Типы слов по сферам употребления
· Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)
· Книжная лексика -употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)
· Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении
Типы слов по сфере употребления
Типы слов по происхождению
Типы слов по сферам употребления
(хвастунишка, читалка, задира.)
· Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:
-нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
- нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
- вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.
· Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).
· Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.
С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
- разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться
- книжные: яблоко раздора, звёздный час
- просторечные: вкручивать мозги, дурья башка
Щёки горят.
Сесть в галошу
Заморить червячка
Задание №23. Средства связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны между собой средствами связи. Рассмотрим их.
Лексические средства
Средства связи
| Примеры
|
Лексический повтор слов
| Осень - удивительное время года, когда листья вдруг приобретают самые различные оттенки цветов. Цвета эти поражают своей красотой.
|
Однокоренные слова, то есть слова одной или разных частей речи, имеющие общий корень.
| Зимний день короток. Не случайно зимой так ждут солнечной погоды, чтобы хоть на какое-то время порадоваться яркому свету.
|
Синонимы, то есть слова, пишущиеся по-разному, но имеющие сходное значение.
| Во время болезни не обойтись без градусника. Ведь именно термометр поможет понять, насколько высока температура больного.
|
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.
| Человек должен ценить друзей. Иначе может сложиться ситуация, при которой в окружении останутся одни недруги.
|
Описательные обороты, которые заменяют слово в предыдущем предложении.
| Недалеко построили шоссе. Эта стремительная река жизни прочно связала населённые пункты друг с другом.
|
Морфологические средства
Средства связи
| Примеры
|
Личные местоимения 3-го лица (это местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ в разных падежах). Эти местоимения во втором предложении употребляются вместо какого-то слова в первом.
Помните, что предложения с местоимениями 1 и 2 лица- не будут ответами, только 3 -го лица!
| Я пригласила свою подругу в театр. Она не видела новой постановки.
|
Указательные местоимения (ТАКОЙ,ТОТ,ЭТОТ и другие в различных родах и падежах)
| Мне очень нравятся красивые леса в этих местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.
|
Местоименные наречия (ТАМ, ТУТ, ТАК, ТОГДА и др.)
| Нужно было делать вид, что он занят работой. Так он и делал.
|
Союзы (чаще всего сочинительные)
| Все были рады празднику. Но только Сергей сидел, пригорюнившись.
|
Частицы.
| Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
|
Единство видовременных форм глаголов.
| Все решили праздники провести вместе. Сообща составляли программу, продумывали номера, подбирали музыку (все глаголы стоят в прошедшем времени).
|
Степени сравнения прилагательных и наречий.
| Билеты на самолёт купили сразу. Лучше и не придумаешь.
|
Наречия
| Вдруг загремел гром. Потом сверкнула молния. Затем полил такой ливень, что улицы города вмиг опустели.
|
Синтаксические средства
Средства связи.
| Примеры.
|
Вводные слова и конструкции.
| Во-первых, необходимо выучить теорию. Во-вторых, срочно выполнять тестовые задания. Только тогда можно успешно подготовиться в ЕГЭ.
|
Неполные предложения.
| Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную. По математике.
|
Синтаксический параллелизм, одинаковое построение двух предложений, расположенных рядом.
| Молодым - везде у нас дорога. Старикам – везде у нас почёт.
|
Парцелляция, то есть дробление предложения на отдельные части.
| Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
|
Порядок слов (прямой - обратный).
| Чтобы доказать свою правоту, я вернусь. Вернусь я, объясню, и ты поймёшь, что я был прав.
|
Таковы основные средства связи предложений в тексте. Однако надо помнить, что часто в задании отмечено, что во втором предложении - сразу два средства для связи, например, личное местоимение и лексический повтор. Поэтому будьте внимательны, выполняя задание № 23, в выбранном предложении должны быть обязательно оба средства связи, если они указаны в задании.
Существует несколько типов связи предложений друг с другом в тексте. В зависимости от того, какой тип связи, используются те или иные средства, о которых говорилось выше.
Рассмотрим данные типы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: