Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существовало 3 государственных языка: персидский (клинопись), аккадский (клинопись) и арамейская письменность – самый простой в мире алфавит.




Все эти процессы, которые происходили в Ахеменидской державе, сыграли большую роль в развитии культуры и науки античного мира (то есть и в истории европейской культуры в целом). Греческие ученые – Геродот, Демокрит, путешествовали по различным странам Ахеменидского государства, заимствовали многие достижения математики, астрономии и других наук. Даже на философские системы греков оказали влияние учения иранских магов и зороастризм.

В парфянский период греки лишаются своего привилегированного положения и постепенно сливаются с местным населением. Благодаря этому создаются условия для слияния восточной и греческой культур, и эта единая культура оказывает колоссальное влияние и на запад, на античное Средиземноморье в последней фазе его развития, в эпоху поздней Римской империи. В период Сасанидского Ирана создалась богатая литература на среднеперсидском языке, близком к новоперсидскому, но с другой системой письменности – арамейского происхождения. До нас дошла небольшая часть среднеперсидской литературы, большая часть произведений известна по более поздним переработкам, арабским или персидским. Можно выделить сочинения «Артак-Вираз-Намак» (зороастрийская «божественная комедия», «Ятка-ре-Зариран») обработка легенды парфянского времени о герое Зарире, отдавшем жизнь за родину), «Книга деяний Арташира Папакана» (исторический роман). Очень расстроен был жанр «книг советов» («панд-намак») и «книг наставлений» (андарз-намак») – сборников назидательных рассказов, правил этики и поведения, иногда принципов управления для правителей.

Находясь на стыке Востока и Запада, Иран веками вел титаническую борьбу с Тураном, прикрывая собою дорогу в Европу и Переднюю Азию. Судя по всему, первое крупное историческое столкновение Ирана с Тураном может быть отнесено ко II веку до н. э. В этот период на державу Аршакидов напал мощный союз кочевников Средней и Центральной Азии. Хотя ударную силу составляли сако-массагетские племена (античные авторы их называли тохарами) иранского происхождения, однако основная масса кочевников, пришедших из степей Центральной Азии и в количественном отношении превосходящих ираноязычных кочевников Средней Азии, были, по преимуществу, туранцами. Об этом свидетельствует тот факт, что, по китайским источникам, крупное племенное объединение даюэчжи, вместе с ираноязычными саками и массагетами вторгнувшиеся в Иран, пришли в Среднюю Азию из монгольских степей и прилегающих районов пустыни Гоби. Увлекая за собой саков и массагетов, центральноазиатские кочевники всей своей мощью обрушились на Аршакидов. Аршакидам удалось разгромить кочевников и подчинить часть из них. Следующий этап борьбы Ирана с Тураном приходится на период царствования династии Сасанидов (226-665). "Белые гунны" или эфталиты в двух кампаниях разгромили персидскую армию. В борьбе с ними погибает сасанидский царь Пероз. Однако злоключения Сасанидов на этом не кончаются. Приблизительно в это же время они терпят поражение и от самих гуннов. Последнее имело роковые последствия не только для Ирана, но и для Европы, ибо полчища гуннов заполнили чуть ли не весь европейский континент.
Многовековое туранское господство не могло не сказаться на лингвистической и этнографической картине Ирана. Особенно сильно пострадали североиранские территории. Тюркские кочевники передвигались из Центральной и Средней Азии дальше в Малую Азию и Европу, проходя через север Ирана (современные провинции Хорасан, Азербайджан и др.). Тюркский язык со временем стал вытеснять персидский на этой части иранской территории (например, в Азербайджане). Однако в этническом отношении население иранского Азербайджана осталось в основном иранским: здесь произошла передача пришлым тюркским этносом тюркского языка коренному иранскому населению. Сам по себе этот факт отнюдь не является единичным (аналогичные примеры есть в истории средневековой Англии, Франции, Болгарии и др.).

Согласно наиболее распространённой среди учёных версии, древнеперсидская клинопись была создана искусственно около 520 года до н. э. с целью фиксации монументальных надписей ахеменидских царей, в первую очередь — грандиозной Бехистунской надписи Дария I. На искусственный характер письменности указывает тот факт, что практически ни один знак древнеперсидской клинописи не имеет надёжных прототипов среди других клинописных систем того времени: ассиро-вавилонской и эламской. Лишь один символ (для обозначения согласного l и слога la), по-видимому, происходит от аккадского знака со значением la, однако звук l отсутствует в исконно древнеперсидских словах и встречается только в аккадских заимствованиях. Помимо этого, клинообразная форма знаков шумеро-аккадской письменности была обусловлена наиболее распространённым материалом для письма — глиной, в то время как древнеперсидские надписи делались только на камне и металле, что также говорит в пользу искусственного происхождения древнеперсидской клинописи.

