Юридические лица как субъекты права
Для обозначения полноценных участников гражданского, хозяйственного и финансового оборота в правовых системах всех стран с давних времен используется особая правовая категория в виде понятия «юридическое лицо». При всем многообразии подходов к пониманию этой конструкции, имеющихся в зарубежной и отечественной литературе, считается бесспорным, что ею обозначаются предприятия, учреждения и организации, удовлетворяющие определенным требованиям. Понятие юридического лица раскрывается в ст. 48 ныне действующего ГК РФ, хотя оно имеет значение для финансового, предпринимательского, земельного, международного частного и некоторых других отраслей права, превращаясь тем самым в одну из категорий общего учения о праве. Юридическим лицом признается организация (предприятие, учреждение), которая обладает легитимно обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, самостоятельно приобретает и осуществляет права и обязанности, от своего имени выступает в качестве истца или ответчика в суде. Соответственно, первичным (исходным) признаком юридического лица служит наличие легитимным (законным) образом обособленного имущества, необходимого для того, чтобы быть надежным партнером в экономических отношениях, нести ответственность по своим обязательствам. Причем обособленность имущества внешне выражается в существовании уставного (складочного, паевого) капитала и других активов, отражаемых на самостоятельном балансе или в самостоятельной смете учреждения, финансируемого из бюджета собственника. О легитимности же обособления имущества свидетельствуют право собственности или ограниченные вещные права, такие, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право аренды, право концессии, право трастового управления. В указанной выше статье ГК РФ, к сожалению, такие ограниченные вещные права на обособленное имущество перечислены неполно.
С этим первичным признаком тесно связаны другие, производныепризнаки юридического лица. Их два: а) приобретение и осуществление прав и обязанностей самостоятельно, от своего имени; б) способность быть истцом или ответчиком в суде, включая сюда суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Выделяемые некоторыми авторами дополнительные признаки (организационное единство и банковский счет) не имеют существенного значения, поскольку любая организация (предприятие, учреждение) с обособленным имуществом немыслима без единых дирекции, бухгалтерии, реквизитов и т.д. При наличии указанных нами признаков организация, учреждение или предприятие признаются юридическим лицом. Они остаются таковым и в случае реорганизации (преобразования, выделения, присоединения, объединения, разделения), если сохраняют эти признаки. Вопросы же правопреемства решаются в таких документах, как передаточный акт и разделительный баланс (ст. ст. 57-60 ГК РФ). Когда же организация (учреждение, предприятие) лишается перечисленных выше признаков, она теряет статус юридического лица. Ее ликвидация означает исчезновение данного юридического лица без какого-либо правопреемства. Филиалы, представительства, факультеты, брокерские конторы и иные подразделения организации (учреждения, предприятия) не считаются юридическим лицом, поскольку они не обладают его обязательными признаками. На этот счет есть прямое указание в ст. 55 ГК РФ. Оно распространяется и на банковские структуры, в том числе на Национальный банк РТ, являющийся в действительности одним из территориальных учреждений (т.е. подразделений) Центрального банка России. Чтобы не оставить сомнений в этом принципиальном вопросе, в ст. ст. 83-84 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[396] особо подчеркивается, что «Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России» и как таковые «не имеют статуса юридического лица».
В некоторых западных странах допускается признание юридическим лицом одного человека, имеющего определенный статус. В Англии в таком качестве выступают единоличные корпорации (corporation sole), состоящие из одного физического лица, а равно архиепископ, доверительный собственник и некоторые другие участники делового оборота. В России ныне индивидуальные доверительные (трастовые) управляющие, частные нотариусы, частные аудиторы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальные предприниматели фактически тоже занимают положение, схожее со статусом юридического лица. Все они обладают легитимно обособленным имуществом, самостоятельно вступают в правоотношения, способны быть истцом или ответчиком в суде. В Татарстане ведомственным нормативно-правовым актом, утвержденным Госкомимуществом РТ 13 октября 1993 года, признано, что индивидуальные трастовые управляющие действуют на правах юридического лица. Это, по-видимому, не случайно, ибо указанные выше субъекты права, по существу, выполняют роль не физических, а, скорее, юридических лиц. Правоспособность и дееспособность юридических лиц по действующему законодательству РФ могут носить общий (универсальный) или специальный (ограниченный) характер. Те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли (доходов) в качестве основной цели своей деятельности и, соответственно, считаются коммерческими, наделяются общей правоспособностью и дееспособностью. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и государственные или муниципальные унитарные предприятия. Все они, в принципе, могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. А остальные юридические лица, которые существуют ради достижения других целей, не распределяют между своими участниками доходов и признаются некоммерческими, имеют лишь специальную правоспособность и дееспособность, поскольку должны заниматься в основном тем, для чего они созданы. Сюда относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, бюджетные учреждения, благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и союзы (ассоциации) юридических лиц, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан[397].
