Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура поведения, этикет




 

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

Н. А. Бердяев

 

Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.

Восточная мудрость

 

Вежливость для ума, что красота для лица.

Вольтер

 

Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.

Гегель

 

Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать.

Данте

 

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.

И. Н. Курочкина. Современный этикет

 

Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен.

Ж. Лабрюйер

 

Ложная деликатность поведения выражается в неоправданной церемонности, ложная деликатность вкуса — в притворстве.

Ж. Лабрюйер

 

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.

Ж. Лабрюйер

Приличие — это наименее важный из всех законов общества и наиболее чтимый.

Ф. Ларошфуко

 

Говори мягче по форме, тверже по содержанию.

Латинское изречение

 

Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.

Д. Локк

 

Верный признак невоспитанного человека — не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится.

Д. Локк

 

Истинная вежливость есть не что иное, как старание не выказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было.

Д. Локк

 

Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.

Петр Первый [181]

 

Ласковый теленок двух маток сосет. Поговорка

 

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж. Свифт

 

Одного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” – “У неблаговоспитанных, — ответил он, — я избегал делать то, что делают они”.

В. В. Селиванов

 

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

 

Любезность есть желание делать то, что нравится людям, и удерживаться от того, что им не нравится.

Б. Спиноза

 

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

В. А. Сухомлинский (“Рождение гражданина”)

 

Хороший тон требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и верно утверждение, что человек может усвоить себе все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования; хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.

Из книги “ Хороший тон ”, М., 1996. С. 6.

 

Благовоспитан тот, кто к нижестоящим людям относится без заносчивости, а к вышестоящим — без подобострастия.

Ф. Честерфилд

 

Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать литературной братии. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах.

Н. Шамфор

 

Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, чтобы он стал мягок и принял какую угодно форму, так даже людей сварливых и злобных вежливость и дружелюбие способны сделать уступчивыми и услужливыми... Вежливость для человека то же, что для воска тепло.

А. Шопенгауэр

 

Слово галантный в одном из словарей современного русского языка поясняется так: «изысканно вежливый и любезный по отношению к женщинам».

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2000.

2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. М., 2010.

3. Гулыга А. Кант. М., 1977.

4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

5. Гусейнов А.А. Этика: Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2006.

6. Гусейнов А.А. Понятие насилия // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и влиять на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. — М.: Эгинс, 2000.

8. Коновалова Л.В. Прикладная этика: По материалам западной литературы. Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. — М.: ИФРАН, 1998.

9. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.

10. КуртцПол. Запретный плод. Этика гуманизма. Пер с англ. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

11. Леви В. Искусство быть собой.

12. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном.

13. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах, 1992.

14. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект, 2003.

15. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

16. Соловьев В.С. Смысл любви. — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т. 2, М., 1990.

17. Соловьев В.С. Оправдание добра.

18. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.

19. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.

20. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. Учебн. пособие для вузов. — М.: Текст, 1998.

21. Этика: Для вузов / Под общ. ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Минск: Новое знание, 2002.

22. Этика: новые старые проблемы: К шестидесятилетию А.А.Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 1999.

23. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв. образов., 2001.

24. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

 

 

Именной указатель

 

 


Предметный указатель


 

 

————————————————————————————

 

 

Лев Евдокимович БАЛАШОВ

ЭТИКА: Учебное пособие


[1] «Нравственность» и «мораль» здесь и далее будут использоваться как синонимы, взаимозаменяемые понятия.

[2] Лавров П. Л. Социальная революция и задачи нравственности. — Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1, М., 1965. С. 417.

[3] «Смысл» очень близок по своему значению понятию мысли; «смысл» и «мысль» буквально сливаются в словах «осмысление», «осмыслить».

[4] Оба значения выражения «смысл жизни» вытекают из значения слова «смысл». В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: «Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом»

[5] См.: С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991.

[6] А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. Ч. 1. С. 28-30.

[7] Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100.

