Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз развития экологической проблемы: загрязнение воздушного бассейна 6 глава




3.4. Концептуальные подходы и основные направления
демографической политики

В результате анализа демографической ситуации в Краснокутском муниципальном районе была дана оценка демографических тенденций, выявлены проблемы и определены концептуальные подходы и основные стратегические направления региональной политики в вопросах демографической политики.

Анализ демографической ситуации показывает, что по сравнению с Россией и Саратовской областью Краснокутский муниципальный район является муниципальным образованием с высокой долей сельского населения. Проблемы этой части населения во многом будут определять приоритеты социально-экономического развития МО. Для этой части населения исключительно важно развитие г. Красного Кута как социально-культурного центра муниципального района, в котором можно получить весь спектр качественных социальных услуг и с которым существует удобное транспортное сообщение.

Краснокутский муниципальный район имеет относительно высокий демографический потенциал, что служит одной из важнейших предпосылок ее устойчивого развития.

Однако в районе сложилась относительно неблагоприятная демографическая ситуация. С середины 90-х годов прошлого века идет уменьшение, как общей численности населения, так и сокращение населения в городской и сельской местности.

Общее сокращение численности населения обусловлено негативными процессами в развитии естественного движения населения. Тенденции снижения уровня рождаемости и увеличения уровня смертности в районе совпадают с общей ситуацией в Саратовской области и стране в целом. Происходит естественная убыль населения (-5.6‰), в сочетании с тенденцией старения населения (пенсионеры составляют 20.9‰).Однако Краснокутский муниципальный район имеет более благополучные современные показатели естественного воспроизводства населения. (см. Том IV — Графические приложения. Число родившихся и умерших).

В результате неблагоприятных процессов в естественном движении населения произошла деформация возрастно-половой структуры населения. (см. Том IV — Графические приложения. Возрастная структура. Соотношение мужского и женского населения). В настоящее время она носит ярко выраженный регрессивный характер (со значительным преобладанием населения пенсионных возрастов над населением в возрасте моложе трудоспособного, а также преобладанием женщин в трудоспособном и пенсионном возрастах). Проблемы социальной группы — пенсионеры — выдвигают в качестве приоритета развитие системы социальной поддержки и помощи малоимущим. Большое значение приобретает также развитие системы здравоохранения района.

Положительной демографической тенденцией в последние годы является устойчивый рост доли населения в трудоспособном возрасте, то есть той категории населения, которая в значительной степени формирует трудовые ресурсы территории. (см. Том IV — Графические приложения. Возрастная структура).

Краснокутский муниципальный район имеет постоянный миграционный отток населения, что свидетельствует о снижении его привлекательности для населения других регионов России и стран СНГ.

Этнический состав населения района очень разнообразен и дифференцирован по территории. (см. Том IV — Графические приложения. Национальный состав). Национальные традиции различных этносов оказывают существенное влияние на специфику естественных воспроизводственных процессов населения, характер расселения и использования трудовых ресурсов.

Резервы улучшения демографической ситуации в Краснокутском районе, как и в области в целом, заключаются в улучшении репродуктивного здоровья населения, повышении уровня рождаемости, сокращении потерь населения в результате преждевременной смертности.

Для преломления сложившихся негативных процессов в демографической ситуации и сохранения и поддержания демографического потенциала района необходимо достижение высоких темпов экономического роста, реализация национальных и региональных социальных проектов в области демографической политики, улучшения здравоохранения, образования, обеспечения населения доступным жильем, поддержания семьи и детства.

Демографическая политика Краснокутского муниципального района должна корреспондироваться с концептуальными подходами и основными стратегическими направлениями «Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года»

Главные стратегические цели и задачи в развитии демографических процессов и в демографической политике на ближайшую и долгосрочную перспективу:

- улучшение демографической ситуации в целом;

- смягчение и преодоление негативных тенденций в демографических процессах;

- поддержание и закрепление позитивных тенденций;

- ликвидация отдельных кризисных явлений на конкретных территориях района.

