Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление различий в распределении признака




1 задание:

Проводилось изучение предпочитаемого цвета. Испытуемым предлагалось выбрать один из 5 цветов: белый, синий, красный, желтый, зеленый. Затем подсчитали количество выборов, пришедшихся на каждый цвет, и эти результаты занесли в таблицу:

цвет белый синий красный желтый зеленый
кол-во выборов          

Можно ли достоверно утверждать, что все цвета предпочтительны в равной мере?

Решение:

Для решения задачи нам необходимо сопоставить полученное эмпирическое распределение с теоретическим равномерным.

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: распределение предпочтений цвета значимо не отличается от равномерного распределения

Н1: распределение предпочтений цвета значимо отличается от равномерного распределения

Проводить расчеты удобнее с помощью таблицы.

цвет fэмп f теор fэмп - fтеор (fэмп - f теор)² (fэмп-f теор)² / fтеор
белый     -6    
синий     -4   1,33
красный         2,08
желтый         0,33
зеленый         0,75
сумма         7,49

fтеор=60/5=12

χ²эмп=7,49

Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=5-1=4

χ² кр= 7,779 при р≤0,1

χ² кр= 9,488 при р≤0,05

χ² кр= 13,278 при р≤0,01

χ² эмп< χ² кр, принимается Н0 т.е. не обнаружены статистически достоверные различия между распределением предпочтения цвета и равномерным распределением.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Проводилось исследование предпочтений при выборе стиля поведения в конфликте. Испытуемым предлагалось выбрать один из 5 стилей: компромисс, уступка, избегание, сотрудничество, соперничество. Затем подсчитали количество выборов, пришедшихся на каждый стиль, и эти результаты занесли в таблицу:

стиль компромисс уступка избегание сотрудничество соперничество
кол-во выборов          

Можно ли достоверно утверждать, что все стили поведения предпочтительны в равной мере?

2 задание:

При заучивании двузначных чисел в двух группах испытуемых были получены следующие результаты:

объем воспроизведения          
кол-во испытуемых из 1 группы          
кол-во испытуемых из 2 группы          

Значимо ли различие частот в этих двух группах?

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: два эмпирических распределения значимо не отличаются друг от друга

Н1: два эмпирических распределения значимо отличаются друг от друга

Проводить расчеты будем по упрощенной формуле, без определения теоретической частоты.

объем воспроизв. f1 f 2 f1 – f2 (f1- f 2)² f1+f2 (f1- f 2)²/ (f1+f2)
            0,11
            2,33
            0,22
      -5     1,67
      -5     3,57
сумма           7,9

χ²эмп=7,9

Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=5-1=4

χ² кр= 7,779 при р≤0,1; χ² кр= 9,488 при р≤0,05

χ² кр= 13,278 при р≤0,01

χ² эмп> χ² кр (р≤0,1), принимается Н1, т.е. обнаружены различия на уровне тенденции (р≤0,1) между двумя группами в эффективности воспроизведения двузначных чисел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

При изучении эффективности запоминания слов в двух группах испытуемых были получены следующие результаты:

объем воспроизведения              
кол-во испытуемых из 1 группы              
кол-во испытуемых из 2 группы              

Значимо ли различие частот в этих двух группах? При решении задачи пользоваться упрощенной формулой (без подсчета теоретической частоты).

3 задание:

При проведении исследования мотивации на успех у мужчин и женщин были получены следующие результаты:

показатель мотивации 0-10 11-20 21-30 31-40
мужчины        
женщины        

Значимо ли различие частот в этих двух группах?

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: два эмпирических распределения значимо не отличаются друг от друга

Н1: два эмпирических распределения значимо отличаются друг от друга

Считаем суммы частот по строкам и столбцам:

показатель мотивации 0-10 11-20 21-30 31-40 сумма
мужчины          
женщины          
сумма          

Дальнейшие расчеты будем производить в таблице:

гр. fэмп fтеор fэмп – fтеор (fэмп - f теор)² (fэмп-f теор)² / fтеор
м у ж ч   20*60/100   -4   1,33
  29*60/100 17,4 -3,4 11,6 0,67
  30*60/100       0,22
  21*60/100 12,6 5,4 29,2 2,32
ж е н щ   20*40/100        
  29*40/100 11,6 3,4 11,6  
  30*40/100   -2   0,33
  21*40/100 8,4 -5,4 29,2 3,48
            11,35

 

χ²эмп=11,35

df=(2-1)*(4-1)=4

Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=4

χ² кр= 7,779 при р≤0,1

χ² кр= 9,488 при р≤0,05

χ² кр= 13,278 при р≤0,01

χ² эмп> χ² кр (р≤0,05), принимается Н1, т.е. обнаружены достоверные различия (р≤0,05) между мужчинами и женщинами в проявлении мотивации на успех.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

При проведении исследования эмпатии у мужчин и женщин были получены следующие результаты:

показатель эмпатии 0-10 11-20 21-30 31-40 41-50
мужчины          
женщины          

Значимо ли различие частот в этих двух группах?

