Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монгольская культура эпохи ранней консолидации. Чингиз-хан и его роль в объединении. «Сокровенное сказание». Монгольский язык в империи Чингизидов.




Культура Монголии складывалась под влиянием кочевого образа жизни монголов. Начиная с XIII века, она тесно взаимодействовала с культурой Тибета, в меньшей мере — Китая. Её окончательному формированию способствует принятие монголами тибетского буддизма. В XX веке сильное влияние на культуру Монголии оказала российская, а через посредство её — европейская культура.

Во время китайской династии Чжоу центральная и западная Внутренняя Монголия была занята кочевыми племенами Лоуфань, Линьху и Ди, восточная Внутренняя Монголия была населена кочевниками Дунху. В период Чжаньго правитель царства Чжао, Улин (340-295 гг. до н. э.), проводил экспансионистскую политику в отношении региона. Он разбил государство племён Ди - Чжуншань, а затем покорил племена Лоуфань и Линьху. Улин основал наместничество Юньчжун и начал строительство чжаосской стены от кочевников. После того, как Цинь Шихуан в 221 году до н. э. объединил Китай, он отправил армию во главе с Мэн Тянем на север против кочевников Сюнну, а участок чжаосской стены был включён в состав Великой Китайской стены. В регионе Хэтао было два наместничества: Юньчжун и Цзююань. Для укрепления региона Цинь Шихуан переселил сюда 30 тысяч семей. После падения династии Цинь в 206 году до н. э. Внутренняя Монголия приходит в упадок и завоёвывается Сюнну.

Император У династии Хань в 127 году послал для отвоевания у Сюнну региона Хэтао генерала Вэй Цина. После победы в походе император У продолжил политику строительства поселений в Хэтао. В это же время восточная Внутренняя Монголия переходит под власть племён Сянби, которые вытесняют Сюнну. Во время Восточной Хань беженцы Сюнну переезжали в Хэтао и селились вместе с китайскими поселенцами. Чуть позже, во время династии Западная Цзинь, сюннский аристократ из Хэтао, Лю Юань, основал царство Северная Хань - одно из Шестнадцати варварских государств. Северный Китай начал переходить из рук в руки короткоживущих варварских и китайских династий.

Во время династий Суй и Тан регион Хэтао вернулся под власть Китая, но после падения Тан опять перешёл в руки кочевников. В западной части Внутренней Монголии находилось государство тангутов Западное Ся (Си Ся, 1038 - 1227 гг.) а в восточной сначала государство киданей Ляо (907 1125 гг.), а затем завоевавшее его государство чжурчжэней Цзинь (1115-1234 гг.)

В 1206 году Чингисхан объединил монгольские племена и основал Монгольскую империю. В 1227 году он завоевал Западное Ся, а в 1234 году пало государство Цзинь. В 1271 году внук Чингисхана, Хубилай, завершил покорение Китая завоеванием Южной Сун, и основал монгольскую династию Юань. В городе Шанду на территории Внутренней Монголии находилась летняя столица монгольских императоров.

Многие источники начинают отсчет истории Монголии с периода правления Чингисхана (12 век. н.э.). На самом деле, Чингисхан был всего лишь одним из многих влиятельных военных вождей протомонгольских степных народов, кочевавших на просторах Монголии еще до времени его правления, в течение нескольких веков. Их существование зафиксировано в устных преданиях и памятниках. От них остались комплексы захоронений, резьба по камню, фигуры из камня и руины древних городов - это доказательства существования развитых цивилизаций, существовавших в этих краях. Большинство древних городов относятся к периоду до возникновения Империи Чингисхана. Наиболее значительные объединения кочевых народов этого периода – это Хунну, Тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.

Чингизхан стал человеком объединившим разрозненные племена в единую нацию, получившую название от одного из доминирующих племен. В период с 11 по 12 в. н.э. пять или шесть больших племенных союзов соперничали друг с другом на территории современной Монголии. В конце 12 века монголы обосновались в бассейнах рек Онон и Керулен, сформировав небольшое, слабоструктурированное ханство, весьма далекое от той громадной империи которую создал Чингисхан несколькими десятилетиями позже. Могущество монголов возникло не на пустом месте. Это следствие исторической закономерности, результат развития кочевой культуры.

Первые десятилетия своего существования Темучин (это было его имя от рождения) боролся даже не за власть, а за собственную жизнь. Постепенно укрепляя свое положение, свой статус и авторитет среди подобных себе, Темучин, провозглашая привлекательные для большинства кочевых племен лозунги, где уговорами, где угрозами, а где и насилием объединил сначала родственные племена, потом соседние, затем присоединил отдаленные и, накопив таким образом значительную военную мощь, получил на общеплеменном сходе имя «Чингисхан». Добившись безусловного авторитета и подчинения он с этой ратью подчинил себе Северный Китай, государства Средней Азии, предпринял поход на Русь и дошел вплоть до Киева. Потомки Чингисхана продолжили завоевания – свергли китайскую династию, опустошили Венгрию и вышли на берега Адриатического моря. К концу 12 века монголы подчинили себе Южный Китай, предприняли поход на Японию, правда неудачный. Последними военными предприятиями монголов стали походы на Бирму, Яву и в Сирию. После этого Монгольская империя стала приходить в упадок.

