Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз развития экологической проблемы: загрязнение воздушного бассейна 9 глава




Большая часть денежных средств бюджета Краснокутского муниципального района направленных на функционирование социальной сферы неуклонно вкладывалась в развитие образования (табл. 4.5.3, рис. 4.5.2).

Таблица 4.5.3.

Структура расходной части бюджета КМР

Расходные статьи бюджета Финансирование, тыс. руб. Доля в общих расходах, %
Образование   47.2
Здравоохранение   7.4
Культура   5.9
ЖКХ   6.0
Спорт и физическая культура   1.2
Государственное управление   7.5
Национальная экономика, безопасность   1.2
Социальная политика   23.6
Всего расходов 140551 100

Анализ бюджета Краснокутского муниципального района за 2005/06 гг. выявил ряд основных тенденций в формировании бюджетной политики района за этот период времени:

- существенное уменьшение доходной и расходной частей бюджета;

- значительную долю в структуре собственных доходов занимают налоговые доходы;

- увеличение зависимости доходной части бюджета от поступлений средств вышестоящих бюджетов;

- постепенное увеличение финансовой обеспеченности социально-культурной сферы.

Рис. 4.5.2. Финансирования ключевых секторов социальной подсистемы

4.6. Общие выводы. Перспективы и риски развития

Как представляется, будущее Краснокутского муниципального района связано с созданием условий для развития агропромышленного производства, использованием выгодного географического и транспортного положения, а также усилением природно-рекреационных активов муниципального образования для комфортного проживания жителей и гостей района.

Бюджет района и доходы жителей в значительной степени зависят от функционирования предприятий отраслей (машиностроение, железнодорожный транспорт), на которые невозможно влиять на местном уровне и будущее которых зависит от политики компаний и руководства предприятий, т.е. является трудно предсказуемым на уровне района. Если в ближайшие годы в районе не будут созданы благоприятные условия для развития других отраслей промышленности (пищевой, строительных материалов), то, в определенных условиях, зависимость района от областных дотаций может возрасти, а доходы населения — снизиться.

Преобразования в экономике, происходящие на современном этапе, требуют создания в районе такой отраслевой структуры экономики, которая бы качественно отличалась от прежней.

Необходимо широкомасштабное перераспределение трудовых ресурсов, прежде всего, между двумя крупными сферами труда: производство товаров и производство услуг, а также развитие структурных характеристик занятости населения и, в первую очередь, включению в них, как традиционных направлений деятельности — торговли, здравоохранения, образования, так и новых нетрадиционных, но наиболее вероятных, предусматриваемых настоящим проектом — страхование, операции с недвижимостью, предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес и пр.

Таким образом, эволюция структуры занятости населения района будет определяться основными факторами — с одной стороны вовлечением незанятого населения (трудовых ресурсов) в экономику, а с другой стороны принципиальными неизбежными изменениями — перераспределением занятых из сферы производства товаров в непроизводственную сферу с целью приближения к рациональным нормативам потребления услуг.

Развитие малого предпринимательства определяется на перспективу с учетом региональных особенностей, а также, исходя из требований рынка, спроса на продукцию и услуги, из имеющихся в районе природных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Природные ресурсы района и особенности транспортно-географического положения ориентируют на создание малых предприятий по строительству и производству строительных материалов.

В сельской местности целесообразна организация малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, а также, по использованию водных ресурсов искусственных водоемов для рыборазведения и промыслового (рыболовного, охотничьего) туризма.

Перспективными направлениями являются: оптовая торговля и дистрибуция продукцией Краснокутских предприятий АПК, а также, создание предприятий в сфере общественного питания, торговли и бытовых услуг, как в городе и других крупных поселениях, так и вдоль проходящих по району транспортных артерий.

Потенциал малых предприятий промышленности в районе все еще остается низким, и хотя в краткосрочной перспективе сфера малого бизнеса в промышленности еще не будет определять облик и тенденции этого сектора экономики, в перспективе основу малого бизнеса подобно развитым странам должно составлять производственное предпринимательство, образующим которого являются небольшие технологичные производства.

Количество малых предприятий на территории — показатель ее цивилизованности, уровня развития. Если их количество соотнести с численностью населения, то наиболее развитые индустриальные страны имеют показатель 3%, то есть на каждые 100 человек приходится 3 малых предприятия.