2 Например, как “средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком смысле это понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории вероятностей и математической статистики" (Философский энциклоп. словарь. М., 1983. С. 441). См. также в Словаре С.И. Ожегова (М., 1991): норма — "установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков".

[8] Еще пифагореец Алкмеон определял здоровье как “изономию” (соразмерность) присущих телу человека противоположностей, как соразмерную смесь [элементарных] качеств. См.: Мнения философов V, 30, 1 [“О здоровье, болезни и старости”]. Ср.: Платон, Пир, 186 c-e; Гиппократ. О древней медицине, 14.

[9] Говалло В.И. Почему мы не похожи друг на друга. М., 1984. С. 73-78.

[10] Климова В.И. Человек и его здоровье. М., 1986. С. 44-45.

[11] См.: Материалистическая диалектика и современное научное познание. Препринты докладов. М., 1984. С. 109.

[12] Там же. С. 24.

[13] Чикин С.А. Здоровье — всему голова. М., 1983. С. 10.

[14] Жирнов В.Д. Мировоззрение и методологические аспекты определения понятия “здоровье”. — В Тезисах конференции “Социально-философские и мировоззренческие проблемы здоровья человека", М., 1984. С. 13-15.

[15] Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. С. 86, 97.

[16] Там же. С. 183-184.

[17] См.: Вопросы философии. 1990, № 7. С. 13.

[18] См.: Вопросы философии. 1990, № 7. С. 13-14.

1 См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1982. С.126. Цит. по: Vetter P. Das Buch Tobias und die Achikar Sage. — “Teologische Quartalschrift”, Bd. 86, H. 3. Tubingen, 1904, S. 343.

[20] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 93.

[21] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 115.

[22] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989. С. 93.

[23] Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992. С. 74.

[24] Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354.

[25] Диоген Лаэртский. Кн. 5, 21 — стр. 194. Диоген привел это высказывание Аристотеля в ряду других, снабдив таким замечанием: "Таковы известные его изречения".

[26] Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 78 (Письмо XLVII).

[27] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 110.

[28] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 117.

[29] Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М.,1989. С. 323.

[30] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99. Там же. Т. 1, М., 1989. С. 326.

[31] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 122.

[32] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М., 1989. С. 323-324.

[33] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[34] Там же. С. 121-122.

[35] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 1, М., 1985. С. 117.

[36] Там же. С. 119.

[37] Там же.

[38] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 2, М., 1988. С. 265.

[39] Там же.

[40] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 3, М., 1988. С. 264.

[41] Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, кн. IV. Спб., 1829. С. 232.

[42] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 118.

[43] А. Гулыга пишет по этому поводу: «Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства. По сути дела, это парафраз древней истины: веди себя в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя. Делай то, что должны делать все.» — А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 157.

[44] Ригоризм (лат. rigor — строгий) — моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. (Словарь по этике. М., 1983. С. 297).

[45] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

[46] Само название воистину устрашающее: императив да еще категорический! Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Одна только железная необходимость и ни капли случайности. Одно только долженствование и ни капли хотения.

Необходимость соответственна всеобщему: всё единичное, случайное, отдельное, индивидуальное она отметает.

[47] См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 174.

[48] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[49] Эта формулировка категорического императива так понравилась молодому Шеллингу, что на ее основе он попытался дать свой вариант моральной заповеди: «Поступай так, чтобы… благодаря твоему действию ни одно разумное существо не полагалось только в качестве объекта, но как содействующий субъект» (Шеллинг. Новая дедукция естественного права).

[50] Соловьев В.С. Соч. Т. 1, М., 1990.

[51] См. ниже (стр. 47) цитату из книги Януша Корчака «Правила жизни»

[52] См. о любви к себе ниже, стр. 59.

[53] "Если область нравственности обусловлена взаимоотношениями интересов личностей вообще, то собственно нравственным является такое взаимоотношение, когда человек относится к другому как к самому себе" — Бандзеладзе Г. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси, 1963. С. 29.

[54] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 134.