Основные направления демографической политики:

- повышение рождаемости и укрепление семьи;

- снижение смертности и увеличение продолжительности жизни;

- реабилитация инвалидов;

- регулирование и оптимизация миграционных процессов.

На территории района, в рамках мероприятий по реализации этой концепции, разрабатываются и реализуются социально-ориентированные программные документы, направленные на выполнение мероприятий по защите материнства и детства, укрепления статуса семьи и улучшения демографической ситуации. Практически все они конкретизируют соответствующие областные целевые программы.

В число этих документов входят:

- Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года и План первоочередных мер по ее реализации, включающий комплекс мер по повышению рождаемости, снижению смертности, в том числе в трудоспособном возрасте и от неестественных причин, увеличению продолжительности жизни, повышению уровня жизни населения, нормативно-правовому, информационному, научно-методическому обеспечению демографической политики, формированию системы мониторинга и оценки демографической ситуации;

- Областная целевая программа «Охрана репродуктивного здоровья населения» на 2006 — 2008 годы;

- Областная целевая программа «Дети Саратовской области», в том числе подпрограммы:

o «Здоровый ребенок»;

o «Дети-сироты»;

o «Дети-инвалиды»;

o «Одаренные дети»;

o «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;

o «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Областная комплексная программа «Молодежь Саратовской области» (2006 — 2008 годы);

- Областная целевая программа «Старшее поколение» на 2005 — 2007 годы;

- Областная комплексная программа «Семейная медицина» на 2006 — 2008 годы;

- Областная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области» на 2006 — 2008 годы, в том числе подпрограммы:

o «Вакцинопрофилактика»;

o «Неотложные меры борьбы с туберкулезом»;

o «Сахарный диабет»;

o «Анти-ВИЧ/СПИД»;

o «Неотложные меры борьбы с распространением инфекций, передаваемых половым путем»;

o «Онкология»;

o «Развитие психиатрической помощи населению области»;

o «Профилактика и лечение наркологических расстройств»;

- Областная целевая программа «Реабилитация инвалидов в Саратовской области»;

- Областная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» на 2001 — 2007 годы;

- Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области» на 2005 — 2008 годы;

- Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 –2007 годы.

3.5. Трудовые ресурсы. Анализ существующей ситуации и тенденций
её развития. Прогнозная оценка трудового потенциала.

По данным на начало 2005 года население Краснокутского муниципального района в трудоспособном возрасте составляло около 21.5 тыс. человек или 60.2% от общей его численности. Из этого числа 9.2 тыс. человек приходилось на г. Красный Кут и 12.3 тыс. человек на сельскую местность района.

Численность занятых в 2005 году составляла 8.8 тыс. человек или 40.8% от общего числа лиц в трудоспособном возрасте (табл. 3.5.1).

Таблица 3.5.1.

Число занятых в «социальном» и бюджетном секторе в сравнении с занятыми в отраслях экономики (2005 г.)

Организации бюджетной и социальной сферы, чел. Промышленность и другие отрасли экономики, чел.
Здравоохранение   Промышленность  
Народное образование   Сельское хозяйство  
Культура   Транспорт, связь, строительство  
Другие бюджетные организации   Торговля  
    Прочие  
Всего   Всего  

Особенностью структуры экономики района является высокая доля бюджетных организаций в структуре занятости населения, и, соответственно, в структуре источников налоговых доходов.

Из 20.9 тыс. чел. экономически активного населения Краснокутского муниципального района по 8.4 тыс. чел. (что составляет 40%) нет данных о занятости.

В их число входят:

- работники и специалисты, работающие на временной основе за пределами Краснокутского муниципального района (в основном занятые в Саратове, Москве, северных нефтегазодобывающих территориях России);

- жители района, занимающиеся подсобным хозяйством;

- жители района, работающие на территории района у предпринимателей на основе неформальной договоренности, или иным образом занятые нелегально;

- домохозяйки, временно не работающие и т.п.