У стран со средним уровнем развития данный показатель составляет 0.5—1%. В России он — 0.3%, в районе — 0.1%. Таким образом, чтобы достичь среднего уровня развития, количество малых предприятий в районе необходимо увеличить в 5 — 10 раз, а доля малых предприятий в экономике района должна составлять не менее 30%.

Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономической и конкурентной среды, занятости населения, имеют более высокие возможности по прибыльности и доходу работников. Поэтому этот сектор экономики является перспективным и должен получить соответствующую поддержку в Краснокутском районе.

Характерными особенностями современного состояния промышленности, отражающими ключевые проблемы ее развития, в Краснокутском муниципальном районе являются:

- наличие территориальных и трудовых ресурсов в городе и центрах муниципальных образований района;

- наличие простаивающих неиспользуемых основных фондов обрабатывающей промышленности;

- слабое развитие комплексных технологических циклов, включающих в себя производство — заготовку — переработку и хранение продукции;

- дефицит высококвалифицированного управленческого персонала высокого и среднего звена;

- высокая степень физического и морального износа основного капитала, наличие средних предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;

- недостаточный уровень освоения новых видов конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;

- недостаточная инвестиционная активность большинства предприятий, инертность и «неумение» работать с инвесторами;

- отсутствие агрессивного маркетинга и развития экспортного потенциала промышленного комплекса;

- недостаточное внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Район имеет благоприятные условия для развития сельского хозяйства, но эта отрасль в силу ряда экономических причин является малоприбыльной.

Уровень сельскохозяйственного производства в настоящее время не только удовлетворяет потребности населения района в продуктах питания, но и позволяет Краснокутскому району входить в число важнейших сельхозтоваропроизводителей Саратовской области.

Обеспеченность пашней здесь высокая, используется практически вся пашня (95%).

В тоже время, для сельского хозяйства района характерно наличие следующих недостатков (негативных деградационных процессов), которые необходимо устранить:

- уменьшение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства; в сравнении с 1990 г. выбытие основных средств во много раз превышает их ввод; уровень износа основных фондов — 52%;

- снижение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей оборотными средствами;

- слабо обновляется техника и оборудование: лишь небольшая часть хозяйств может закупать сельхозтехнику, в т.ч. и по лизингу;

- потеря плодородия почвы (гумуса);

- недостаточно соблюдается система земледелия, и внедряются новые технологии производства;

- недостаточно внедряются приемы биологизации земледелия; не внедряются ресурсосберегающие экологически чистые технологии;

- недостаточно проводятся работы по мелиорации, борьбе с эрозией почв, окультуриванию почвы;

- недостаточно применение элитного семеноводства и элитного животноводства, не смотря на наличие и того, и другого;

- преобладание ручного труда;

- слабо решается вопрос заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, создания оптовых рынков и пр.;

- недостаточно проводится работа по подготовке и закреплению кадров для села;

- существует недостаток квалификационных руководителей и специалистов, способных обеспечить необходимый уровень управления и финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий;

- невысокая инвестиционная привлекательность аграрного сектора вследствие низкой эффективности производства и отсутствия рыночных методов хозяйствования.

Потенциальные возможности региона позволяют увеличить производство сельхозпродукции.

Проведенный анализ ситуации и динамики ее развития во всех основных сферах жизни района: экономика, население, географическое и историческое своеобразие, — позволил определить целый комплекс положительных и отрицательных факторов (сильных и слабых сторон), которые будут оказывать влияние на дальнейшее развитие муниципального образования, а также выявить ряд угроз и возможностей со стороны внешней среды.

Слабые стороны

- высокая степень желания молодежи к миграции за пределы района;

- неразвитость многовариантности в сфере малого бизнеса;

- низкий уровень жизни сельского населения в сравнении с городским;

- недостаточный профессионализм кадров для развития перспективных отраслей производства;

- низкая степень привлечения инвесторов к использованию возможностей МО;

- недостаточное использование туристического и культурного потенциала МО;

- моральное устаревание материально-технического оснащения учреждений образования, культуры и здравоохранения;

- дифференциация заработной платы работников различных отраслей хозяйства;

- низкая общественная и предпринимательская активность населения.