[55] Я. Корчак. Как любить детей, М., 1990. С. 241.

[56] Хорошо сказал об этом П. Л. Лавров: см. выше, стр. 10.

[57] См.: Соловьев Э.Ю. Личность и право. — Вопросы философии. 1989, № 8. С. 82.

[58] Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости."

[59] Так характеризовал добро А. Швейцер. См.: А.Швейцер. Культура и этика. М., 1973.

[60] См.: Я. Шпренгер и Г. Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 146. Это мнение Августина сыграло свою зловещую роль. Оно эхом разнеслось по истории вплоть до нашего времени. Профессор теологии говорит в романе Томаса Манна “Доктор Фаустус”: “Но чем стало бы добро без зла? Оно потеряло бы критерий для сравнения своего качества. Зло становится еще злее, если есть добро, а добро еще добрее, если есть зло. Вот почему Августин говорит, что функция зла заключена в том, чтобы сильнее оттенить добро. Святость, господа, не мыслима без искушения.” Сентенция профессора запала в душу молодого Адриана Леверкюна и послужила для него своеобразной индульгенцией.

[61] См.: Герцен А.И. Собр.соч. в 30 т.т. Т. III. С. 240.

[62] Мандевиль. Басня о пчелах. М., 1974. С. 329.

[63] Гете. Ко дню Шекспира.

[64] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.

[65] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре.

[66] См.: телеканал «Культура», программа «Тем временем», 28.02.06. Е. Ясин — научный руководитель Высшей школы экономики, д.э.н., бывший вице-премьер правительства России.

[67] См.: Вопросы философии, 1965, № 1. С. 11.

[68] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[69] Там же. С. 278.

[70] См.: Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 16-17.

[71] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[72] Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.

[73] Там же. С. 56.

[74] Согомонов Ю.В. Добро и зло. М., 1965. С. 37-38.

[75] 9 января 2005 г. в одной телепередаче было высказано чудовищное утверждение (в связи с фильмом «Ночной дозор») с о необходимости баланса добра и зла.

[76] См.: Ф. Ницше. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1990. С. 421 (К генеалогии морали). Еще раньше Ницше такого мнения придерживался Гобино и А.Шопенгауэр с ним был согласен. «Гобино (Gobineau. Des races humaines \Человеческие расы — Л. Б.\), — писал он, — назвал человека l'animal mechant par excellence (злым животным по преимуществу), что не понравилось людям: они чувствовали себя обиженными. Но он был прав.»

[77] А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 208.

[78] Е. Лаврухина. — Вестник РФО, 1999, № 4. С. 94.

[79] Известный артист Донатас Банионис на вопрос «что же такой человек — порождение добра или зла?» ответил:

— «Живые живут только потому, что пожирают друг друга. Это парадокс. И только потому возможна наша жизнь. Человек тоже пожирает другого человека. Зачем так сделано? Загадка! Но это закон эволюции». (Журнал «Огонек», 43/2003. С. 44).

Что на это можно возразить? Жалко Баниониса. Нет у него гармонии в душе. Иначе он подумал бы о такой простой вещи: если бы взаимное пожирание было основным отношением между людьми, то они давно сгинули бы с лица Земли. Он не подумал также о таком фундаментальном явлении, как воспроизводство жизни из нее самой, порождение одних людей другими. Одни люди появляются на свет благодаря другим людям (родителям, воспитателям, педагогам). Где же тут пожирание одних другими?!

[80] Всегда находились люди, которые таким образом представляли мир. Еще древнеримский писатель Гай Петроний вывел в своем романе «Сатирикон» подобных им «героев»: «Мир они заранее при­нимают, как никуда не годный. Пессимизм насквозь проникает мировоззрение Энколпия. Когда ему везет, он говорит, что Судьба, это исчадие Ада, от него отверну­лась. Фортуна играет нами как хочет; человек — ничто­жен; дружба — лишь иллюзия; справедливости на зем­ле не существует; все судьи — мздоимцы и лицемеры; нравственный человек есть аномалия и все его ненави­дят; искусство — в презрении; все на свете — продаж­но. Возмущаться тут, стало быть, незачем, а надо стараться устраиваться, как можно лучше». — Так характеризует действующих лиц «Сатирикона» Б. Н. Ярхо, редактор перевода романа Петрония «Сатирикон» на русский язык (издание 1924 г.).

