Выявление различий в распределении признака
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1 задание: Проводилось изучение предпочитаемого цвета. Испытуемым предлагалось выбрать один из 5 цветов: белый, синий, красный, желтый, зеленый. Затем подсчитали количество выборов, пришедшихся на каждый цвет, и эти результаты занесли в таблицу:
Можно ли достоверно утверждать, что все цвета предпочтительны в равной мере? Решение: Для решения задачи нам необходимо сопоставить полученное эмпирическое распределение с теоретическим равномерным. Формулируем статистические гипотезы: Н0: распределение предпочтений цвета значимо не отличается от равномерного распределения Н1: распределение предпочтений цвета значимо отличается от равномерного распределения Проводить расчеты удобнее с помощью таблицы.
fтеор=60/5=12 χ²эмп=7,49 Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=5-1=4 χ² кр= 7,779 при р≤0,1 χ² кр= 9,488 при р≤0,05 χ² кр= 13,278 при р≤0,01 χ² эмп< χ² кр, принимается Н0 т.е. не обнаружены статистически достоверные различия между распределением предпочтения цвета и равномерным распределением. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проводилось исследование предпочтений при выборе стиля поведения в конфликте. Испытуемым предлагалось выбрать один из 5 стилей: компромисс, уступка, избегание, сотрудничество, соперничество. Затем подсчитали количество выборов, пришедшихся на каждый стиль, и эти результаты занесли в таблицу:
Можно ли достоверно утверждать, что все стили поведения предпочтительны в равной мере? 2 задание: При заучивании двузначных чисел в двух группах испытуемых были получены следующие результаты:
Значимо ли различие частот в этих двух группах? Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: два эмпирических распределения значимо не отличаются друг от друга Н1: два эмпирических распределения значимо отличаются друг от друга Проводить расчеты будем по упрощенной формуле, без определения теоретической частоты.
χ²эмп=7,9 Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=5-1=4 χ² кр= 7,779 при р≤0,1; χ² кр= 9,488 при р≤0,05 χ² кр= 13,278 при р≤0,01 χ² эмп> χ² кр (р≤0,1), принимается Н1, т.е. обнаружены различия на уровне тенденции (р≤0,1) между двумя группами в эффективности воспроизведения двузначных чисел. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: При изучении эффективности запоминания слов в двух группах испытуемых были получены следующие результаты:
Значимо ли различие частот в этих двух группах? При решении задачи пользоваться упрощенной формулой (без подсчета теоретической частоты).
3 задание: При проведении исследования мотивации на успех у мужчин и женщин были получены следующие результаты:
Значимо ли различие частот в этих двух группах? Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: два эмпирических распределения значимо не отличаются друг от друга Н1: два эмпирических распределения значимо отличаются друг от друга Считаем суммы частот по строкам и столбцам:
Дальнейшие расчеты будем производить в таблице:
χ²эмп=11,35 df=(2-1)*(4-1)=4 Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=4 χ² кр= 7,779 при р≤0,1 χ² кр= 9,488 при р≤0,05 χ² кр= 13,278 при р≤0,01 χ² эмп> χ² кр (р≤0,05), принимается Н1, т.е. обнаружены достоверные различия (р≤0,05) между мужчинами и женщинами в проявлении мотивации на успех. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: При проведении исследования эмпатии у мужчин и женщин были получены следующие результаты:
Значимо ли различие частот в этих двух группах? 4 задание: При проведении исследования с целью изучения связи между сменой профиля обучения и успешностью обучения у школьников 7 класса были получены следующие результаты (в таблице указано количество человек, имеющих соответствующие характеристики):
Определить, существует ли статистически достоверная связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения. При решении задачи использовать φ-критерий.
Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения является случайной Н1: связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения не является случайной φ= ≈ 0,65 χ²=63*0,65² ≈ 26,6 Определяем критические значения χ²-критерия по таблице 2 при df=1 χ² кр= 2,706 при р≤0,1; χ² кр= 3,842 при р≤0,05; χ² кр= 6,635 при р≤0,01 χ² эмп> χ² кр (р≤0,01), принимается Н1, т.е. установлена высокозначимая статистическая связь между сменой профиля обучения и успешностью обучения ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Валидность методики часто определяют при помощи сравнения результатов теста с мнением группы экспертов. В таблицу внесены полученные результаты (количество человек, имеющих соответствующие показатели).