Работники промышленных предприятий и других отраслей экономики составляют лишь 16.2% от всего экономически активного населения района; таким образом, в районе имеются кадровые резервы для развития промышленных производств среднего и малого бизнеса на местной сырьевой базе (см. рис. 3.5.1.).

 

Рис. 3.5.1. Общее распределение экономически активного населения Краснокутского муниципального района

Основными отраслями производственной сферы экономики, в которых занята наибольшая численность работников, являются сельское хозяйство и промышленность. Численность занятых в экономике в 2005 году сократилась по сравнению с 2000 годом почти на 1500 чел. Больше всего сократилась занятость в сельском хозяйстве(см. Том IV — Графические приложения. Занятость населения). Однако, в 2005 году по сравнению с 2000 годом в промышленности произошло хоть и незначительное, но увеличение численности занятых. Основные отрасли промышленности по численности работников — машиностроение и металлообработка, пищевая.

Приведенная ниже табл. 3.5.2. позволяет проследить динамику безработицы в Краснокутском МО и различные меры, направленные на ее сокращение.


Таблица 3.5.2.

Основные показатели безработицы

Показатели 2000 г. 2006 г.
Численность безработных, чел.    
Трудоустроены, чел. -  
Направлены на переобучение, чел. -  
Принимали участие в общественных работах, чел. -  
Уровень общей безработицы, % 23.6 24.7
Уровень регистрируемой безработицы, % к экономически активному населению 0.6% 1.7%

Для сравнения, численность официально зарегистрированных безработных по Саратовской области на 1 января 2005 года составила 29.3 тыс. чел. или 2.9% и увеличилась по сравнению с 2000 годом на 15.3 тыс. чел.

Имеется несоответствие профессионально-квалификационного и половозрастного состава безработных и имеющихся вакансий. Сохраняется рассогласованность объемов и профилей обучения в профессиональных училищах потребностям не только местного рынка труда, но и межрайонного.

Прогноз численности трудоспособного населения весьма сложная задача и для получения достоверных показателей необходимо определить статистическую модель будущего населения не только по его численности, но и половой и возрастной структуре, состоянии здоровья, внешним миграциям и др. Последние представляют особую трудность для прогнозирования, ввиду влияния многих внешних, информационно трудно-предсказуемых факторов. Абстрагируясь от миграций, в основу прогнозного расчета численности трудовых ресурсов на периоды 2010, 2015, 2020 и 2025 гг. положены расчетные показатели перспективной численности населения района в целом и сложившийся и перспективный половозрастной состав населения на указанные расчетные сроки.

В табл. 3.5.3. представлен прогноз численности трудоспособного населения Краснокутского муниципального района по инерционному сценарию развития и без учета миграционных обменов. Как наглядно демонстрирует таблица численность населения в трудоспособном возрасте за предстоящий двадцатилетний период сократится на 3.8 тыс. чел., или почти на 18%.


Таблица 3.5.3.

Прогноз численности трудоспособного населения Краснокутского муниципального района на расчетную перспективу, инерционный сценарий (без учета миграций), на начало года

Возрастные категории 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
чел. чел. в % к 2005 г. чел. в % к 2005 г. чел. в % к 2005 г. чел. в % к 2005 г.
16—19     79.9   53.3   54.5   62.8
20—24     127.5   103.2   68.8   70.4
25—29     105.1   134.4   108.1   71.8
30—34     100.8   106.2   136.2   108.7
35—39     92.9   93.8   99.0   127.4
40—44     75.3   71.0   71.6   75.7
45—49     93.1   69.3   66.2   66.9
50—54     117.7   107.8   78.7   77.0
55—59*     133.0   155.2   138.8   100.0
Всего     99.4   92.8   85.5   82.1

* — без женщин

При этом обращает на себя внимание еще одна весьма опасная тенденция — опережающее уменьшение, как численности, так и удельного веса наиболее молодых возрастных категорий трудоспособного населения. Так, доля лиц в возрасте от 16 до 19 лет уже к 2010 г. составит 9.8% от всех трудоспособных, а к 2025 — 9.3% против 12.1% в 2005 году. Сходная ситуация и в возрастной категории 20—24 года: в 2005 году её удельный вес составлял 11.6%, а к 2025 году уменьшится до 10.0%.