Сильные стороны

- стабилизация экономики, снижение доли безработных и рост заработной платы;

- четкая структура исполнительной власти;

- благоприятный социальный климат в МО;

- наличие «свободных» трудовых ресурсов;

- сохранение в полном объеме социальной инфраструктуры района.

Методом экспертных оценок была оценена степень влияния выявленных сильных и слабых сторон на перспективу развития муниципального образования (см. табл. 4.6.1-2).

Таблица 4.6.1.

Сильные и слабые стороны перспективы развития
Краснокутского муниципального образования

  Значительное влияние Умеренное влияние Слабое влияние
Сильные стороны · Наличие «свободных» трудовых ресурсов. · Сохранение в полном объеме социальной инфраструктуры района.   · Четкая структура исполнительной власти. · Стабилизация экономики, снижение доли безработных и рост заработной платы. · Благоприятный социальный климат в МО -
Слабые стороны · Высокая степень желания молодежи к миграции за пределы района. · Низкая общественная активность населения · Неразвитость многовариантности в сфере малого бизнеса Моральное устаревание материально-технического оснащения учреждений образования, культуры и здравоохранения. · Недостаточный профессионализм кадров для развития перспективных отраслей производства. · Дифференциация заработной платы работников различных отраслей хозяйства Низкий уровень жизни сельского населения · Низкая степень привлечения инвесторов к использованию возможностей МО · Недостаточное использование туристического и культурного потенциала МО  

Угрозы:

- зависимость развития МО от внешних инвестиций;

- зависимость МО от дотаций и субвенций областного бюджета;

- изменение налоговой системы, сокращающей доходную часть местного бюджета;

- отток специалистов и молодых кадров в другие МО;

Возможности:

- привлечение инвестиционных средств к развитию социальной инфраструктуры МО;

- стимулирование малого бизнеса и предпринимательства в сфере услуг и переработки;

- увеличение оборота торговли;

- увеличение занятости молодежи в отраслях туризма и малого бизнеса;

- увеличение доходов от туристической отрасли.

Таблица 4.6.2.

Вероятность реализации возможностей и угроз для перспектив развития Краснокутского муниципального образования

  Высокая вероятность Средняя вероятность Низкая вероятность
Угрозы · отток специалистов и молодых кадров в другие МО · равнодушное отношение населения к проводимым реформам в экономической сфере · зависимость развития МО от внешних инвестиций · зависимость МО от дотаций и субвенций областного бюджета · изменение налоговой системы, сокращающей доходную часть местного бюджета Сокращение потока денежных средств из областного и федерального бюджета
Возможности · стимулирование малого бизнеса и предпринимательства в сфере услуг и переработки · привлечение инвестиционных средств федеральных и международных фондов для развития МО · повышение привлекательности туристической отрасли · увеличение доходов от развивающей сферы туризма

Для решения задач развития производственной сферы экономики Краснокутского муниципального района на расчетный период по наиболее реалистичному стабилизационному сценарию предлагаются следующие мероприятия:

1. Реконструкция и модернизация существующих предприятий агропромышленного и строительного комплекса.

2. Создание новых, высокотехнологичных малых предприятий и производств с целью оптимизации структуры формирующихся пищевого и строительного кластеров.

o строительство предприятий по производству мясной, молочной продукции и комбикормов в г. Красный Кут и центрах межмуниципального обслуживания: Лебедевка, Первомайское, Усатово;

o строительство предприятий по переработке овощей в с. Ждановка;

o строительство кирпичных заводов в г. Красный Кут и в с. Усатово.

 

5. Состояние окружающей среды, рекреационные ресурсы и природоохранные проблемы

5.1. Общая оценка техногенной нагрузки и состояния природных сред

Среди существующих проблем на территории Саратовской области и Краснокутского муниципального района в частности, экологические проблемы являются одними из наиболее важных.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение безопасности страны.

«Схема территориального планирования Краснокутского муниципального района» является в определенной мере инструментом охраны природы, включает в себя меры по улучшению экологической обстановки, повышению качества среды обитания, формированию экосистем, прежде всего в районах крупных городов, территорий с неблагоприятной экологической обстановкой.

