Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Месопотамская культура древности: основные черты: архаизм, символизм. Религия и мифология как выражение общекльтурного. Школа э-дуба. Клинопись. Писцы.




БЛОК: Древний Восток

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э. Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.↦ урбанизация, сложная социальная дифференциация, становление государственности и "гражданского общества", появление новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, новый характер отношений между людьми в обществе.

В Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены - будущих администраторов и "учёных", первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древне-месопотамской цивилизацией. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древне-месопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в ново-вавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так далее. Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всём ареале клинописи.

Древне-месопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло "основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до "художественных произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (э-дубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки.

Древне-месопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования.

-"Поэма об Атрахасисе", эпос "Энума элиш", "Поэма об Этане", "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.), "Вавилонская теодицея", "Повесть об Ахикаре" (древнейшая запись датируется V в. до н. э.), "Повесть об Акире Премудром".

Особенности месопотамской культуры:

-с/х

-древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров (изготовление золота).

- Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты), продвинулись в математике и астрономии. Жрецы вычислили длину года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве.

-Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. Миф о сотворении мира: из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии. Далее рождаются (в шумерской версии) или создаются (в вавилонской версии) небесные светила, растения, животные и люди.

-Символизм: преклонение перед силами природы.

-Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древне-греческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей (греческий "золотой век") или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова (напоминающего библейский Эдем). По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа (также прослеживается явная аналогия).

- Ограниченность человеческих сил, людям предписывается смирение. Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей (сюжет о дарах бога Энки).

Мифология Двуречья богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны, и над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть землю. Тем не менее они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями божественной воли. Они пытаются подчинить селе стихии и вырвать у природы ее тайны.

Создатели легенд о героях отлично понимают бессилие человека древности и с горечью описывают печальное завершение из подвигов. Ни один герой не доводит до конца своего дела. После первых успехов они или гибнут, или смиряются. Жреческая традиция объясняет эти поражения волей богов, предназначивших человеку скромный удел подчинения высшим силам и не желающих, чтобы он переступил заповедную черту, познал вселенную и покорил ее.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали ещё конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Таким образом, древне-месопотамская культура просуществовала ещё полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всём, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием "национальной" центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского ещё в первой половине I тыс. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными её носителями были учёные писцы и жрецы. Именно они на протяжении трёх столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и "открытом" мире.

2. Древний Египет: религиозно-мифологическая специфика. Политическая культура (фараон, бюрократия как культ. феномены).

· Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

· Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой-огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор.

· К основным письменным источникам заупокойного культа относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых”- составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса – бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем что есть на суше, в воде и воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.

Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо – творец Вселенной – едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

-Существующее в реальности египетское многобожие не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти.

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...