Является ли данная методика валидной? (Используйте φ-критерий. Затем по степени связи между результатами теста и экспертной проверки делают вывод о валидности). Практическое занятие 8 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 1 задание: Применение методики Рокича (в частности, использовался список терминальных ценностей) для двух позиций (Я-реальное и Я-идеальное) у испытуемого А. дало следующие результаты (см.2 и 3 столбец):
Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена между позициями Я-реальное и Я-идеальное для данных испытуемого А., определить силу и значимость корреляционной связи.
Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо не отличается от нуля (является случайной). Н1: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо отличается от нуля (является неслучайной). Расчеты удобнее вести в таблице.
rs = 1 - rs = 1 – (6*156)/(18*323) = 1 – 936/5814 ≈ 1-0,16 = 0,84 0,84>0 и 0,84>0,7 Т.е., корреляционная связь положительная и сильная. Определяем критические значения rs по таблице 5 при п =18 rs кр= 0,400 при р≤0,1 rs кр= 0,468 при р≤0,05 rs кр= 0,590 при р≤0,01 rs кр= 0,708 при р≤0,001 rs эмп> rs кр (р≤0,001), то есть полностью характеризуем корреляционную связь: положительная, сильная, высокозначимая. Итак, принимается Н1, т.е. обнаружена сильная и высокозначимая корреляционная связь между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого А. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Определить характер корреляционной связи между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого Б. (см. 4 и 5 столбец таблицы задания 1) с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
2 задание: Применение методики Рокича (в частности, использовался список терминальных ценностей) для двух позиций: Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого В. дало следующие результаты (см.2 и 3 столбец):
Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена между позициями Я-реальное и Я-идеальное для данных испытуемого В., определить силу и значимость корреляционной связи.
Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо не отличается от нуля (является случайной). Н1: корреляция между позицией Я-реальное и позицией Я-идеальное значимо отличается от нуля (является неслучайной). Расчеты удобнее вести в таблице.
Проверим правильность проведения ранжирования: Расчетная сумма=18*19/2=171 Сумма «новых» рангов в обеих позициях равна 171, т.е. ранжирование проведено верно.
rs = 1 - -формула с поправками на связные ранги Та= [(3³-3)+(2³-2)+(2³-2)]/12=[24+6+6]/12=3 Тв= [(2³-2)+(2³-2)+(2³-2)]/12=[6+6+6]/12=1,5 rs = 1 – (6*487,5+3+1,5)/(18*323) = 1 – 2929,5/5814 ≈ 1-0,5 = 0,5 0,5>0 и 0,5=0,5 Т.е., корреляционная связь положительная и средняя по силе. Определяем критические значения rs по таблице при п =18 rs кр= 0,400 при р≤0,1 rs кр= 0,468 при р≤0,05 rs кр= 0,590 при р≤0,01 rs эмп> rs кр (р≤0,05), то есть полностью характеризуем корреляционную связь: положительная, средняя по силе и значимая корреляция. Итак, принимается Н1, т.е. обнаружена положительная, средняя и значимая (р≤0,05) корреляционная связь между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого В. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Определить характер корреляционной связи между позициями Я-реальное и Я-идеальное у испытуемого Г. (см. 4 и 5 столбец таблицы задания 2) при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
3 задание: Десять испытуемых (А, Б, В и т.д.) в экспериментах по запоминанию двузначных чисел и запоминанию слов имели следующие результаты (в баллах):
Определить, используя коээфициент корреляции Пирсона, коррелируют ли между собой два показателя эффективности запоминания. При этом считать, что оба распределения являются нормальными. Решение: Формулируем статистические гипотезы: Н0: корреляция между показателями значимо не отличается от нуля (является случайной). Н1: корреляция между показателями значимо отличается от нуля (является неслучайной). Показатели запоминания чисел будем обозначать как Х, показатели запоминания слов –Y. Расчеты удобнее вести в таблице.