 

[81] «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.

Еще он придумал афоризм, который льет воду на мельницу такой позиции: «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Чем хуже ты о себе думаешь, тем больше ты человек. Нелепая и опасная позиция.

К сожалению, Л. Толстой был не одинок в подобном самооплевывании. Американский психолог У. Джемс вывел почти такую же формулу. Согласно ей самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель – его амбиции и притязания.

[82] Рисунок в тексте заимствован из книги: Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов). — Ростов-на-Дону, 1995.

[83] См. об этом выше, стр. 18 (п. "Здоровье человека").

[84] По ту сторону добра и зла, 188. – Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 309.

[85] Основной постулат Гитлера в программном обращении к армии перед Drang nach Osten звучит так: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью во славу Великого Рейха!»

[86] Эта фраза Э.Ферми взята из документального фильма о И.В.Курчатове "Цепная реакция", показанного по телеканалу "РТР" 12 января 2003 г. в 10.15.

[87] В Хиросиме во время взрыва атомной бомбы сразу погибло 70 тысяч человек, затем от лучевой болезни и ожогов в течение полугода умерло еще 70 тысяч; всего же умерло в результате атомной атаки на Хиросиму 240 тысяч людей.

[88] Аналогичную фразу я услышал в отечественном фильме «Наша дача» (1990 г.) из уст матери взрослого сына: «Совесть нынче не в моде». Какой негодяй первым произнес подобное? И как заразительны бывают порой такие подлые, бессовестные речи!

[89] “Пифагор называл свое учение любомудрием (jilosojia), а не мудростью (sojia), Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)” Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. — Диодор Сицилийский, Х, 10, 1.

[90] Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91.

[91] Эта путаница с гордостью и гордыней проявляется в устоявшемся христианском представлении о семи смертных грехах. На русском языке в христианской литературе и христианских проповедях не проводится различие между гордостью и гордыней. См. разные словари и энциклопедии, отражающие христианскую позицию. Например, в «Он лайн Энциклопедии КРУГОСВЕТ» читаем: «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние)...» Как видим, гордость причисляется к семи смертным грехам и, более того, ставится на первое место как самый смертный грех. В статье Википедии (см. Интернет) «Смертный грех» грех гордыни именуется в разных контекстах тщеславием, высокомерием, гордостью. В одном случае говорится о гордыне (Высокомерии) (Superbia), в другом — о гордости. В последнем случае утверждается буквально следующее: «Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость».

[92] Подчеркнутые номера тезисов — это гиперссылки, указывающие на комментарий к соответствующему тезису в «Комментариях к тезисам».

[93] См. об этом: Л. Е. Балашов. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997.

[94] Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса остается при этом открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему. (См.: Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1999. С. 215).

[95] Из телепрограммы НТВ «Протокол-расследование» 19 июля 2004 г., 14.45.

[96] Справедливости ради следует сказать, что если повнимательнее читать Аристотеля, то можно найти у него высказывания, которые можно трактовать как ограничение негативной оценки «б о льшей любви к себе». В той же «Политике» немного раньше он выставляет как аргумент против общей собственности тезис о том, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» (1261 а33).

[97] Вера Сотникова, актриса, в утренней программе ТВЦ (19.07.05) заявила: «Эгоизм — это хорошо; надо быть эгоистом, надо любить себя». Появился журнал, который самим своим названием («Эгоист») пытается реабилитировать-оправдать это отрицательное нравственное явление.

[98] Соловьев В. С. Нравственность и политика // В. С. Соловьев. Соч. в 2-х т., т. 1, М., 1989. С. 270.