В конце 14 века монголы были изгнаны из Китая (1368), китайские войска сожгли Каракарум (1380). На западе Золотая орда потерпела тяжелое поражение от дружин Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).

В середине 17 веке в Китае устанавливается манчьжурская династия Цин, а в конце столетия она подчиняет себе монгольских князей. Зависимость от Китая продлилась вплоть до 1911 года. После китайской революции было провозглашено отделение Монголии от Китая. В Монголии было создано теократическое правительство.

Старомонгольское письмо - старейшая собственно монгольская система письма. Древнейшим из сохранившихся памятников старомонгольского письма является так называемый Чингисов камень. Исторически использовалось в качестве основного монгольскими народами Монголии, России и Китая.

Основной монгольской письменностью является старомонгольское письмо. Производные от него — Тодо-бичиг, Маньчжурское письмо и Вагиндра. Тодо-бичиг был создан в 1648 году буддистским монахом Зая-Пандитом Ойратским для реформации языка и для облегчения транскрипции тибетского языка и санскрита. Маньчжурское письмо это адаптация старомонгольской письменности для письма на маньчжурском языке (1599 год). Вагиндра — письменность, разработана в 1905 году бурятским монахом Агваном Доржиевым так же с целью реформации языка, однако, этим письмом было написано менее дюжины книг.

Сокрове́нное сказа́ние монго́лов — наиболее древний монгольский литературный и историографический памятник, ценный источник по истории монголов, их государства и его основателя — Чингисхана, а также по истории Центральной Азии XII-XIII веков. Сокровенное сказание монголов было составлено в 1240 году неизвестным автором — монголом и дошло до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции, снабжённой тезисным переводом на китайский язык — такие транскрипции изготавливались в Пекине для обучения китайских дипломатов монгольскому языку. Буквальный перевод китайского названия — «Секретная (фамильная) история династии Юань (монгольской)».

 

Единственная монголо-китайская рукопись была приобретена в 1872 году в дворцовой Пекинской библиотеке главой Русской духовной миссии в Китае арх. Палладием (Кафаровым); позже, в советское время, эта рукопись хранилась в Восточном отделе Научной библиотеки им. А. М. Горького ЛГУ. В рукописи помещены три параллельных текста: монгольский, представленный китайскими иероглифами; подстрочный перевод на китайский язык монгольских слов; надлежащий перевод на китайский язык монгольского текста.

8. Влияние особенностей вмещающего ландшафта на формирование китайской цивилизации. Феномен "религиозного синкретизма" в китайской цивилизации. Китайский язык (или языки?).

На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся че­ловеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. По этой причине в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Поэти­зация природы направила всю художественную деятельность человека и все виды его творчества в единое русло. Можно даже сказать, что «пейзажный взгляд» распростра­нился на все явления жизни. Уже в глубокой древности китай­ские мастера научились выявлять и обыгрывать живописные качества самого природного материала, из которого создавали то или иное произведение искусства. Они использовали игру его цветов, пятен, различие фактур, шероховатость или глад­кость поверхности.

Понятие «вмещающий ландшафт» приближено к географическому понятию. Макрорегионы:

1. Средиземноморский регион – плодородный полумесяц;

2. Долины Инда и Ганга

3. Восточная Азия

Традиционный китайский пейзаж: Шань (горы) шуй (реки).

В Древнем Китае накопились богатые и стойкие традиции в разных областях культурной жизни. Поэтому и достижения ки­тайской культуры поражают наше воображение: это шелк, бу­мага, компас, порох и т.д. Однако Китаю принадлежат не толь­ко культурные достижения, без которых немыслим современ­ный мир. Свойственные китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы), соединенные с рационализмом китайского мышления, дали уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее отдельных проявлениях целое. Человек в этой культурной атмосфере стремится не к подчине­нию природы, а к жизни во всей ее природной полноте и ра­циональной устроенности.

Религиозный Синкретизм в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуцианство преобладало в сфере этики и социально-семейных отношений, даосизм с его магией, метафизикой и пантеоном божеств и духов был обращен к сфере чувств и как бы компенсировал сухость и рационализм конфуцианства; буддизм заботился о замаливании грехов, рождал и поддерживал иллюзии о светлом будущем.
Система синкретизма складывалась прежде всего на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. К каждой из них, а то и ко всем сразу обращался он в случае нужды: чем большее число богов и духов услышит его просьбы, тем больше шансов на успех. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин, однако среди образованных шэньши, ученых даосов или буддийских монахов из монастырей сохранялись и культивировались специфика каждого из учений, их самостоятельность и самобытность.