Хср=38/10=3,8 Yср=63/10=6,3 X = Xi-Хср Y = Yi -Yср ρ = ≈ 0,3 Определяем критические значения ρ по таблице при п =10 ρ кр= 0,549 при р≤0,1 ρ кр= 0,632 при р≤0,05 ρ кр= 0,765 при р≤0,01 ρ эмп< ρ кр,значит, принимается Н0, т.е. корреляция между показателями не является статистически значимой. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Девять испытуемых (А, Б, В и т.д.) в экспериментах по запоминанию разнородных и однотипных фигур имели следующие результаты (в баллах):
Определить, используя коэффициент корреляции Пирсона, существует ли значимая корреляционная связь между показателями. При этом считать, что оба распределения являются нормальными. 4 задание: Дана корреляционная матрица (для подсчетов применялся коэффициент корреляции Пирсона). Нужно отметить в ней статистически значимые корреляции. Построить корреляционный граф.
Решение: Определяем критические значения ρ по таблице при п =10 ρ кр= 0,549 при р≤0,1 (*) ρ кр= 0,632 при р≤0,05 (**) ρ кр= 0,765 при р≤0,01 (***) ρ кр= 0,872 при р≤0,001 (****)
Строим корреляционный граф. Типы линий, соединяющих вершины корреляционного графа: ρ> 0, р≤0,1 ρ< 0, р≤0,1 ρ> 0, р≤0,05 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Дана корреляционная матрица (для подсчетов применялся коэффициент корреляции Пирсона). Нужно отметить в ней статистически значимые корреляции. Построить корреляционный граф.
Практическое занятие 9 РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ 1 задание: Проводился эксперимент по выработке двигательного навыка. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает номер пробы, Y- время выполнения задания (берется среднее арифметическое значение времени для группы испытуемых). Полученные результаты:
Решение: Поскольку у нас случай равноотстающих значений Х, то можно пользоваться упрощенным способом вычисления коэффициентов а и b в уравнении регрессии. При этом ряд Х переводится в новое численное значение – ряд Х,начало отсчета которого приходится на середину ряда Х. Для единства обозначений формально будем писать Y вместо Y, хотя численно они не меняются.
Xi = Хi – 4 a = -21/28 = - 0,75 b = 92/7 ≈ 13/1 Y=13,1 – 0,75 X = 13,1-0,75(Х-4)=13,1-0,75Х+3 Y=16,1 – 0,75Х –искомое уравнение регрессии ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проводится исследование формирования навыка решения арифметических задач. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает номер пробы, Y- количество верно выполненных заданий (берется среднее арифметическое значений для группы испытуемых). Полученные результаты:
При решении задачи пользоваться упрощенным способом подсчета коэффициентов. 2 задание: Проводилось исследование зависимости успешности в профессиональной деятельности от уровня коммуникативных навыков. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает уровень коммуникативных навыков (изучался методом наблюдения, результаты даны в баллах), Y – успешность в профессиональной деятельности (изучалась методом экспертных оценок, результаты даны в баллах).
Решение: Вычисления будем проводить в таблице:
Хср=310/10=31 Yср=60/10=6 X = Xi-Хср Y = Yi -Yср ρ = ≈ 0,83 σХ ≈ 6,4; σY ≈ 1,6
а =0,83*(1,6/6,4) ≈ 0,21 b =6-0,21*31= -0,51 Y= 0,21Х-0,51 - это искомое регрессионное уравнение зависимости успешности профессиональной деятельности от уровня коммуникативных навыков. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проводилось исследование зависимости успешности в профессиональной деятельности от мотивации на успех. Записать уравнение регрессии для «независимой переменной» Х и «зависимой переменной» Y. В качестве переменной Х выступает мотивация на успех (результаты даны в баллах), Y – успешность в профессиональной деятельности (результаты даны в баллах).
ТАБЛИЦА 1 Критические значения t-критерия Стьюдента
ТАБЛИЦА 2 Критические значения χ²-критерия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|