Такого рода сдвиги в перспективной структуре трудоспособного населения района негативно отразятся не только на перспективном обеспечении трудовыми ресурсами, но и на их качестве и дальнейшем их воспроизводстве вообще. Избежать этих опасных прогнозируемых явлений можно будет лишь путем широкомасштабного притока рабочей силы из-за пределов района или осуществлением еще более широкомасштабных мероприятий по воспроизводству соответственных трудовых ресурсов посредством роста рождаемости, уменьшения смертности в детском и среднем возрасте. Но даже реализация последних из обозначенных нами выше мероприятий даст положительный результат уже за пределами рассматриваемого расчетного периода (см. Социальная инфраструктура и демография).

3.6. Концептуальные подходы и основные стратегические
направления в развитии труда и занятости населения

Краснокутский муниципальный район обладает относительно высоким трудовым потенциалом с положительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста.

Значительная часть трудового потенциала (42.6%) сосредоточена в г. Красный Кут.

Экономическая активность населения Краснокутского муниципального района невысока и в предшествующий период имела постоянную тенденцию к снижению. Район располагает значительным контингентом экономически неактивного населения, в том числе и в трудоспособном возрасте.

В районе сложилась сложная ситуация на рынке труда, обусловленная устойчивой тенденцией снижения общей занятости населения в ретроспективном периоде (с начала 90-х гг. прошлого века), и особенно снижением занятости в базовых отраслях (промышленности, сельском хозяйстве и строительстве). При этом произошла существенная трансформация отраслевой структуры занятости, обусловленная развитием новых экономических отношений (см. Том IV — Графические приложения. Занятость населения).

Занятое население района имеет сравнительно высокий уровень профессиональной подготовки (профессионального образования).

В результате негативных процессов в сфере занятости населения в Краснокутском муниципальном районе сформировался контингент (0.3—0.4 тыс. чел.) безработного населения. Тем не менее, в настоящее время районный рынок труда характеризуется одним из самых низких в области показателем уровня регистрируемой безработицы.

Структура безработного населения характеризуется повышенной долей лиц молодых возрастов, значительная часть из них не имеет какого-либо профессионального образования и предшествующего опыта трудовой деятельности.

Последние 4—5 лет наблюдается в целом сокращение численности занятых в экономике.

Требует решения проблема трудоустройства молодежи, которая хотела бы работать на современных высокооплачиваемых рабочих местах. Сейчас же, согласно данным социологического опроса, 70% молодых людей, заканчивающих обучение в школах района, хотели бы покинуть пределы Краснокутского муниципального района. Рассматривая молодежь как ведущую силу по реализации стратегии социально-экономического развития, необходимо развивать систему профессионального обучения и трудоустройства в рамках МО с учетом потребностей молодежи.

Необходимо широкомасштабное перераспределение трудовых ресурсов, прежде всего, между двумя крупными сферами труда: производство товаров и производство услуг, а также развитие структурных характеристик занятости населения и, в первую очередь, включению в них, как традиционных направлений деятельности — торговли, здравоохранения, образования, так и новых нетрадиционных, но наиболее вероятных, предусматриваемых настоящим проектом — страхование, операции с недвижимостью, предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес и пр.