4 задание:

При проведении исследования с целью изучения связи между сменой профиля обучения и успешностью обучения у школьников 7 класса были получены следующие результаты (в таблице указано количество человек, имеющих соответствующие характеристики):

  профиль обучения менялся профиль обучения не менялся
повышение эффективности обучение    
снижение эффективности обучение    

Определить, существует ли статистически достоверная связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения. При решении задачи использовать φ-критерий.

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения является случайной

Н1: связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения не является случайной

φ= ≈ 0,65

χ²=63*0,65² ≈ 26,6

Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=1

χ² кр= 2,706 при р≤0,1; χ² кр= 3,842 при р≤0,05; χ² кр= 6,635 при р≤0,01

χ² эмп> χ² кр (р≤0,01), принимается Н1, т.е. установлена высокозначимая статистическая связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Валидность методики часто определяют при помощи сравнения результатов теста с мнением группы экспертов. В таблицу внесены полученные результаты (количество человек, имеющих соответствующие показатели).

  результаты теста   результаты экспертной проверки
высокий уровень низкий уровень
высокий уровень    
низкий уровень    

Является ли данная методика валидной? (Используйте φ-критерий. Затем по степени связи между результатами теста и экспертной проверки делают вывод о валидности).

Практическое занятие 8

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

1 задание:

Применение методики Рокича (в частности, использовался список терминальных ценностей) для двух позиций (Я-реальное и Я-идеальное) у испытуемого А. дало следующие результаты (см.2 и 3 столбец):

  испытуемый А. испытуемый Б.
позиция ценность Я-реальное Я-идеальное Я-реальное Я-идеальное
ранг ранг
активная жизнь        
жизненная мудрость        
здоровье        
интересная работа        
красота природы        
любовь        
материальное обеспеч.        
друзья        
обществ.признание        
познание        
продуктивная жизнь        
развитие        
развлечения        
свобода        
семейная жизнь        
счастье других        
творчество        
уверенность в себе        

Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена между позициями Я-реальное и Я-идеальное для данных испытуемого А., определить силу и значимость корреляционной связи.

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо не отличается от нуля (является случайной).

Н1: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо отличается от нуля (является неслучайной).

Расчеты удобнее вести в таблице.

позиция ценность Я-реальное Я-идеальное    
ранг d
активная жизнь        
жизненная мудрость     -5  
здоровье        
интересная работа     -2  
красота природы        
любовь     -1  
материальное обеспеч.     -1  
друзья        
обществ.признание        
познание     -2  
продуктивная жизнь     -5  
развитие     -1  
развлечения        
свобода        
семейная жизнь        
счастье других     -1  
творчество        
уверенность в себе     -2  
сумма        

 

rs = 1 -

rs = 1 – (6*156)/(18*323) = 1 – 936/5814 ≈ 1-0,16 = 0,84

0,84>0 и 0,84>0,7

Т.е., корреляционная связь положительная и сильная.

Определяем критические значения rs по таблице 5 при п =18

rs кр= 0,400 при р≤0,1

rs кр= 0,468 при р≤0,05

rs кр= 0,590 при р≤0,01

rs кр= 0,708 при р≤0,001

rs эмп> rs кр (р≤0,001), то есть полностью характеризуем корреляционную связь: положительная, сильная, высокозначимая.

Итак, принимается Н1, т.е. обнаружена сильная и высокозначимая корреляционная связь между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого А.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определить характер корреляционной связи между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого Б. (см. 4 и 5 столбец таблицы задания 1) с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

 

2 задание:

Применение методики Рокича (в частности, использовался список терминальных ценностей) для двух позиций: Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого В. дало следующие результаты (см.2 и 3 столбец):

  испытуемый В. испытуемый Г.
позиция ценность Я-реальное Я-идеальное Я-реальное Я-идеальное
ранг ранг
активная жизнь        
жизненная мудрость        
здоровье        
интересная работа        
красота природы        
любовь        
материальное обеспеч.        
друзья        
обществ.признание        
познание        
продуктивная жизнь        
развитие        
развлечения        
свобода        
семейная жизнь        
счастье других        
творчество        
уверенность в себе        

Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена между позициями Я-реальное и Я-идеальное для данных испытуемого В., определить силу и значимость корреляционной связи.