Состояние окружающей среды, наряду с природными факторами, определяется величиной техногенной нагрузки на неё, состоянием геологической среды, почвенного покрова, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, лесных ресурсов и т.д.

Под техногенной нагрузкой понимаются объекты, процессы и явления, связанные с деятельностью человека и определяющие изменение и саморазвитие природных систем. Эти процессы, получившие название техногенных, формируются по основным направлениям взаимодействия общества и природы. Техногенная нагрузка складывается из объектов производственного и технического назначения, куда относятся и объекты транспортного, агролесотехнического, бытового и социального назначения.

На территории Краснокутского муниципального района техногенная нагрузка распределена весьма неравномерно и изменяется в больших диапазонах: от 40 баллов (в межселенных территориях) до 120 — в г. Красный Кут и прилегающих к нему селитебных территорий.

Основными видами техногенной нагрузки, оказывающей негативное воздействие на природную среду, являются:

- градопромышленный комплекс;

- сельскохозяйственное производство, включая орошение земель, а также гидротехническое строительство;

- разработка месторождений полезных ископаемых;

- хранение, транспортировка и переработка нефти, газа и нефтепродуктов;

- добыча пресных подземных вод.

Общее состояние природной среды определяется состоянием геологической среды, почвенного покрова, поверхностных и подземных вод, воздуха, растительности и т.д.

5.1.1. Состояние воздушного бассейна

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Краснокутского муниципального района являются эксплуатационные скважины газонефтяных месторождений, промышленные предприятия, котельные, автомобильный и железнодорожный транспорт, из природных источников — пыльные бури.

Промышленные предприятия г. Красный Кут представлены арматурным, электромеханическим, кирпичным, и асфальтобетонным заводами, предприятиями пищевой промышленности и рядом предприятий местного значения. Все предприятия, в основном размещаются в промзоне с соблюдением соответствующих санитарных разрывов.

При работе автомобильного транспорта и ряда промышленных предприятий таких как, кирпичные и асфальтобетонные заводы, котельные в атмосферу попадают: оксид углерода, оксид азота, углеводороды предельные С1219 (дизельное топливо), сажа (в пересчете на углерод), диоксид серы, бенз(а)пирен, свинец и его соединения.

При сжигании природного газа на факельной установке в атмосферный воздух поступают: диоксид азота, оксид углерода и метан.

Учитывая, что территория района по метеорологическому потенциалу загрязнения относится к зоне характеризующейся повторяемостью приземных инверсий до 40—60% при их мощности зимой от 0.6 до 0.8 км, а летом не более 0.4 км состояние воздушного бассейна Краснокутского муниципального района по санитарно-гигиеническим условиям можно считать условно благоприятным, уровень загрязнения атмосферы незначителен, поэтому никаких особых мероприятий по охране воздушного бассейна не предусматривается.

5.1.2. Состояние водных ресурсов

Загрязнение поверхностных и подземных вод. В пределах района источником водоснабжения служат поверхностные и подземные воды.

Возможное воздействие на поверхностные воды определяется изъятием воды из них и привнесением вредных веществ в водную среду, что может повлечь за собой, соответственно, истощение водных ресурсов и их загрязнение.

Основными источниками загрязнения поверхностных вод района являются:

- неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;

- осадки с канализационных очистных сооружений сточных вод;

- фильтрационные утечки вредных веществ из ёмкостей и трубопроводов;

- порывы промысловых продуктопроводов и водоводов;

- аварийные сбросы и проливы сточных вод и технологических продуктов.

Наблюдения на пограничных (трансграничных) пунктах водных объектов района по гидрохимическим и токсикологическим показателям свидетельствуют о том, что поверхностные воды района, в той или иной степени загрязнены. Основными загрязняющими веществами малых рек являются: нефтепродукты, органические и биогенные вещества, тяжелые металлы и их соли, нитритный, нитратный и аммиачный азот, фосфаты, СПАВ, фенолы, сульфаты, хлориды, пестициды.

Основными загрязнителями реки Еруслан и ее притоков являются животноводческие фермы, летние лагеря скота, мехдойки, сточные воды горводканализации, и молокозавода. К природным видам загрязнения относятся талые и дождевые воды.