Система в целом вобрала в себя все основные особенности китайской духовной культуры, и это тоже сближает ее с индуизмом. Однако специфика основных черт системы сильно отлична от того же индуизма и характерна только для Китая. Так, например, незначительная роль мистики и метафизики в религии и философии Китая обусловила то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти. Любой покойник мог быть обожествлен, стать божеством или героем, патроном или бессмертным. В то же время бодисатва или божество рано или поздно "приземлялись", обретая обычную земную биографию, прочно привязывавшую их к фиксированному месту и времени появления на свет в земной жизни. Конечно, смерть была сама по себе серьезной гранью между миром живых и миром божеств или духов. Но существенно то, что здесь ничто не зависело от самого человека, от каких-либо его личных усилий. Человек мог всю жизнь стремиться обрести бессмертие и не добиться успеха; другой мог и не думать о нем, но после смерти оказаться обожествленным. Словом, не столько личные усилия религиозно активного индивида, сколько стечение независимых от него объективных обстоятельств определяли статус его после смерти. Отсюда и еще одна важная особенность: привычка относиться к божественным силам не как к чему-то сверхъестественному, а как к своим близким, обязанным выполнять долг по отношению к живущим, действовать по принципу "я - тебе, ты - мне ".

В Китае был сделан явный акцент на обязанность божества. Долг - одна из высших конфуцианских категорий, и благоговейное отношение к нему было перенесено и на взаимоотношения с потусторонними силами. Только в Китае на богов можно было жаловаться, апеллировать к властям, обращая внимание на невыполнение божеством его долга. Только в Китае можно было официально наказывать божество в лице представляющего его в храме идола в случае, если он не откликался на настоятельные просьбы, особенно если последние имели важное общественное значение, как, например, мольбы о дожде в случае засухи.

Соответственно складывались и взаимоотношения с божеством на индивидуальном уровне. Ни священного трепета, ни преданной любви-бхакти - почти исключительно деловой расчет. И если божество не откликалось на просьбу, ничто не мешало просящему разбить глиняного идола, к которому он безрезультатно апеллировал (речь идет о домашнем храме; в общем этого делать не дозволялось, но не по религиозным, а по административным соображениям), и затем обратиться к содействию другого, который мог оказаться более покладистым.


Китайский язык. Одним из главных факторов, объясняющих особенности ки­тайской культуры, является тоново-изолирующий язык, соз­дающий совершенно иное (по сравнению с европейским) се­мантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено. Поэтому одно сло­во может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов. Общее количест­во иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая письменность и мышление состав­ляют основание символизма китайской культуры, поскольку именно образы-иероглифы стали средством мышления, что сбли­жает китайское мышление с мышлением первобытных людей.

Кита́йский язы́к - язык или языковая ветвь сино-тибетской языковой семьи, состоящая из разновидностей, которые являются взаимопонятными в различной степени. Первоначально он был языком основной этнической группы Китая — народа хань. В своей стандартной форме китайский является официальным языком КНР и Тайваня, а также одним из шести официальных и рабочих языков ООН. Представляет собой совокупность весьма сильно различающихся диалектов, и потому рассматривается большинством языковедов как самостоятельная языковая ветвь, состоящая из отдельных, хотя и родственных между собой, языковых и/или диалектных групп.

В китайском языке выделяется 10 диалектных групп: северная супергруппа (北 бэй, самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). Диалекты различаются фонетически (что затрудняет междиалектное общение, хотя диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями), лексикой и отчасти грамматикой, хотя основы их грамматики и словарного состава едины. Средством общения носителей разных диалектов служит нормативный китайский язык, каковой в Китае называется путунхуа (普通话), в Сингапуре хуаюй (华语) в Гонконге и на Тайване — гоюй (国语), между ними существуют очень незначительные различия в фонетике, на письме в путунхуа и хуаюй используются упрощённые иероглифы, а в гоюй — традиционные.

Литературный язык опирается на северные диалекты. Современная фонетическая норма основана на пекинском произношении. Однако в прошлом существовали иные произносительные нормы, подчас весьма сильно отличные от пекинской: напр., в эпоху династии Тан, когда было создано большинство классических китайских текстов, норма была основана на южнокитайском произношении, близком к особенностям нынешней диалектной группы хакка. По мнению некоторых западных лингвистов, китайский — это не единый язык, а семейство языков, а то, что традиционалисты называют диалектами китайского, на самом деле — различные языки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...