Меры центральной тенденции и меры изменчивости
Задание: При проведении исследования особенностей внимания были получены следующие результаты (в баллах):
Посчитать среднее арифметическое полученных результатов, определить моду, медиану, посчитать размах данных, дисперсию, стандартное отклонение.
Решение: Представим данные в табличной форме. Расчеты также будем проводить в таблице. Это позволяет упростить процедуру подсчета.
Крайние значения: Min=1, Max=9 Размах: R=9-1=8 Среднее арифметическое: М=510/100=5,1 Мода: Мо=6 Медиана: Ме=5 Дисперсия: S²=385/99 ≈ 3,89 Стандартное отклонение: σ ≈ 1,97 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: При проведении исследования индивидуальных особенностей мышления были получены следующие результаты (в баллах):
Посчитать среднее арифметическое полученных результатов, определить моду, медиану, посчитать размах данных, дисперсию, стандартное отклонение. Практическое занятие 3 ПРОВЕРКА НОРМАЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Задание: Проверить, является ли полученное распределение нормальным. Данные (в баллах):
2; 4; 6; 5; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 7; 6; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 4; 7; 6; 5; 4; 1; 6; 5; 4; 1; 9; 7; 6; 5; 3; 4; 5; 4; 4; 5; 3; 4; 5; 6; 5; 6; 5; 4; 3; 4; 5; 6; 7; 6; 5; 4; 5; 6; 7; 6; 5; 4; 5; 6; 3; 6; 5; 1; 7; 6; 5; 4; 2; 3; 3; 4; 5; 6; 7; 2; 1; 3. Решение: Проводить расчеты удобнее с помощью таблицы.
Для полученных данных: М=490/100=4,9 σ ≈ 1,77 При подсчете асимметрии и эксцесса будем пользоваться упрощенными формулами. σ³ ≈ 5,55 А = -60,6 / 555 ≈ -0,11 σ ≈ 9,82 Е = (2645,09 / 982)-3 ≈ -0,31 Итак, мы получили распределение, которое характеризуется средним значением 4,9±1,77 и незначительной асимметрией (-0,11), небольшим отрицательным эксцессом (-0,31). Проверяем нормальность распределения по методу Н.А. Плохинского mA ≈ 0,24 mЕ ≈ 0,48 tА= 0,11 / 0,24 ≈ 0,46 tЕ= 0,31 / 0,48 ≈ 0,65 tА < 3 и tЕ < 3, значит, распределение является нормальным. Проверяем нормальность распределения по методу Е.И.Пустыльник Акр. ≈ 0,72 Екр. ≈ 2,27 А < Акр. и Е < Екр., значит, распределение является нормальным. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проверить, является ли следующее распределение нормальным. Применять для проверки 2 способа (по Н.А.Плохинскому и Е.И.Пустыльник) 7; 4; 5; 2; 3; 1; 8; 4; 2; 8; 5; 4; 7; 6; 8; 7; 3; 6; 8; 6; 5; 3; 9; 1; 4; 7; 3; 2; 7; 7; 6; 3; 1; 4; 8; 2; 5; 8; 7; 3; 6; 5; 6; 7; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 6; 8; 6; 5; 4; 7; 6; 7; 4; 2; 5; 8; 6; 4; 5; 7; 1; 7; 4; 6; 5; 7; 4; 7; 3; 6; 8; 5; 9; 5; 7; 4; 5; 7; 9; 8; 7; 6; 5; 3; 1; 5; 3; 7; 6; 3; 8; 1.
Практическое занятие 4 СТАНДАРТИЗАЦИЯ 1 Задание: Стандартизирующая выборка при проведении исследования особенностей памяти состояла из 100 человек. Диапазон возможных значений – от 0 до 50 баллов. При начальном анализе полученных результатов выяснили, что полученное распределение является нормальным, а среднее значение данных таково: 27,5±4,6. Построить шкалу стенов. Решение: Начнем решение задачи с графического представления шкалы стенов. стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 границы М-2σ М-1,5σ М-σ М-0,5σ М М+0,5σ М+σ М+1,5σ М+2σ для данной выборки: 18,3 20,6 22,9 25,2 27,5 29,8 32,1 34,4 36,7
Подсчитав границы между стенами, можно указать диапазон значений в каждом стене.
2 Задание: Проводится стандартизация методики. Возможный диапазон значений – от 10 до 50 баллов. При начальном анализе полученных результатов выяснили, что распределение данных является нормальным, а среднее значение равно 32,5±3,6. Построить 2 варианта z-шкалы: для 5 и 7 групп. Решение: Строим сначала z-шкалу для 5 групп.
г руппы 1 2 3 4 5
границы М-2σ М-σ М+σ М+2σ
Для данной выборки: 25,3 28,9 36,1 39,7
Определив границы, можно представить итоговую информацию в таблице:
Строим z-шкалу для 7 групп.
группы 1 2 3 4 5 6 7
границы М-2σ М-(4/3σ) М-(2/3σ) М+(2/3σ) М+(4/3σ) М+2σ
Для данной выборки: 25,3 27,7 30,1 34,9 37,3 39,7
Строим таблицу для перевода «сырых» баллов в z-показатель:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проводится стандартизация методики. Диапазон возможных значений –от 0 до 100 баллов. При начальном анализе полученных результатов выяснили, что полученное распределение является нормальным, а среднее значение данных таково: 46,3±13,8.
Построить шкалу стенов и 2 варианта z-шкалы: для 5 и 7 групп. 3 задание: При проведении стандартизации исследовали 200 человек. Возможный диапазон значений от 0 до 12 баллов. Полученные данные сгруппированы в таблицу.
Провести процентильную нормализацию, в частности, построить пятибалльную шкалу. Решение: Первая группа в пятибалльной шкале должна составлять 7% от всех испытуемых, в нашем случае -14 человек. Границей, отделяющей первых 14 человек от остальных, являются баллы от 0 до 3 включительно. Вторая группа должна составлять 24%, в нашем случае 48 человек. Левая граница второй границы – 4 балла, на правой границе суммарное число испытуемых должно составлять 48, т.е. правой границей будет 6 балл. Третья группа включает 38%, в нашем случае 76 человек, левая граница -7 баллов, правая – 8. Четвертая группа включает 24%, значит, 48 человек. Левая ее граница -9 баллов, правая -10. Пятая группа -7%, в нашем случае 14 человек. Левая граница пятой группы -11 баллов, правая – 12. Полученные данные представим в табличной форме.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В проведении стандартизации методики принимали участие 100 человек. Возможный диапазон значений от 0 до 13 баллов. Полученные данные сгруппированы в таблицу.
Провести процентильную нормализацию, в частности, построить семибалльную шкалу. Практическое занятие 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|