При создании новой письменности за основу была взята шумеро-аккадская система — именно её влиянием (помимо формы знаков) объясняется тот факт, что древнеперсидская клинопись так и не стала чисто алфавитной, сохранив символы, которые могли одновременно выражать и отдельный согласный, и открытый слог с тем же согласным. Кроме того, прямым свидетельством воздействия клинописи Месопотамии на древнеперсидскую является наличие в последней идеограмм.

Пехлеви (перс. دودمان پهلوی‎) — иранская шахская династия, имя которой было взято Резой Пехлеви для напоминания о династическом доме Карин-Пахлевидов, к которому, однако, Реза отношения не имел. Первым шахиншахом этой династии был Реза-шах Пехлеви, который взошёл на трон в 1925 году, а вторым и последним шахиншахом был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время Исламской революции. Официальным названием Ирана в период правления династии Пехлеви было: Шаханшахское Государство Иран.

Мировосприятие древних иранцев заключалось в книге откровений - Авесте. Этот памятник начал создаваться еще во II тыс. до н.э., хотя до настоящего времени дошли только поздние списки - античные. Существует и другая точка зрения в отношении возраста Авесты - 7-8 тыс. лет. Авеста имеет две части: Яшты (мифологическая) и Гаты (философская), которая и становится основой религии.

В центре иранской мифологии - учение о борьбе двух антагонистических космических принципов - Добра и Зла. То есть эта мифология имеет ярко выраженное морально-этическое содержание. Одним из ярких персонажей ранней иранской мифологии является шах Джамшид. Джамшид - сын Солнца и праотец человечества. Он научил людей ремеслам, строить дома, приручать животных, подарил людям огонь и т.д. Он правил страной 700 лет - это время считается золотым веком: никто не умирал, не болел, не страдал.

У шаха имелась чаша - в ней отобразилось все, что совершалось на Земле и на Небе. Эта чаша - модель света, становится излюбленной темой иранского искусства. Иранская посуда распространяется по всему свету.

На основе Авесты возникает религиозное учение – зороастризм (на рубеже VII-VI в. в Восточном Иране). Основатель зороастризма Заратуштра утверждал, что в основе мироздания лежит постоянная борьба между божествами добра и зла — Ахура-Маздой и Анхра-Манью, начавшаяся еще до создания Вселенной. Человек имеет свободу выбора между добром и злом, однако моральный и религиозный долг каждого — быть на стороне добра. Важное место в учении Заратуштры занимает почитание «священных стихий» — земли, воздуха и огня (символа Ахура-Мазды). Приняв зороастризм, они сохранили существовавшие ранее культы древнеиранских богов — бога солнца Митры, богини воды и плодородия Анахиты и т.д. При этом главным божеством остался Ахура-Мазда.

Воспринимая Зороастра как историческую личность и опираясь при этом на источники можно исходить из следующего: в древнейшей религиозной традиции Заратустра (авестийская форма имени Зороастр) предстает как жрец, имеющий право приносить жертвы богам и совершать соответствующие обряды он же - сакральный поэт и всеведающий провидец. Легенды свидетельствуют о необычности происхождения Зороастра с детского возраста. В возрасте 30 лет Зороастр отправляется на многолюдный праздник, где получает первое божественное вдохновение в беседе с Ормаздой (Ахурамаздой), миссию проповедовать новую веру. Затем в течении следующих 10 лет он продолжает получать в различных местах божественные откровения и пытается обратить в новую веру различных могущественных лиц, во владения которых приходит. Затем он является к царю Гуштасну (Кави Виштаспе) и через 2 года в возрасте 42 лет, обращает царя в свою религию.

Учение самого Зороастра изложено в Гатах, которые составлены как ответы Ахура-Мазды на вопросы Зороастра. Зороастр получает от Ахура-Мазды миссию обновить религию и после этого порывает с древними верованиями. Зороастр проводит религиозную реформу, возвещает веру только в одного Ахура-Мазду, отвергая часть племенных божеств (духов), других же ставит ниже Ахура-Мазды, превратив их в атрибуты верховного бога. Древнейшие части Авесты Гаты в стихотворной форме являются проповедями самого Зороастра. Возникли они в конце VI в., но записаны не ранее конца IV в. до н.э. Существовали в устной форме, Гаты это наиболее достоверные источники об учении Зороастра.

Имя Ахура-Мазды было известно в Мидии еще в VIII в. до Зороастра. Последний придал культу этого бога универсальный характер. Ахура - термин для обозначения богов. Лишь позднее эти слова сливаются в одно имя, для обозначения верховного божества - Ахурамазды. Наибольшей по объему является Младшая Авеста, составление основной ее части начинается через сто с лишним лет после смерти Зороастра.

