Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие правовых норм во времени




Пределы действия правовых норм во времени есть не что иное, как временные рамки распространения их на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются однозначным установлением:

ü точного момента начала действия правовой нормы;

ü наличия или отсутствия ее «обратной» или «переживающей» силы;

ü конкретного момента прекращения ею своей силы, своего действия.

В каждой стране существует тот или иной порядок введения правовых норм в действие и утраты ими своей юридической силы. Почти везде принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты подлежат официальному обнародованию, после чего немедленно или через определенный отрезок времени начинают действовать, и такое действие продолжается до их отмены или замены другим нормативно - правовым актом.

Ныне в России эти вопросы регулируются Конституцией РФ 1993 года (п. 3 ст. 15), Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[431] и Указами Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» и «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» [432]. Аналогичные акты приняты и в ряде субъектов Российской Федерации[433].

По указанной выше статье Конституции России «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Это - весьма ценный и демократичный конституционный принцип, призванный положить конец прежней практике, при которой многие нормативные документы органов власти не обнародовались. Но он сопровождается двусмысленным дополнением, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Во-первых, остается неясным, распространяется ли такое дополнение на законы, которые были и остаются нормативными правовыми актами.

Во-вторых, если даже имеются в виду только подзаконные нормативно-правовые акты, то логически напрашивается вывод, что их опубликование поставлено в зависимость от каких-то обстоятельств, отсутствие которых позволяет вообще не обнародовать те или иные указы, постановления, инструкции, приказы и т.п. В-третьих, эти обстоятельства обозначены весьма расплывчато. Казалось бы, что любой нормативный акт регулирует общественные отношения, каждое из которых непременно затрагивает права, свободы или обязанности своих участников (людей), и с этой точки зрения рассматриваемое конституционное дополнение теряет смысл. В то же время нельзя не видеть, что оно создает лазейку для «секретных» правовых актов, не затрагивающих якобы прав и свобод граждан даже в случаях, когда речь идет о военных действиях с огромными человеческими жертвами, страданиями и разрушениями на территории своей страны. Именно такой подход проявил себя, в частности, в кровавых чеченских событиях последних лет.

Эта двойственность не устранена и в последующих нормативно-правовых актах. 24 ноября 1995 года Президент РФ издал Указ «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов» [434], однако в ст. ст. 1-2 этого документа речь идет больше о непубликуемых актах, а права и свободы личности остались без внимания. В Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» к разряду непубликуемых отнесены акты и отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или «конфиденциального характера» (ст. 1). В итоге неопределенность не исчезает. Во-первых, неясно, то ли этими указами вводятся новые основания для отказа от опубликования нормативных правовых актов, дополняющие п. 3 ст. 15 Конституции РФ, то ли существующее конституционное положение трактуется через призму государственной тайны и конфиденциальности.

Во-вторых, остается только гадать, каким образом в нормативных актах, в которых излагаются общие правила поведения, могут содержаться тайные или конфиденциальные сведения. В-третьих, по-прежнему непонятно, почему доверительность (лат. соnfidentia - доверие) ставится над правами, свободами и обязанностями граждан.

Представляется, что должны обнародоваться все законы и иные нормативно-правовые акты без исключения. Это, по сути, конституционное требование, если учесть, что правовая норма, регулирующая те или иные отношения, всегда затрагивает права, свободы и обязанности людей, поскольку эти отношения, в конечном счете, есть формы их общений, зависимостей и отграничений.

Другое дело, что одни нормативно-правовые акты нуждаются в специальной государственной регистрации, другие - нет. С этой точки зрения законы, указы Президента и постановления Правительства не требуют предварительной регистрации.

Нормативные же акты министерств и ведомств приобретают юридическую силу и вводятся в действие только после их регистрации. Но это правило, установленное с 1 марта 1993 года, адресовано тоже лишь к ведомственным нормативно-правовым актам, затрагивающим права и свободы граждан или носящим межведомственный характер. Именно они проходят регистрацию в органах Министерства юстиции РФ, а те из них, которые не прошли такой регистрации и не опубликованы в официальном порядке, не вступают в действие, не влекут правовых последствий и не подлежат применению.

Официально федеральные законы, указы и правительственные постановления публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете», а ведомственные нормативно-правовые акты - в газете «Российские вести» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Ныне к этим официальным источникам приравнено распространение актов Президента и Правительства РФ в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Все остальные печатные органы и средства массовой информации могут обнародовать тексты нормативно-правовых актов, однако это не считается официальным опубликованием.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», эти нормативные акты подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после подписания.

Акты Президента и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их подписания.

Такой же срок установлен для опубликования ведомственных нормативных актов, однако он здесь исчисляется со дня их регистрации.

Относительно момента вступления в действие нормативно - правовых актов существуют правила о том, что федеральные законы и ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней, а нормативные указы Президента и постановления Правительства РФ - по истечении 7 дней после их официального опубликования. Однако в отношении нормативных документов Правительства, министерств и ведомств опять сделана оговорка о том, что этот порядок распространяется на них лишь при условии, если затрагиваются права, свободы и обязанности личности, устанавливается статус федеральных органов исполнительной власти или организаций.

Остальные нормативные акты Правительства РФ вступают в силу со дня подписания.

Эти общие правила вступления законов и подзаконных нормативных актов в силу действуют в случаях, когда ни в текстах самих этих актов, ни в других документах не предусмотрено иное. Но нередко начальный момент действия того или иного нормативно-правового акта обозначается непосредственно в его тексте. Так, в ст. 94 федерального закона от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» указывается, что он вступает в действие с 1 января 1995 года.

В федеральном законе от 21 октября 1994 года о введении в действие Гражданского кодекса РФ (общая часть) начало его действия определено с 1 января 1995 года, хотя текст Кодекса был официально опубликован в первых числах декабря предыдущего года. Кроме того, возможны «отсрочки» действия отдельных правил нормативного акта, как это, к примеру, сделано в федеральном законе от 22 декабря 1995 года о введении в действие части второй ГК РФ, где «до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов» (статья 825 ГК РФ) сохранялся прежний порядок осуществления их деятельности. Во всех аналогичных случаях начало юридической силы тех или иных нормативно-правовых актов определяется сообразно их тексту или документу о введении их в действие.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов регионального, местного или локального характера пока должным образом не урегулирован. В Республике Татарстан он существенно не отличается от общероссийского порядка.

Законы и подзаконные нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имеющие место после введения их в силу. В статье 4 ГК РФ, например, подчеркивается, что «а кты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие», а «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, когда это прямо предусмотрено законом» (ст. 4).

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ 1993 года: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют», «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением», «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. ст. 54, 57).

Законом РФ «О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 года такая сила придана так называемой приобретательной давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения кодекса в действие (ст. 11).

«Переживание» правовой нормы означает, что она продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, правовая норма, прекратившая свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение отсюда может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после ее действия.

Законы и иные нормативно-правовые акты прекращают свое действие ввиду либо их официальной отмены, либо фактической замены другим законом (подзаконным нормативным актом), либо по истечении срока, на который они были приняты (например, закон о бюджете), либо отмены чрезвычайного положения, на время действия которого они были рассчитаны. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном федеральным законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ).

Нормативно-правовые акты временного характера прекращают свое действие по истечении срока, на который они были приняты, или по наступлении указанной в них жизненной ситуации. Многие подзаконные акты ныне действуют до принятия взамен им законов, и они прекратят свое действие, как только такие законы будут приняты и войдут в свою юридическую силу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...