Четвертичный водоносный горизонт является первым от поверхности и в значительной степени может подвергаться загрязнению. Локальные очаги загрязнения подземных вод по гербицидам, NO2, NO3, NH4, отмечаются в районе населенных пунктов Рудня, Константиновка, Верхний Еруслан, Ямское, Первомайское, по минерализации, жесткости, Cl, SO4 — Усатово, Константиновка, Карпёнка (см. Том IV — Графические приложения. Гидрогеологическое районирование).

Локальное загрязнение первых от поверхности водоносных горизонтов (даже при глубине их залегания до 60—70 м) отмечаются на территориях, прилегающих к животноводческим комплексам, свалкам твердых отходов и накопителям сточных вод нитратами, нитритами, аммиаком.

Восточная и южная части Краснокутского муниципального района характеризуется широким распространением соленых и слабосолоноватых подземных вод. Водоснабжение этой части района осуществляется в основном из открытых водоисточников — рек и прудов. Водопровод имеется во всех населенных пунктах. Очистные водопроводные сооружения отсутствуют. Качество воды децентрализованных источников по микробиологическим и санитарно- химическим показателям имеет тенденцию к ухудшению. Основная причина — отсутствие технического обслуживания водозаборных сооружений и повсеместное загрязнение территорий населенных пунктов.

5.1.3. Загрязнение и деградация почв

Почва — важнейший экономический ресурс, основа сельскохозяйственного производства Краснокутского муниципального района. Это своеобразная «кожа» ландшафта, от состояния которой зависит экологическое «самочувствие» территории. Доля сельскохозяйственных угодий от общей площади территории района составляет 257.6 тыс. га, из них 78.7% приходится на пахотные земли.

В последние годы состояние пахотных земель остается неудовлетворительным. Показателем ухудшения качества земель является прогрессивное снижение содержания гумуса в почвах за счет нарушения севооборотов и безвозвратной технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

При нарушении почвенно-экологических требований к выращиванию сельскохозяйственных культур, особенно на склоновых землях, как правило, приводят к активизации эрозионных процессов.

Ухудшение состояния почвенного покрова происходит также за счет уплотнения почв при обработке тяжелыми машинами и орудиями, сокращением противоэрозионных мероприятий, рекультивации земель, мероприятий по борьбе с подтоплением и зарастанием земельных угодий сорняками. По данным специалистов содержание гумуса из-за недостаточного внесения удобрений снижается ежегодно на 1%. В целом, все эти процессы и явления приводят к ухудшению качества почвенных ресурсов Краснокутского муниципального района. (см. Том IV — Графические приложения. Опасные геологические процессы. Техногенная нагрузка).

При экстенсивном развитии мелиорации на орошаемых землях района в большинстве случаев происходил интенсивный подъем уровня грунтовых вод, сопровождающийся процессами вторичного засоления и осолонцевания почв, а это в свою очередь приводило к формированию ирригационно-гидроморфных — условий почвообразования и ухудшению эффективности использования земель.

В результате этих процессов около 2000 га орошаемых земель в районе находятся в неудовлетворительном состоянии по уровню грунтовых вод и засолению. Ввод орошаемых земель прекратился. Площади орошаемых земель сократились в 4 раза, разрушились основные севообороты. Не проводится замена основного оборудования, трубопроводов, дождевальных машин.

Практически не восстанавливаются засоленные и заболоченные земли, не проводятся глубокие мелиоративные вспашки, гипсование мелиоративно-неблагополучных земель.

Наиболее распространенными формами отрицательного воздействия на почву являются эрозионные процессы.

На территории района распространена ветровая и водно-ветровая эрозия. Зоны активизации ветровой эрозии, в основном, приурочены к песчаным почвам и почвам легкого механического состава.

Плоскостной смыв и активное проявление линейной эрозии распространены, преимущественно, на участках территории с развитой овражно-балочной сетью и склоновых землях с большой степенью распаханности (см. Том IV — Графические приложения. Почвенная карта. Опасные геологические процессы).

Правильное хранение, транспортировка и применение минеральных удобрений и ядохимикатов — одно из важнейших мероприятий по охране почв.