Таким образом, в Краснокутском муниципальном районе имеются определенные трудовые ресурсы для повышения уровня занятости населения. Значительная категория безработных и экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте является основным резервом для покрытия перспективной потребности хозяйства территории в кадрах. Эволюция структуры занятости населения района будет определяться основными факторами — с одной стороны вовлечением незанятого населения (трудовых ресурсов) в экономику, а с другой стороны принципиальными неизбежными изменениями — перераспределением занятых из сферы производства товаров в непроизводственную сферу с целью приближения к рациональным нормативам потребления услуг.

Главные стратегические цели и задачи в развитии занятости и рынка труда на ближайшую и долгосрочную перспективу:

- сохранение и поддержание относительно высокого (объективно возможного) трудового потенциала района;

- обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, относительно низкого уровня безработицы;

- обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда;

- преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в профессиональной структуре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре безработного населения;

- повышение качества рабочей силы;

- ликвидация и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда района, в первую очередь в сельской местности;

- недопущение по территории застойной, “молодежной”, “женской” безработицы и других типов тяжелой ситуации на рынке труда.

Основные направления муниципальной политики на рынке труда и занятости населения:

- реформирование экономической базы района (в первую очередь, аграрного сектора и промышленности), реструктуризация и диверсификация рабочих мест, увеличение количества и качества рабочих мест;

- поддержание тенденции положительной динамики численности трудоспособного населения;

- улучшение условий и охраны труда;

- развитие кадрового потенциала, гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

- проведение миграционной политики, способствующей сбалансированному развитию рынка труда.

На современном этапе, в различных программных документах областного, муниципального и отраслевого уровня, разработан и реализуется комплекс программных мероприятий по развитию трудового потенциала, обеспечению стабильной ситуации на рынке труда, которые могут быть пролонгированы и в перспективе.

В число этих документов входят областные целевые программы:

- «Содействие занятости населения Саратовской области» — специальная программа, разрабатываемая службами занятости, предусматривает комплекс мер по снижению всех видов безработицы, трудоустройству безработных граждан, переобучению, организации ярмарок вакансий и пр.;

- Областная целевая программа «Основные направления развития промышленности в Саратовской области на 2006 — 2008 годы», направленная на формирование конкурентоспособного, динамично развивающегося сектора экономики, развивающего другие сферы, в первую очередь рынок труда, определяя занятость, уровень безработицы;

- Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года», направленная на восстановление и развитие сельского хозяйства и связанных с ним производств, развивающего другие сферы, в первую очередь рынок труда, повышая занятость сельского населения;

- Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», содержащая программные мероприятия по созданию благоприятных условий проживания для сельского населения, закрепления его на селе, особенно, молодежи;

- Областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005 — 2007 годы», которая целенаправленна на рост занятости населения;

- Областная целевая программа «Развитие образования на 2006 — 2008 годы», направленная на повышение образовательного уровня населения, подготовку и переподготовку кадров.

Муниципальные программы инициированные центром занятости, направлены на решение проблем трудоустройства и профориентации:

- «Временная занятость несовершеннолетних граждан»;

- «Новый старт»;

- «Клуб ищущих работу».

3.7. Общие выводы

Результат выполненного анализа демографической ситуации позволяет сделать следующие выводы:

- наблюдается замедление темпов убыли населения, причем, исключительно за счет естественных причин (увеличение рождаемости и снижение смертности);

- происходит миграционная убыль («исход») городского населения, главным образом молодых трудоспособных возрастов, в поисках мест приложения своего труда;

- усиливается процесс старения населения, особенно в г. Красный Кут;

- имеется избыток трудовых ресурсов, вследствие снижения экономической активности трудоспособного населения, не задействованного по разным причинам в хозяйственном комплексе района.

Следует отметить, что главная проблема формирования численности населения района — это тяжелая демографическая ситуация не только в районе, но и в области, и в стране в целом. Она настолько остра, что превратилась в общенародную.

По всей вероятности, тенденция показателей естественного и механического прироста сохранится и на будущие несколько лет. Поэтому есть основание полагать, что со временем демографическая ситуация, в частности естественный прирост, должны выправиться и достичь уровня, обеспечивающего оптимальное для Краснокутского муниципального района количество народонаселения.