Что касается деликтоспособности юридических лиц, то она тоже не всегда носит общий (универсальный) характер. Бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности дополнительная ответственность возлагается на собственника имущества таких юридических лиц. Собственник несет дополнительную ответственность и по обязательствам казенных предприятий, если недостаточно имеющегося у них имущества (ст. ст. 115, 120 ГК РФ). Есть и некоторые другие обстоятельства, позволяющие говорить об ограниченной деликтоспособности некоторых юридических лиц. Юридические лица вступают в соответствующие отношения, приобретают права и принимают на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными нормативно-правовыми актами и учредительными документами. Некоторые из них (в частности, полные хозяйственные товарищества) действуют через своих участников. Но в любом случае лицо, выступающее от имени юридического лица, должно представлять юридическое лицо в его интересах, добросовестно и разумно. Оно обязано возместить убытки, причиненные им представляемому юридическому лицу (ст. 53 ГК РФ). В вопросе о национальной принадлежности юридических лиц, действующих на территории двух и более стран, законодательство и практика различных государств существенно отличаются друг от друга. В одних странах предпочтение отдается месту регистрации учредительных документов юридического лица (например, Англия), в других - месту его офиса (ФРГ, Франция), в третьих - месту деятельности (Италия).
Иные субъекты права В эту группу субъектов права входит, прежде всего, государство. В нашей стране - это Российское государство в целом (РФ). Оно выступает как самостоятельный субъект права в международных отношениях, при осуществлении права государственной собственности на федеральном уровне, в конституционных, гражданских и иных правоотношениях. Государству свойственна универсальная правосубъектность. В федеративных государствах субъектами права являются также члены федерации. Это - штаты, земли, республики и т.д. В современной России таковыми считаются находящиеся в ее составе республики, края, области, федеральные города (Москва, С. Петербург), автономная область и автономные округа. Некоторые из них претендуют на статус государства (Татарстан, Башкортостан и др. республики), хотя лишены его признаков. Эти субъекты права самостоятельно участвуют во внешнеэкономических операциях, в отношениях с федеральным центром и между собой, в гражданско-правовых, финансовых, земельных и некоторых административных отношениях. Для них характерна, скорее, ограниченная (специальная) правосубъектность, поскольку не имеют юридически признанной способности вступать в международные публичные отношения, а внутри страны ограничены кругом вопросов, очерченным в ст. ст. 71-73 Конституции РФ. Субъектами права могут быть и сугубо административно-территориальные образования государства, такие, как районы, города России. Их нередко называют муниципальными образованиями, хотя для этого нет достаточного основания. Муниципальные, т.е. самоуправляющиеся, общины существуют в сельских поселениях, в микрорайонах городов. Они, как и административно-территориальные образования государства, вступают в регулируемые правом жизненные отношения и, следовательно, в пределах своей компетенции являются субъектами права со специальной (ограниченной) правосубъектностью. От имени государства, государственных и муниципальных образований в правоотношения вступают их органы и должностные лица, действуя в рамках своего статуса и компетенции. В гражданском праве на них распространяются нормы для юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данного конкретного субъекта (ст. 124 ГК РФ). Органы государства и их должностные лица как бы представляют государство и его территориальные образования в тех или отношениях, регулируемых нормами права. Соответственно, они участвуют в правотворческих, правоохранительных, судебных, управленческих, контрольно-надзорных и во многих других отношениях, регулируемых нормами конституционного (государственного), административного, природоохранительного, финансового, процессуального и некоторых иных отраслей права. Определяя их статус, компетенцию (юрисдикцию), формы и методы работы, правовые нормы наделяют их необходимыми правами и обязанностями, устанавливают меру их ответственности. Это говорит о том, что органы государства и их должностные лица наделяются специальной правосубъектностью, ограничивающей каждого из них правами и полномочиями, которые прямо предусмотрены в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Никто из них не может выйти за пределы норм права; каждый может делать только то, что разрешено этими нормами.