Ахурамазда по учению Зороастра, единственный, всемогущий и вездесущий бог добра, который олицетворяет свет, жизнь и правду. Он существовал еще до сотворения мира и является его творцом. С самого начала параллельно с ним существовал и дух зла Ангхро-Манью (олицетворяет мрак, смерть), вместе со своими помощниками дэвами творит зло. Ахурамазда пребывает в непрерывной борьбе с Ангхро-Манью. Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих поступках и мыслях, поэтому доступен воздействию зла. Своими мыслями, делами и словами человек должен бороться с Ангхро-Манью и его помощниками - духами зла

Согласно зороастризму существует загробный мир. Участь людей в потустороннем мире зависит от образа их земной жизни. Если человек способствовал победе добра, то душа его попадает в рай, в другом случае - вечные муки в аду. Ахурамазда и его помощники олицетворяют добромыслие, правду и бессмертие.

Для борьбы со злом необходимо очищение. Зороастрийцы большое внимание придавали физической чистоте. Внимание к огню - воплощение света.

Спустя некоторое время (вероятно после гибели Зороастра) зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и другие страны Иранского мира, чему способствовали последователи этого течения. В мидии ученики Зороастра обратили в свою веру одно из мидийских племен - магов.

В целом говоря о религии Древнего Ирана следует отметить, что первостепенное значение в различное время отводилось культу Ахура-Мазды, поклонение которому в начальный период было представлено в форме маздаизма. Новое религиозное направление было связано с нововведением Зороастра, выступавшего как связующее звено между Ахура-Маздой и народом положившим начало новой религии именуемой - зороастризмом. Зороастризм являлся первой официальной государственной религией, распространение которой приходится на VI в. до н.э., в то же время религия ахеменидского периода не являлась еще догматически сформированной и придавала ей такие черты как веротерпимость к верам других народов почитающих старых иранских богов. Необходимо отметить и влияние раннего зороастризма на развитие других религий как иудаизм, христианство, ислам.

4. Древняя Индия, культурный портрет (санскрит, ведизм, наука, литература).

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось исключительно в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов». Особенности индийской культуры: богатство и многообразии религиозно-философских учений, обращенность к Вселенной и внутреннему миру, погруженность в тайны мироздания, самобытность этноса, особое почитание индийцами любви ( чувственной и физической, кᴏᴛᴏᴩую они не считают греховной).

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — ϶ᴛᴏ время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Санскри́т («литературный язык») —
древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Само слово «санскрит» означает «обработанный, совершенный». Возраст ранних памятников доходит до 3,5 тыс. лет (середина II тыс. до н. э.). Санскрит, первоначально бывший, как и все обычные языки, языком повседневного человеческого общения, постепенно приобретает другую функцию. Люди в обычной жизни начинают уже говорить на сильно измененных языках, поскольку на протяжении долгого времени, век за веком, окружающий язык улиц сильно меняется, а язык литературных текстов, санскрит, остается (он превращается примерно в то же самое, во что превратилась латынь в Европе).

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Хараппская цивилизация обладала ϲобственной письменностью и языком, истоки кᴏᴛᴏᴩых остаются загадкой. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но, поселившись на индийской земле, стали земледельцами и скотоводами. Стоит заметить, что они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается индоарийский период. Об основной части ϶ᴛᴏго периода главным источником сведений будут созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Стоит заметить, что они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. О сновное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные формулы): Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся комментарии Вед — брахманы и упанишады. Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Стоит заметить, что они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

брахманы (жрецы);кшатрии (воины);вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);шудры (рабы и военнопленные). Эти 4 варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), кᴏᴛᴏᴩые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается ϲʙᴏеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Стоит сказать, для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. Варуна — бог неба и космоса, Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в кᴏᴛᴏᴩом прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — пробудет в тримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, кᴏᴛᴏᴩый ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм будет самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Стоит заметить, что он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно ϶ᴛᴏй концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из кᴏᴛᴏᴩых главными будут седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, кᴏᴛᴏᴩый в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к оϲʙᴏбождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте. В буддизме существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременно с буддизмом в Индии возникает джайнизм, кᴏᴛᴏᴩый близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы - непричинение зла всему живому. В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным (обезьяны, кобры). В число священных входят коровы и быки из породы зебу (кᴏᴛᴏᴩые в отличие от коров могут быть использованы в хозяйственных работах). Некᴏᴛᴏᴩые животные традиционно связываются с определенными богами, кᴏᴛᴏᴩых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь ϶ᴛᴏ относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некᴏᴛᴏᴩые из них близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы составляют размышления о путях оϲʙᴏбождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания ньяи. что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его оϲʙᴏбождения.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. В наибольшей степени значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг ϲʙᴏей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика ϲʙᴏим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна» (подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы).
Стоит отметить, что основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в кᴏᴛᴏᴩой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения кᴏᴛᴏᴩого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IV вв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка.
Творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...