Неблагоприятная экологическая обстановка в районе сложилась на территории базисного склада бывшего областного объединения «Сельхозхимия» в г. Красный Кут, где скопилось и хранятся запрещенные к применению и пришедшие в негодность свыше 41.5 т пестицидов, в том числе:

- хлорорганические пестициды (фунгициды: тур, цинеб) — 40.24 т;

- почвенные гербициды (атразин, пропазин) — 1.33 т;

- ртутьсодержащие гербициды (протравитель семян — гранозан) — 0.02 т.

Кроме того, на территории складов выявлено очаговое загрязнение почв, связанное с длительным хранением фосфорорганических пестицидов (инсектицидов) — хлорофоса, метафоса и хлорорганических пестицидов — ДДТ, ГХЦГ.

Обследование территории бывшего ОАО «Агропромхимия» Государственным Учреждением «Центр Госсанэпиднадзора в Саратовской области» Министерства здравоохранения РФ выявило ряд существенных недостатков и нарушений по содержанию и хранению пестицидов.

Пробы почв на остаточное количество пестицидов показали, что превышение предельно-допустимых концентраций отмечается по метафосу в 2 раза (120 м от склада №2), по хлорофосу в 1.6 раза (1 м от склада №2), по ДДТ и ГХЦГ в 5 раз (1 м от склада №2).

Загрязнение почвы вокруг склада №2 пестицидами связано с их хранением с грубыми нарушениями СанПин 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортированию пестицидов и агрохимикатов».

В целях стабилизации экологической обстановки на территории склада №2 произведена обваловка входов, металлическими листами зашиты окна, ограничен доступ на его территорию.

На складе №1 в целях недопущения попадания на грунт хранящихся ядохимикатов и прямого воздействия на них абиотических факторов среды все пестициды помещены в герметическую металлическую емкость.

Проведенные мероприятия исключают попадание пестицидов в открытые источники питьевой воды. По решению Министерства сельского хозяйства Саратовской области Краснокутский муниципальный район включен в проект областной целевой программы «Утилизация и захоронение непригодных пестицидов в Саратовской области на 2006—2008 гг.».

Санитарно-защитные зоны вокруг промышленных и сельскохозяйственных построек выдержаны.

Кладбища находятся у каждого населенного пункта. Санитарное состояние их удовлетворительное. Санитарные разрывы соблюдаются. Все кладбища благоустроены.

Разрабатываемые нефтегазовые месторождения, карьерная добыча строительных песков и глин на территории района приводят к техногенным преобразованиям рельефа, почв, воды. При перевозке буровых установок образуются рытвины, переуплотняются, загрязняются и уничтожаются почвы, в ближайшие водоемы также возможно поступление загрязняющих веществ. Особенно страдает природа при аварийных ситуациях на нефтепромыслах. При порывах трубопроводов содержание нефтепродуктов в почве может превышать фоновое в 9—13 раз.

При разработке полезных ископаемых формируется техногенный рельеф в виде карьеров, отвалов, промышленных площадок (см. Том IV — Графические приложения. Опасные геологические процессоы).

5.1.4. Активизация экзогенных геологических процессов

Современные физико-геологические процессы и явления играют существенную роль в формировании и изменении рельефа и непосредственно отражаются на инженерно-геологических условиях района.

На территории Краснокутского муниципального района отмечаются следующие процессы и явления:

1. Плоскостной смыв отмечается на склоновых землях с большой степенью распаханности (уклон 0.5—1°) и на поверхности надпойменных террас. В пределах района имеет ограниченное распространение.

2. Линейная эрозия. Активное проявление линейной эрозии отмечается преимущественно на участках территории с развитой овражно-балочной сетью и склоновых землях с уклонами более 1°. Тенденции активного проявления наблюдаются в долинных комплексах малых рек Гашона и Солянки.

3. Ветровая эрозия. В средней степени проявляется в районе Дьяковской песчаной местности и песчаных террасах р. Еруслан на юге Краснокутского муниципального района.

5.1.5. Оценка устойчивости экосистем к антропогенному воздействию

Главной особенностью изучаемой территории района является совмещение процессов естественной динамики среды и мощного антропогенного воздействия на нее. В результате возникли природно-антропогенные системы, которые отличаются особой восприимчивостью к резким флуктуациям внешней среды. Экосистемы находятся в дестабилизированном, неустойчивом состоянии. Внешне это проявляется в ускоренных сукцессиях растительности и быстром переформировании зооценозов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...