Задачи и упражнения по этике
1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. Человек есть мера всех вещей (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
2. Что хотел сказать автор? Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).
3. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
4. Что такое, по Вашему, притча? Два примера: А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37). Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.
5. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: А. Правда хорошо, а счастье лучше. Б. Платон мне друг, но истина дороже.
6. Как Вы оцениваете утверждение: “Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф.М.Достоевского). — Дайте развернутый ответ.
7. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
8. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. 1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т.Гоббс). 2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус). 3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру). 4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов). Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
9. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.
10. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).
11. В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
12. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?
13. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения? “Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
14. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте развернутый ответ.
15. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ.
16. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.
17. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине». Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”. — Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.
18. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)
19. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развернутый ответ.
20. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? — Дайте развернутый ответ, аргументируйте.
21. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ.
22. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развернутый ответ.
23. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»? — Попробуйте реконструировать ход его мысли.
24. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)? — Дайте развернутый ответ.
25. Как Вы считаете: доброта — редкое или обычное явление?
— Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения..
26. Что такое зло в моральном смысле? — Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
27. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо? Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
28. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас? — Дайте развернутый ответ.
29. Рассудите: А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним». Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».
30. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора. Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
31. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст). Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).
32. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?* — Дайте развернутый ответ.
33. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»? — Дайте развернутый ответ.
34. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24) Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
— Дайте развернутый ответ.
35. Существуют два полярных мнения о смерти. А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])». Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576). — Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
36. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути — это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми — вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ). Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика) — Дайте развернутый ответ.
37. А. С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”: Нет, весь я не умру Душа в заветной лире мой прах переживет И тленья убежит
Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?
38. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.
39. Рассудите: для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства; Кант утверждал обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии». Дайте развернутый ответ.
40. Один автор сказал: «Добродетель кончается там, где начинается глупость». Прав ли он? Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
41. Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)
Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.
42. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу). — Дайте развернутый ответ.
43. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства». Ответ аргументируйте.
44. С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том, что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте.
45. Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: «Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются» (из к/ф «Пуаро Агаты Кристи»).
46. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым? Ответ аргументируйте.
47. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» [176]. В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте.
48. Что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест[177]. Дайте развернутый ответ.
49. Прав ли автор этого утверждения: «Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше»? Ответ аргументируйте, приведите примеры.
50. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
51. Иногда в общественном транспорте я отдаю кондуктору деньги за проезд, но при этом не беру билет. Правильно ли я поступаю с человеческой, нравственной, юридической точек зрения?
52. Совместимы ли политика и мораль? Ответ аргументируйте.
53. Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мораль? Ответ аргументируйте.
54. Иногда можно слышать: «добро должно быть с кулаками». Что Вы думаете по поводу этого высказывания? Верно ли оно? Ответ аргументируйте. 55. Оцените высказывание испанского художника Сальвадора Дали: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Как его можно квалифицировать с моральной точки зрения? 56. «Не стoит она [высшая гармония] слезинки хотя бы только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф. М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку. 57. Одни говорят «Честность — лучшая политика», другие утверждают, что «Политика — грязное дело». Кто прав (ближе к истине)? Ответ аргументируйте. 58. Иногда можно слышать рассуждения типа "честный — глупый, а умный тот, кто умеет обманывать". Злодей Яго из трагедии Шекспира "Отелло" говорит: "Я предпочту быть умным. Честность — дура. И губит тех, кто с ней" (см. отечественный кинофильм "Отелло"). А Вы как считаете? Дайте развернутый ответ. 59. Оцените высказывание: «Свобода — это право делать всё, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Ответ аргументируйте. 60. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: «Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет» (восточная поговорка, приписывают Ходже Насреддину). «Если человеку долго говорить, что он свинья, я вас уверяю, он захрюкает» (из рассказа А. М. Горького?)
61. Нельзя жить так подробно. Любопытно сопоставление двух ситуаций: 1. Буддистский монах так любил всё живое, что когда ходил — подметал перед собой дорогу специальным веником, чтобы, не дай бог, не наступить на какого-нибудь муравья или жучка. Всё хорошо... вот только сколько муравьёв и жучков было убито и покалечено этим веником — никто не считал (из Интернета). 2. Лев Толстой и комар. Гуляют как-то Лев Николаевич с другом по парку (фамилия друга, кажется, Чагин). А тут комар впился в щеку Льва Николаевича. Тот возьми да прихлопни комара — аж кровь пошла. Чагин и говорит: «Как же так, Лев Николаевич, вы все непротивленье злу насильем проповедуете — а комара-то вон убили. Убили же!» Л.Н. и отвечает: «Дорогой друг, нельзя жить так подробно … (из Интернета)
Приведите другие ситуации-примеры, когда справедлива формула "нельзя жить так подробно". 62. Рассудите: А. Шопенгауэр: «Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья». В.Г.Короленко: «Человек создан для счастья как птица для полета».
63. Как Вы относитесь к идее заключения брачного контракта?
64. А.С.Пушкин говорил о себе в стихотворении «Памятник»: «И милость к падшим призывал». С другой стороны, Ф.Ницше требовал: «Падающего подтолкни». Рассудите.
65. Что такое совесть? Какую роль совесть играет в жизни человека? — Дайте развернутый ответ.
66. Русская поговорка утверждает: «Первый снег — не зима, первая зазноба — не невеста». С другой стороны, распространено мнение, отраженное в таких словах песни: «А любовь всегда бывает первою и другою быть не должна \ Самой нежною и самой верною и всегда одна». (Песня М. Фрадкина, слова Е. Долматовского). — Рассудите.
67. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя поговорками: «Своя воля страшней неволи». «Хоть тяжелая доля, да всё своя воля». В каких случаях эти поговорки справедливы? Приведите примеры. 68. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: Хочешь освободиться от пороков, — сторонись порочных примеров (Сенека. Нравственные письма к Луцилию). Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться (А.С. Макаренко).
ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий. 2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить). 3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. 4. Критерии оценки ответа: 1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются); 2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); 3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой). 5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания. 6. Студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|