[99] Герцен А.И. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[100] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[101] Солипсизм (лат. solus — единственный и ipse — сам) — философская позиция, согласно которой существует только Я и его сознание; мир и другие люди существуют лишь в сознании Я.

[102] Г. Серебрякова. Роман “Предшествие”.

 

[103] Дидро Д. Собр. соч. в 10-и т. М.-Л., 1935-1947. Т. V. С. 133. То же у Бетховена: “Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям”. Но здесь может быть неточен перевод. “Давать счастье” — в некоторых случаях такое выражение допустимо... Если употреблять его в фигуральном смысле или как некоторое художественное преувеличение.

[104] Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956. С. 5.

[105] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 274.

[106] См.: Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 9.

[107] Косицкий Г. И. Цивилизация и сердце. М., 1977. С. 131.

[108] Мухачев В.М. Как рождаются изобретения. М., 1968.

[109] Я. Корчак. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.

[110] Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.

[111] Лев Толстой. Записные книжки. М., 2000. С. 169.

Л. Н. Толстой здесь несколько перегибал палку (и в отношении юристов, и в отношении изобретателей взрывчатых веществ). Но пафос его я вполне разделяю. Не всё, что имеет вид науки или искусства, культуры, на самом деле является таковыми.

[112] Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.

[113] О Ф. Ницше и его философии см. ниже, стр. 240 («Ф. Ницше — фюрер антикультуры»).

[114] Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и сту­дентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. С. 118.

[115] Оправдываясь, они порой аргументируют в духе поговорки «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Однако, есть другая поговорка, более подходящая для них: «В кривом глазу и прямое криво». Об этом см. ниже, стр. 187.

[116] Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся, как правило, преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.

[117] И еще признание: «Негласное правило нашей журналистики: чем хуже, тем интереснее». Это я услышал в программе НТВ «Личный вклад» 24 апреля 2004 г. (журналистка рассказывала об американском журнале Форбс и его русской версии).

[118] Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и сту­дентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995.

[119] Фобия – навязчивое переживание страха, развивающееся при некоторых психозах. Агрессия – неспровоцированное нападение с нанесением вреда-ущерба или угроза такого нападения.

[120] В американском фильме «Практическая магия», показанном по НТВ в воскресенье 5 октября 2003 г., тетя говорит своей племяннице: «Когда ты, наконец, поймешь, что нормальность не есть добродетель, а отсутствие мужества». Нечто подобное я слышу почти каждый день. Ницшеанство в чистом виде! Определенная часть художественной общественности просто помешалась на Ницше.

[121] См.: С.И.Ожегов. Словарь русского языка; Словарь синонимов. Л., 1975.

[122] См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.

[123] Прошу понять меня правильно: я не выступаю против свободы; напротив, мне близки идеалы либерализма. См. об этом: Л.Е.Балашов. Либерализм и свобода. М., ACADEMIA, 1999.

[124] Я уже приводил пример с телерекламой: см. стр. 177.

[125] К сожалению, рекламные сюжеты с черным юмором множатся как тараканы. Появилась (декабрь 2001 г. — январь 2002 г.) реклама чипсов Лэйс, в которой жадный внук подкладывает деду вместо пакета с чипсами мышеловку: дед тянет руку к пакету, а попадает в мышеловку. Или реклама шоколадки, начинающаяся с трехкратного мощного крика группы подростков во дворе большого дома в ночное время и заканчивающаяся словами о том, что это круто.

Еще один рекламный сюжет (февраль 2002 г.), в котором рекламируется фрутелла. В супермаркете маленькая девочка, лет 5-и, бьет дядю-продавца ногой по колену, тот скрючивается от боли, а девочка, довольная, убегает в другой конец торгового зала, ворует эту фрутеллу и сразу впихивает в рот, наслаждаясь ее вкусом.