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо не отличается от нуля (является случайной).

Н1: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо отличается от нуля (является неслучайной).

Расчеты удобнее вести в таблице.

  Я-реальное Я-идеальное d
ценность ранг ст. ранг н. ранг ст. ранг н.
активная жизнь   9,5   6,5    
жизненная мудрость       1,5 11,5 132,25
здоровье       1,5 0,5 0,25
интересная работа            
красота природы            
любовь       6,5 -2,5 6,25
материальное обеспеч.            
друзья         -3  
обществ.признание         -1  
познание            
продуктивная жизнь   9,5     -6,5 42,25
развитие   5,5   3,5    
развлечения         -4  
свобода         -7  
семейная жизнь       3,5 3,5 12,25
счастье других         -3  
творчество         -3  
уверенность в себе   5,5     -8,5 72,25
сумма           487,5

 

Проверим правильность проведения ранжирования:

Расчетная сумма=18*19/2=171

Сумма «новых» рангов в обеих позициях равна 171, т.е. ранжирование проведено верно.

 

rs = 1 - -формула с поправками на связные ранги

Та= [(3³-3)+(2³-2)+(2³-2)]/12=[24+6+6]/12=3

Тв= [(2³-2)+(2³-2)+(2³-2)]/12=[6+6+6]/12=1,5

rs = 1 – (6*487,5+3+1,5)/(18*323) = 1 – 2929,5/5814 ≈ 1-0,5 = 0,5

0,5>0 и 0,5=0,5

Т.е., корреляционная связь положительная и средняя по силе.

Определяем критические значения rs по таблице при п =18

rs кр= 0,400 при р≤0,1

rs кр= 0,468 при р≤0,05

rs кр= 0,590 при р≤0,01

rs эмп> rs кр (р≤0,05), то есть полностью характеризуем корреляционную связь: положительная, средняя по силе и значимая корреляция.

Итак, принимается Н1, т.е. обнаружена положительная, средняя и значимая (р≤0,05) корреляционная связь между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого В.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определить характер корреляционной связи между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого Г. (см. 4 и 5 столбец таблицы задания 2) при помощи коэффициента корреляции Спирмена.

 

3 задание:

Десять испытуемых (А, Б, В и т.д.) в экспериментах по запоминанию двузначных чисел и запоминанию слов имели следующие результаты (в баллах):

испытуемый А Б В Г Д Е Ж З И К
запоминание чисел                    
запоминание слов                    

Определить, используя коээфициент корреляции Пирсона, коррелируют ли между собой два показателя эффективности запоминания. При этом считать, что оба распределения являются нормальными.

Решение:

Формулируем статистические гипотезы:

Н0: корреляция между показателями значимо не отличается от нуля (является случайной).

Н1: корреляция между показателями значимо отличается от нуля (является неслучайной).

Показатели запоминания чисел будем обозначать как Х, показатели запоминания слов –Y.

Расчеты удобнее вести в таблице.

 

испы- туемый Xi Yi Х Y Х* Y Х²
А     -0,8 -1,3 1,04 0,64 1,69
Б     0,2 2,7 0,54 0,04 7,29
В     0,2 1,7 0,34 0,04 2,89
Г     1,2 -0,3 -0,36 1,44 0,09
Д     -0,8 -2,3 1,84 0,64 5,29
Е     0,2 -1,3 -0,26 0,04 1,69
Ж     1,2 1,7 2,04 1,44 2,89
З     -1,8 0,7 -1,26 3,24 0,49
И     -0,8 -1,3 1,04 0,64 1,69
К     1,2 -0,3 -0,36 1,44 0,09
сумма         4,6 9,6 24,1

 

Хср=38/10=3,8

Yср=63/10=6,3

X = Xi-Хср

Y = Yi -Yср

ρ = ≈ 0,3

Определяем критические значения ρ по таблице при п =10

ρ кр= 0,549 при р≤0,1

ρ кр= 0,632 при р≤0,05

ρ кр= 0,765 при р≤0,01

ρ эмп< ρ кр,значит, принимается Н0, т.е. корреляция между показателями не является статистически значимой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Девять испытуемых (А, Б, В и т.д.) в экспериментах по запоминанию разнородных и однотипных фигур имели следующие результаты (в баллах):

испытуемый А Б В Г Д Е Ж З И
разнородные фигуры                  
однотипные фигуры                  

Определить, используя коэффициент корреляции Пирсона, существует ли значимая корреляционная связь между показателями. При этом считать, что оба распределения являются нормальными.