На предстоящие 20—25 лет в части развития сельского расселения возможны следующие процессы:

Оптимистический вариант

Пережив период деструктуризации, сельское расселение сейчас относительно стабилизировалось. Теперь необходим следующий этап — укрепление структурных звеньев расселения, особенно низовых, а также центров зон сельского расселения — их экономической базы и транспортно-связующей роли для своих зон тяготения.

Численность сельского населения на перспективу по этому варианту определяется, как ориентировочная величина, которая со временем будет уточнена, когда новые экономические отношения на селе более четко проявятся в демографических, расселенческих и социальных тенденциях.

Актуализируется проблема возрождения заброшенных и интенсивно деградирующих малых деревень, что обусловлено следующими причинами:

- это бывшие поселения — часть традиционной системы сельского расселения и были приурочены к наиболее удобным местам для создания и обработки сельхозугодий (Первое Мая);

- они располагались в местах, наиболее благоприятных для проживания в долинах рек, у воды, в экологически наиболее оптимальных условиях (Солянка, Сосновка, Сулимов);

- связанные с ними сельхозугодья обладают высоким потенциалом плодородия, как давно окультуренные и длительное время обрабатываемые земли (Нововоскресенка, Мухино, Горецкое и др.).

На данной стадии возможно дать только перечень таких желательных для возрождения исчезнувших и исчезающих деревень. Однако, их восстановление — не самоцель, а звено в новых формах хозяйственных отношений. В связи с этим, не рассматривается проектное количество сельских населенных пунктов.

Сложившаяся система расселения определяет конструкцию экономического каркаса территории. Его пространственное развитие сложено хорошо развитой сетью автомобильных дорог, связывающих экономический узел каркаса с. центрами зональных систем расселения, которые должны сосредоточить на своей территории основной промышленный, культурный, административный потенциалы района. Каркас проходит по основным транспортным коммуникациям, выходящих в смежные районы, либо в их МО, обладающие торговыми связями с Краснокутским районом.

Основа усовершенствования структуры сельского расселения — дорожное строительство, для обеспечения устойчивой и удобной связи со своим райцентром, что является необходимым условием обеспечения культурно-бытового обслуживания сельского населения и удовлетворения его прочих запросов, связанных с общением с жителями других населенных пунктов. Кроме того, важно повышение степени благоустройства сельских населенных пунктов и общий уровень комфортности проживания, включая экологическую и эстетическую характеристики, с тем, чтобы повысить уровень качества жизни населения. Иначе у сельских поселений не будет действенного стимула для закрепления имеющегося населения и тем более привлечения нового.

Пессимистический вариант

Краснокутский муниципальный район, как и большинство районов Левобережья, относится к зоне рискованного земледелия. Следствием этого является большая, чем в Правобережье ориентированность сельского населения на коллективные хозяйства. С 90-х годов XX века началась реструктуризация хозяйствующих субъектов, обусловившая резкое уменьшение численности занятого населения, в результате сельские населенные пункты теряют функции бригадного и прифермских поселков. Все производство концентрируется в центральном поселении. Это приводит к концентрации и трудоспособного населения, которое «идет за хозяйством» в данное поселение. Численность населения в бывших бригадных и рядовых поселениях сокращается, закрываются детские сады, школы, в поселения не проводится газ — этим самым как бы подталкивая жителей к выезду из этих населенных мест.

Исходя из демографических предпосылок и существующих тенденций развития расселения в Краснокутском муниципальном районе, напрашиваются следующие выводы:

- будет происходить сокращение численности населения в связи с сокращением внешнего (по отношению к району) миграционного притока, который не сможет перекрывать естественную убыль населения. Естественная убыль, в свою очередь, будет возрастать в результате постарения населения;

- возрастет миграционный отток населения из сельской местности в другие районы и города области;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...