Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнееврейская культура (иврит, этноцентризм, яхвизм, Библия/Танах, вавилонское пленение как феномен культуры, пророческое движение как выражение особого культурного облика).




Иври́т — язык семитской семьи, государственный язык Израиля, язык некоторых еврейских общин и диаспор; древняя форма иврита (иногда называемая древнееврейским языком) — традиционный язык иудаизма. Современный иврит возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык Государства Израиль в XX веке. Между XIII и VII веком до н. э. иврит становится самостоятельным семитским языком, окончательно отделившись от близкородственных ему западносемитских идиомов. Наиболее древний литературный источник на иврите из обнаруженных к настоящему времени — «Песнь Деворы» (XII век до н. э.), которая входит в состав Ветхого Завета. Самая древняя надпись на иврите, «календарь из Гезера», датируется X веком до н. э. Периоды:

-Библейский период (XII—II вв. до н. э.). Источник: Ветхий Завет (он же Тана́х — «Тора, Невиим, Ктувим»).Особенности: грамматика и фонетика всё ещё сохраняют черты, традиционные для семитских языков. Гласные делятся на сверхкраткие, краткие и долгие.

-Послебиблейский период (I век до н. э. — II век н. э.). Источники: Мишна́ (свод законов иудаизма (Устный Закон)); Кумранские рукописи (раскопки в районе Мёртвого моря в 1940-х годах).К концу II века н. э. древнееврейский перестаёт быть разговорным языком, оставаясь языком богослужения.

-Древнееврейский язык эпохи Талмуда и Масоретов (III—V вв.). Источники: пию́т (религиозная поэзия на иврите); Мидраши (комментарии и толкования Торы).В это время в одном из течений еврейской религии, называющем себя «масо́реты» («хранители традиций»), изобретают систему «гласных» значков при «согласных» буквах («некудо́т»). Это позволяет стандартизировать произношение гласных при чтении древних ивритских текстов.

-Средневековый иврит (X—XVIII вв.). Источники: испанская поэзия (Йегуда Галеви, Ибн-Эзра, Ибн-Гебироль, Альхаризи); комментарии к Торе и Талмуду (Раши, Маймонид, Нахманид); каббалистическая литература; научная литература (философская, медицинская, географическая, филологическая, историческая).Иврит не является разговорным языком, однако евреи по-прежнему изучают его, читают на нём религиозные книги, пишут труды, общаются с евреями из других стран. Выходит из употребления основной «конкурент» иврита — арамейский язык. Вырабатывается несколько произносительных норм иврита: ашкеназская (Европа — кроме Испании), сефардская (в основном в исламских странах, Испании, Греции, частично в Италии), йеменская.

-Иврит XIX века. Литература на иврите становится частью европейской культуры. Источники: Газеты и журналы на иврите; Романы, рассказы, пьесы, новеллы и т. п. (например, книги Менделе Мойхер-Сфорима); Школьные учебники по всем предметам образования.

-Возрождённый иврит (с начала XX века). Язык, считавшийся мёртвым в течение 18 столетий, становится языком повседневного общения, государственным языком Государства Израиль.

Все сведения об эпохе становления древнееврейского этноса, о выходе его к активной политической и культурной жизни базируются на библейских текстах. Согласно библейскому повествованию, во второй половине II тыс. до н. э. (примерно в XIV – XIII вв. до н.э.) после нескольких веков пребывания в Египте еврейский этнос, спасаясь от притеснений египетских властей, вышел из Египта и под предводительством пророка Моисея направился в «землю обетованную», по преданию, заповеданную евреям самим Богом. Географическое наименование этой земли – Палестина, или иначе Ханаан (по наименованию проживающего там доеврейского населения – ханаанеи). После сорокалетнего блуждания по Синайской пустыне евреи вторгаются в Палестину и завоевывают ее, жесточайшим образом расправляясь с местным населением. Здесь, в Палестине, обосновываются 12 еврейских родовых сообществ – так называемые 12 колен израилевых, которые считаются потомками двенадцати сыновей эпонима древних евреев Иакова (Израиля). В XI в. до н. э. создается еврейское государство, основателем которого был знаменитый библейский царь Давид, а после царствовал его сын Соломон. Но политическая жизнь евреев никогда не отличалась ни величием, ни устойчивостью. Единое еврейское государство просуществовало недолго и вскоре после смерти Соломона в результате междоусобиц распалось на два царства – Израиль на севере (в него вошли десять колен из двенадцати) и Иудею на юге (два колена).

В VIII в. до н. э. Израильское государство завоевывают ассирийцы, а население уводится в рабство и там рассеивается. Поэтому дальнейшее развитие еврейской культуры осуществляется в царстве Иудейском в южной части Палестины со столицей в городе Иерусалиме. Но и это царство просуществовало недолго. В VI в. до н. э. его завоевывает вавилонский царь Навуходоносор, а население Иудеи угоняют в плен (Вавилонское пленение). Персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил евреям вернуться. Однако политической самостоятельности народ не обрел. В дальнейшей истории Востока еврейский народ втянут во все ее великие перипетии и переходит из рук одних завоевателей к другим. В конце концов, с созданием Великой Римской империи Иудея входит в ее состав как одна из провинций. Еврейский народ никогда не мог смириться со своим политическим унижением, восставал он и против римлян. В итоге, в 70-м году, после очередного антиримского восстания, власти разрушили главную святыню евреев, центр притяжения их духовной жизни – Иерусалимский храм, а сам народ был изгнан со своей исторической родины и рассеялся по всему миру.