4 задание:

Дана корреляционная матрица (для подсчетов применялся коэффициент корреляции Пирсона). Нужно отметить в ней статистически значимые корреляции. Построить корреляционный граф.

  А Б В Г Д Е Ж З И К
А                    
Б -0,62                  
В 0,24 -0,16                
Г -0,10 0,40 -0,15              
Д -0,27 0,43 0,08 0,36            
Е -0,17 0,32 0,10 0,14 0,66          
Ж 0,08 0,14 0,01 0,45 0,01 0,44        
З 0,59 -0,21 0,58 -0,05 -0,09 0,19 -0,01      
И -0,10 -0,11 0,41 -0,08 -0,01 -0,31 -0,59 0,15    
К 0,12 -0,32 -0,55 -0,21 -0,03 0,05 0,06 -0,26 -0,59  

 

Решение:

Определяем критические значения ρ по таблице при п =10

ρ кр= 0,549 при р≤0,1 (*)

ρ кр= 0,632 при р≤0,05 (**)

ρ кр= 0,765 при р≤0,01 (***)

ρ кр= 0,872 при р≤0,001 (****)

 

  А Б В Г Д Е Ж З И К
А                    
Б -0,62*                  
В 0,24 -0,16                
Г -0,10 0,40 -0,15              
Д -0,27 0,43 0,08 0,36            
Е -0,17 0,32 0,10 0,14 0,66**          
Ж 0,08 0,14 0,01 0,45 0,01 0,44        
З 0,59* -0,21 0,58* -0,05 -0,09 0,19 -0,01      
И -0,10 -0,11 0,41 -0,08 -0,01 -0,31 -0,59* 0,15    
К 0,12 -0,32 -0,55* -0,21 -0,03 0,05 0,06 -0,26 -0,59*  

Строим корреляционный граф.

Типы линий, соединяющих

вершины корреляционного графа:

ρ> 0, р≤0,1

ρ< 0, р≤0,1

ρ> 0, р≤0,05

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Дана корреляционная матрица (для подсчетов применялся коэффициент корреляции Пирсона). Нужно отметить в ней статистически значимые корреляции. Построить корреляционный граф.

  А Б В Г Д Е Ж З И К
А                    
Б 0,01                  
В 0,18 0,50                
Г 0,21 -0,16 0,51              
Д -0,13 -0,67 -0,57 0,02            
Е -0,28 -0,24 -0,37 -0,22 0,29          
Ж 0,37 -0,05 0,31 0,25 -0,60 0,06        
З 0,36 0,17 0,71 0,37 -0,35 -0,79 0,12      
И 0,55 0,11 0,12 -0,28 -0,38 -0,61 0,21 0,62    
К 0,44 0,16 0,13 -0,21 0,01 -0,33 -0,03 0,39 0,61  

 

 

Практическое занятие 9

РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

1 задание:

Проводился эксперимент по выработке двигательного навыка. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает номер пробы, Y- время выполнения задания (берется среднее арифметическое значение времени для группы испытуемых). Полученные результаты:

№ пробы Хi              
время (сек) Yi 16,0 14,5 13,5 12,5 12,5 12,0 11,0

Решение:

Поскольку у нас случай равноотстающих значений Х, то можно пользоваться упрощенным способом вычисления коэффициентов а и b в уравнении регрессии.

При этом ряд Х переводится в новое численное значение – ряд Х,начало отсчета которого приходится на середину ряда Х. Для единства обозначений формально будем писать Y вместо Y, хотя численно они не меняются.

Хi Xi Yi (Xi) ² Xi * Yi
  -3 16,0   -48
  -2 14,5   -29
  -1 13,5   -13,5
    12,5    
    12,5   12,5
    12,0    
    11,0    
сумма       -21

 

Xi = Хi – 4

a = -21/28 = - 0,75

b = 92/7 ≈ 13/1

Y=13,1 – 0,75 X = 13,1-0,75(Х-4)=13,1-0,75Х+3

Y=16,1 – 0,75Х –искомое уравнение регрессии

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Проводится исследование формирования навыка решения арифметических задач. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает номер пробы, Y- количество верно выполненных заданий (берется среднее арифметическое значений для группы испытуемых). Полученные результаты:

№ пробы Хi              
кол-во заданий Yi              

При решении задачи пользоваться упрощенным способом подсчета коэффициентов.

2 задание:

Проводилось исследование зависимости успешности в профессиональной деятельности от уровня коммуникативных навыков. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает уровень коммуникативных навыков (изучался методом наблюдения, результаты даны в баллах), Y – успешность в профессиональной деятельности (изучалась методом экспертных оценок, результаты даны в баллах).

