введение...............................................................................297 Информационный лист «Третья фаза беседы — решение, оценка»....................................297 Ориентировочные основы «Техники развития мыслей».... 299 Информационный лист «Техники аргументации и контраргументации».................................................... 300 Общие рекомендации...........................................................301 Информационный лист «Четвертая фаза беседы — результат»............................................................305 Типичные ошибки беседы в целом......................................306 Психогимнастические разминочные упражнения.............307 Упражнения для отработки техник аргументации..............308 Ролевые игры........................................................................311
Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником» 322 Введение...............................................................................322 Информационный лист «Беседа в эмоционально напряженной конфликтной ситуации».........................323 Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения у собеседника»............................330 Разминочные упражнения...................................................332 Ролевые игры.........................................................................336
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном собеседовании с участником тренинга......342 Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова).... 343 Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа в пустыне»..............................345 Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд» (Г. X. Бакирова)..................................... 347
Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359 Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361 Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя дискуссии......................................362 Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)...................................364 Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть.....379 Приложение 10. Темы психорисунков........................................382 Приложение 11. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ» (Бакирова Г. X.).......................................................................383 ЛИТЕРАТУРА..............................................................................394
ВВЕДЕНИЕ В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми (Milbank, 1990). Исследование 191 руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.) Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон, 1973; Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.). Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах, компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных; внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д. Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. А вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).
Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими большей эффективности их работы. Раздел 1 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ Глава 1 ЧТО МЕНЕДЖЕРЫ ДЕЛАЮТ? Для того чтобы повышать эффективность работы менеджеров, нужно определиться с ролью менеджера в организации и с функциями, которые он выполняет. Менеджеры добиваются того, чтобы что-то было сделано посредством деятельности других людей. Они принимают решения, размещают ресурсы и направляют активность других для достижения целей, работая в организации. Организацию можно определить как сознательно координируемое социальное образование, состоящее из двух или более человек и функционирующее на относительно продолжительной основе для достижения общей цели или набора целей (Robbins, 1993). Опираясь на данное определение, к организациям можно отнести производственные, сервисные фирмы, школы, больницы, церкви, отделения милиции, местные, государственные и правительственные учреждения. Люди, которые предвидят деятельность других и ответственные за достижение целей в этих организациях, являются их менеджерами (иногда их называют по-другому, например администраторами, особенно в некоммерческих организациях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|