Единство еврейского народа заключено в еврейской религии (иудаизм). Возникнув в начальный период истории древнееврейского народа, по библейской версии, во время исхода евреев из Египта, эта религия стала основой его этнической консолидации, она же хранила еврейский народ на протяжении трех тысячелетий его нелегкой истории. Иудаизм для евреев не просто религия – это всеобъемлющее выражение их народного духа. Вся духовная жизнь древнееврейского этноса – душевная жизнь отдельного человека, общественные процессы, культурное творчество – была погружена в религиозный дух. Иудаизм – это способ исторического бытия еврейского народа. Одновременно это религия, посредством которой евреи заявляют себя в мировой культуре человечества, вносят свой вклад в развитие общечеловеческого духа.

Главный источник: Ветхий Завет. У истоков иудаизма стоит пророк Моисей. Дальнейшее развитие иудаизма осуществляется усилиями более поздних духовных и политических лидеров еврейского народа (знаменитые цари Давид и Соломон), многочисленные древнееврейские пророки, деятельность которых была особенно активной в первой половине I тыс. до н. э. Вообще же период формирования классического канона древнееврейского учения иудаизма растянулся почти на тысячелетие – с конца II тыс. до н. э. до конца I тыс. до н. э.

Важнейшим религиозным памятником, в котором нашли свое отражение основополагающие идеи иудаизма, является иудейская Библия. Как письменный текст она начинает формироваться в начале I тыс. до н. э, а окончательная ее редакция и канонизация происходит в конце I в. н. э. Позже этот комплекс текстов был включен в состав христианской Библии в качестве Ветхого Завета. Основную идейную нагрузку в иудейской Библии несут на себе первые пять текстов, которые в древнееврейской традиции получили название Тора (в переводе с древнееврейского – «Учение»). Авторство этих книг Библии приписывается пророку Моисею. Тексты Торы были окончательно канонизированы уже в V в. до н. э. и получили в иудаизме силу непререкаемого закона.

Примерно с I в. до н. э по V в. н. э. в иудаизме предпринимается обширная комментаторская деятельность, направленная на толкование Торы и вызванная внутренними потребностями идейного развития иудаизма в новой религиозной ситуации, обусловленной, прежде всего, появлением христианства, а также изменившимися обстоятельствами жизни евреев в условиях диаспоры (рассеяния). Систематизация и письменное оформление этих комментаторских текстов завершается к V в. Так появляется Талмуд – важный религиозный памятник еврейской культуры, сыгравший большую роль в сохранении духовной целостности еврейского народа на протяжении последующих столетий.

Основная идея иудаизма. Эта культура разработала понятие о Боге как о едином, чисто духовном, личном существе. Иными словами, еврейское религиозное сознание создает представление о Боге как об абсолютной духовной личности. Такого Древний Восток еще не знал. В других древневосточных культурах личностное выражение, олицетворение, субстанции всегда происходило в чувственно наглядном виде. Формировалось представление об индивиде, о божественном существе, наделенном чувственно определенными атрибутами, выраженном в определенном чувственном виде, который можно было изобразить, поставив ему в соответствие человеческое или животное тело.

Иудейский Бог – это дух, все атрибуты которого, мысль, воля, слово, представлены в бесконечной форме, обладают абсолютным совершенством. Бог – это абсолютная личность. Вся божественная сущность мироздания сосредоточена в едином Боге. Отсюда еще одно важнейшее требование иудаизма – поклонение единому Богу. Иудаизм утверждает строгий, бескомпромиссный монотеизм. Бог творит мир. Он создает природу, по своему замыслу упорядочивает ее. Бог творит человека, причем, творит по образу и подобию своему. Бог устраивает человеческое общество, он определяет принципы общественных отношений людей. В Библии эти принципы выражены в Законе, который пророк Моисей, согласно библейскому повествованию, получает от Бога в личном общении с ним на горе Синай (отсюда название – Синайское законодательство).

Важнейшее достижение еврейской культуры состоит в том, что человек обретает понятие истории. Существование человека обретает смысл, история представляется как развитие божественного начала в человеке и обществе. Библия – это книга религиозная, но одновременно и книга историческая, потому что здесь мы впервые в культуре имеем дело с исторической религией, религией, которая осознает себя исторически.

В тексте иудейской Библии Бог именуется как Яхве, или Иегова. Разночтения в имени объясняются особенностями древнееврейской письменности, в которой знаки алфавита имелись только для согласных звуков.

Вавилонское пленение. Так называется период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 636 год до Р. X. Северное еврейское царство, так называемое царство Израильское, пало под ударами ассирийских царей еще в 722 году.

Иудейский народ, благодаря своему более развитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранить свою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем плен оставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведен особый квартал, хотя большая их часть была отправлена в другие города, с предоставлением им там участков земли. Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Масса пленного народа несомненно употреблялась на земляные и другие тяжелые работы. На вавилоно-ассирийских памятниках наглядно изображается в многочисленных барельефах этот труд пленников. Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям с известной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан., гл. XIII), строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, и именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух. При таких обстоятельствах многие из иудеев настолько обжились в стране пленения, что даже забыли о родной земле. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих "реках вавилонских", пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении "окаянной дочери Вавилона. Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних беззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку плененный народ находил в своих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженными видениями о будущей славе теперь угнетенного народа. "Книга пророка Даниила" служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев в Вавилоне, и, кроме того, в ней не мало драгоценных данных и о внутреннем состоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора.

Вавилонский плен имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние ее на язык, который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык был забыт и на его место выступил язык арамейский, т.е. сиро-халдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и др.). До плена иудейский народ, со всем его своеобразным религиозно - нравственным миросозерцанием, жил отчужденно от остального мира. Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало помалу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры.

БЛОК Центральная Азия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...