 

испытуемый А Б В Г Д Е Ж З И К
Х (ком.навыки)                    
Y (проф.успешн.)                    

 

Решение:

Вычисления будем проводить в таблице:

испы- туемый Xi Yi Х Y Х* Y Х²
А     -7 -2      
Б       -1 -4    
В              
Г     -10 -3      
Д              
Е     -5        
Ж              
З     -2        
И              
К     -4        
сумма              

 

Хср=310/10=31

Yср=60/10=6

X = Xi-Хср

Y = Yi -Yср

ρ = ≈ 0,83

σХ ≈ 6,4; σY ≈ 1,6

 

а =0,83*(1,6/6,4) ≈ 0,21

b =6-0,21*31= -0,51

Y= 0,21Х-0,51 - это искомое регрессионное уравнение зависимости успешности профессиональной деятельности от уровня коммуникативных навыков.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Проводилось исследование зависимости успешности в профессиональной деятельности от мотивации на успех. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает мотивация на успех (результаты даны в баллах), Y – успешность в профессиональной деятельности (результаты даны в баллах).

испытуемый А Б В Г Д Е Ж З И К
Х (мотив.успеха)                    
Y (проф.успешн.)                    

 


 

ТАБЛИЦА 1 Критические значения t-критерия Стьюдента

df       df      
р≤0,1 р≤0,05 р≤0,01 р≤0,1 р≤0,05 р≤0,01
  6,314 12,70 63,65   1,678 2,012 2,685
  2,920 4,303 9,925   1,677 2,011 2,682
  2,353 3,182 5,841   1,677 2,010 2,680
  2,132 2,776 4,604   1,676 2,009 2,678
  2,015 2,571 4,032   1,675 2,008 2,676
  1,943 2,447 3,707   1,675 2,007 2,674
  1,895 2,365 3,499   1,674 2,006 2,672
  1,860 2,306 3,355   1,674 2,005 2,670
  1,833 2,262 3,250   1,673 2,004 2,668
  1,812 2,228 3,169   1,673 2,003 2,667
  1,796 2,201 3,106   1,672 2,002 2,665
  1,782 2,179 3,055   1,672 2,002 2,663
  1,771 2,160 3,012   1,671 2,001 2,662
  1,761 2,145 2,977   1,671 2,000 2,660
  1,753 2,131 2,947   1,670 2,000 2,659
  1,746 2,120 2,921   1,670 1,999 2,657
  1,740 2,110 2,898   1,669 1,998 2,656
  1,734 2,101 2,878   1,669 1,998 2,655
  1,729 2,093 2,861   1,669 1,997 2,654
  1,725 2,086 2,845   1,668 1,997 2,652
  1,721 2,080 2,831   1,668 1,996 2,651
  1,717 2,074 2,819   1,668 1,995 2,650
  1,714 2,069 2,807   1,667 1,995 2,649
  1,711 2,064 2,797   1,667 1,994 2,648
  1,708 2,060 2,787   1,667 1,994 2,647
  1,706 2,056 2,779   1,666 1,993 2,646
  1,703 2,052 2,771   1,666 1,993 2,645
  1,701 2,049 2,763   1,666 1,993 2,644
  1,699 2,045 2,756   1,665 1,992 2,643
  1,697 2,042 2,750   1,665 1,992 2,642
  1,696 2,040 2,744   1,665 1,991 2,641
  1,694 2,037 2,738   1,665 1,991 2,640
  1,692 2,035 2,733   1,664 1,990 2,639
  1,691 2,032 2,728   1,664 1,990 2,639
  1,690 2,030 2,724   1,662 1,987 2,632
  1,688 2,028 2,719   1,660 1,984 2,626
  1,687 2,026 2,715   1,659 1,982 2,621
  1,686 2,024 2,712   1,658 1,980 2,617
  1,685 2,023 2,708   1,657 1,978 2,614
  1,684 2,021 2,704   1,656 1,977 2,611
  1,683 2,020 2,701   1,655 1,976 2,609
  1,682 2,018 2,698   1,653 1,972 2,601
  1,681 2,017 2,695   1,651 1,969 2,596
  1,680 2,015 2,692   1,650 1,968 2,592
  1,679 2,014 2,690   1,649 1,967 2,590
  1,679 2,013 2,687   1,649 1,966 2,588

ТАБЛИЦА 2

Критические значения χ²-критерия

df       df      
р≤0,1 р≤0,05 р≤0,01
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...