[126] Примечание 19 февраля 2002 г. Телепередача «Алчность» идет уже несколько месяцев. Мало того, что в названии телепередачи сохраняется это постыдное слово «алчность». Идеология телепередачи заряжена на воспитание, развитие и пропаганду алчности. Телеведущий постоянно призывает игроков «быть алчными», упрекает их в недостаточной алчности или хвалит за алчность. Оборзели совсем. Хоть бы посоветовались с филологами и специалистами по этике.

[127] Подробнее о цинизме см. ниже, стр. 206.

Примечание 2006 г.: С 2002 г. ничего не изменилось в наших СМИ. Вот реклама фильма «Убить Билла» в рубрике «Телепрограмма рекомендует» газеты «Телепрограмма»: «Кровавый, вдохновенный, безбашенный, лихой, легкий, расслабленный, циничный, ужасно смешной, виртуозно сделанный боевик вышел в 2003 г. К тому моменту на режиссера Квентина Тарантино многие махнули рукой: он уже давным-давно не снимал фильмов, и никто не чаял дождаться от него шедевра. Однако…

Опытная киллерша по прозвищу Черная Мамба (Ума Турман) несколько лет провалялась в коме; очнувшись, вспомнила, кто в свое время продырявил ей башку и до этой самой комы довел. И принялась восстанавливать боевые навыки. Они понадобятся ей, чтобы расправиться с пятью своими врагами, главный из которых — ее бывший босс и любовник.

На саундтреке — «Одинокий пастух» и «Полет шмеля»; на экране — бой Мамбы с 88 бешеными якудза, фонтаны крови, отрубленные, летящие во все стороны руки, ноги и головы… Нервных просим удалиться, прочим советуем расслабиться и получить удовольствие!» (№ 4 2006 г., московский тираж — 1 200 000)

— Циничная, бесстыдная реклама. Как можно получать удовольствие от зрелища массового убийства?! И с каких это пор с помощью слова «циничный» зазывают смотреть фильм?!

[128] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» — Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.

[129] Еще один пример: Александр Прошкин, режиссер-постановщик сериала «Доктор Живаго», в фильме о фильме «Доктор Живаго. Воплощение» (показанном по НТВ 12 мая 2006 г.), стараясь оправдать циничное поведение, отваживается даже дать положительное определение цинизму: «А что такое цинизм? — Рациональный поступок в определенных условиях». Комментарии излишни.

[130] См.: Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1, М., 1957. С. 576.

[131] Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982. С. 10.

Прибавление 21.01.2003. Знаменитый комик Вячеслав Полунин в беседе с корреспондентом сказал интересную вещь о различии между российским и западным зрителем. Когда он повез на Запад свою "Осюсяй" и другие комические сцены, то столкнулся с тем, что западный зритель оказался не готов к восприятию этих миниатюр, поскольку был меньше склонен к нежностям. Полунину на ходу пришлось менять образ комика на более жесткий. И далее он высказал общее суждение: жизнь западного человека в целом более жесткая и напряженная. Это говорит человек, который последние 10-15 лет колесит по миру и демонстрирует свое искусство в основном на Западе.

В самом деле, что западный человек более жесткий, напряженный, говорит и то, что большинство американских фильмов, которые демонстрируются у нас, — это фильмы, переполненные сценами насилия, убийства, страшилками разного рода, всякой патологией. Да и "Оскара" получают фильмы, в большинстве своем детективного содержания, триллеры, боевики и т. п.

Подобное сравнение верно и относительно мультфильмов: американских и японских, с одной стороны, и советских-российских, с другой. Сравнить хотя бы американский сериал «Том и Джерри» и наш сериал «Ну погоди!».

Еще одно сравнение: западный фильм (американский или английский) «Петр Великий» и наш фильм «Петр Первый». Два взгляда, два мировоззрения, два подхода к человеку, к русской жизни. Западный фильм изображает русскую жизнь почти исключительно как грубую и жестокую, Петра Первого как холодного, жестокого, циничного государственного деятеля. Наш фильм изображает русскую жизнь и с недостатками, и с достоинствами, и в ее жесткости, и в ее мягкости. В западном фильме русские люди выглядят туземцами, которых надо цивилизовать. В нашем фильме русские люди выглядят просто людьми, одни из которых понимают необходимость преобразований, другие нет, одни хотят жить по-старому, другие стремятся прорубить окно в Европу, в мир.