Следующую группу субъектов права составляют политические партии и иные общественные или религиозные организации, когда они не обладают признаками юридических лиц. В современной России «признается политическое многообразие, многопартийность», «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», а «свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (ст. ст. 13, 30 Конституции РФ). Политические партии и иные общественные или религиозные объединения имеют право собственности на свое имущество, участвуют в выборах, могут иметь свои фракции в Государственной Думе и других представительных органах власти, вступают в гражданско-правовые отношения, платят налоги[398]. Соответственно, политические партии, общественные и религиозные организации становятся участниками отношений, регулируемых конституционным, гражданским, предпринимательским, трудовым, природоохранительным и земельным законодательством, нормативными актами о печати, образовании, здравоохранении и т.п. Запрещаются лишь создание и деятельность таких общественно-политических объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13 Конституции РФ). Правосубъектность здесь ограниченная, ибо партии, общественные и религиозные организации должны заниматься деятельностью, ради осуществления которой они созданы. Наконец, специфическим субъектом права надо признать естественноисторические общности людей; таковыми являются народ, нация, народность, национальные меньшинства. В соответствии с Конституцией РФ народ является «носителем суверенитета и единственным источником власти» (ст. 3). По общепризнанным нормам каждому народу (нации, народности) принадлежит право на самоуправление, в силу которого он свободно устанавливает политический статус и свободно обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие. Это естественное историческое право каждого народа, подтвержденное во Всеобщей декларации прав человека[399], принятой Генеральной Ассамблеей ООН[400] 10 декабря 1948 года, а затем кодифицированное в Декларации о принципах международного права 1970 года[401]. Позднее это право подтверждено в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 году. В статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что в странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, пользоваться родным языком. Обладая указанными выше правами, народы, нации, народности и национальные меньшинства (этнические, религиозные) выступают в качестве полноправного субъекта права. Причем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1952 года специально подчеркнуто, что «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека» (ст. 12, с. 101). Безусловно позитивным шагом в данном направлении является принятие в России Федерального закона "О национально-культурной автономии"[402] Вопросы для самоконтроля 1) Кого следует понимать под субъектом правоотношения? 2) Существует ли различие между субъектом общественного отношения, урегулированного правом, и субъектом правоотношения (права)? 3) Какие виды (категории) субъектов права (правоотношений) выделяет действующее российское законодательство? 4) Что понимают под правосубъектностью, какие составляющие образуют ее содержание? 5) В чем отличие правоспособности от дееспособности? 6) Как соотносятся дееспособность и деликтоспособность? 7) Какие существуют виды дееспособности и правоспособности у ряда субъектов права? 8) Что понимают под компетенцией и юрисдикцией? 9) Дайте определение физического лица. 10) Какие элементы образуют общий правовой статус физического лица? 11) Как соотносятся понятия «человек» и «физическое лицо»? 12) Приведите основные признаки юридического лица. 13) Приведите примеры на основе действующего законодательства, где в качестве субъектов правоотношения выступают иные категории субъектов права. 14) От чего зависят дееспособность и деликтоспособность физического лица? 15) Что понимают под общей и отраслевой дееспособностью физического лица? 16) Какая бывает правоспособность у юридических лиц? 17) Кем и на каких основаниях может быть ограничена дееспособность физического лица? 18) Какой юридический смысл имеет выделять деликтоспособность как специфическое проявление дееспособности? 19) Может ли дееспособное лицо обладать ограниченной деликтоспособностью?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|