[132] Там же. С. 16, 15.

[133] Там же. С. 19-20.

[134] Там же. С. 23-26.

[135] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 92-94.

[136] Сведения о жизни А.В.Демичева взяты из Энциклопедического словаря: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002. С. 282.

[137] Цит. по: Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002. С. 75.

[138] Тот же Ницше утверждал, что смерть является более значительным моментом, чем жизнь.

[139] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 248.

[140] Кое-кто называет его «непревзойденным мастером вызывать у зрителей первобытный страх» (см. документальный фильм «Секреты кино»). Спрашивается, зачем вызывать у зрителей первобытный страх? Что за патологическое стремление! Зачем человеку нужно вызывать в себе ощущение первобытного или животного страха? Это сродни тому, как некоторые люди колятся героином, кончают жизнь самоубийством, совершают жестокие преступления. Всё это находится на периферии жизни, разрушает ее.

[141] Газета «Новые Известия», 7 сентября 2004 г.

[142] См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 216.

[143] См.: М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. Раздел “Интуиция — недостоверный зачаток мысли”.

[144] См.: Словарь синонимов. М., 1975. С. 565.

[145] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.

[146] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 121 (Кн. II, 94, 95).

[147] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 101.

[148] «Что же такое в конце концов человеческие истины? — в упор спрашивает Ницше и без колебания отвечает: — Это – неопровержимые человеческие заблуждения» — «Веселая наука» (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1990. С. 622). См. комментарий в книге: Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М., 1996. С. 65-67).

[149] Ведь "философия" означает буквально "любовь к мудрости".

[150] "Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру." — Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 247.

[151] Справедливы бесхитростные слова Сенеки: «в мудрости нет места злу, ибо для нее зло только в пороке, а порок не может быть там, где обитает добродетель» (из «Послания к Серену» — сборник «Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель. Челябинск: «Урал», 1996). Примерно о том же писал Шеллинг. Он различал рассудочный ум и мудрость. Ум может содержать нечто негативное, бесцельное. «Мудрость не припишешь тому, что направлено к безнравственному или стремится достичь благие цели, используя безнравственные средства».

[152] "К генеалогии морали". См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 428.

[153] Там же. С. 429.

[154] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 198.

[155] См.: Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 248.

[156] Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 251.

[157] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. С. 200.

[158] Цит по: там же. С. 201.

[159] «что падает, то нужно еще толкнуть!» — «Так говорил Заратустра». ч. 3 (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 151).

[160] Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 247.

[161] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 110.

[162] См. подробнее выше, стр. 46.

[163] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. С. 194.

[164] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.

[165] Там же. С. 206.

[166] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 480.

[167] См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201.

[168] См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422.

[169] На заборе, окружающем православную церковь в Борисове (Москва), крупными буквами было выведено (2001-2002 гг.): «Христианство — религия жидовских рабов». Рядом с надписью — изображение свастики. Вот вам соединение ницшеанства с гитлеризмом. Ницше ведь считал, что христианство — рабская религия евреев.

[170] См.: Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 245.

[171] Такое деление людей весьма живуче. Вот что пишет А. Г. Дугин в своей «Консервативной революции» (М.: Арктогея, 1994): «Все люди делятся на две категории: на Человеко-Богов, Божественных Субъектов, Сверхлюдей (элита, духовная аристократия, высшие люди, «Зонненменшен», сыны света и т.д.) и на бессубъектных человеко-животных (плебс, низшие люди, недочеловеки, «Тиерменшен», «Сыны Тьмы»). Отсюда кастовая, расовая или интеллектуальная дифференциация…» (с. 89). Этот Дугин откровенно называет своим предшественником «германский национал-социализм в ХХ веке». Им опубликована в газете «Лимонк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...