Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование механизма правореализации




Модели реализации различных норм права неодинаковы, они зависят от специфики регулируемых отношений, метода общего правового регулирования и некоторых других факторов.

Наиболее проста модель реализации статутной нормы постоянного действия, диспозицией которой регулируется отношение, не нуждающееся в индивидуальной регламентации (к примеру, норма ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания). Здесь на одном уровне линейно располагаются такие взаимосвязанные процессы, как введение нормы в действие, воплощение предусмотренного в ней общего правила в соответствующее отношение, взятое в юридической форме, и сообразование участниками данного отношения собственного поведения с этой формой, а на другом - сопровождающие их процессы реализации контрольно-надзорных норм.

Когда речь идет о моделировании процессов реализации не статутной материально-правовой нормы, каждый очередной цикл которых связан с определенными жизненными обстоятельствами (ситуациями), конкретизацией прав и обязанностей участников регулируемого отношения и т.д., начало правореализации связано с возможным актом индивидуально-правового регулирования по установлению тех или иных фактов, по признанию или конкретизации прав и обязанностей участников организуемого жизненного отношения. Причем все это происходит на фоне процессов реализации статутных и контрольно-надзорных норм.

Этим, однако, не исключается наличие единого юридического механизма правореализации, если под ним понимать полный набор средств, закономерно участвующих в приведении реализуемой нормы в каждом конкретном случае в рабочее состояние, в воплощении всего ее содержания в регулируемые общественные отношения, в достижении намеченного законодателем результата.

С некоторой условностью эти компоненты могут быть объединены в несколько взаимосвязанных блоков, олицетворяющих общую схему (модель) правореализации. Это - блок, обеспечивающий начало правореализации (стартовый блок); блок диспозиционного правоотношения, блок обеспечительного правоотношения и блок индивидуального правового регулирования, подключаемый по мере необходимости к предыдущим блокам правореализации. Надлежащий анализ механизма правореализации предполагает последовательное рассмотрение именно таких блоков.

Вопросы для самоконтроля

1) Что в общей теории права понимают под правореализацией?

2) Как соотносятся правореализация и действие права?

3) Какая новая правовая реальность возникает в ходе правореализации?

4) Возможна ли правореализация вне правоотношения?

5) Можно ли противоправное поведение рассматривать в качестве правореализации?

6) Что понимают под уровнями правореализации?

7) Какие уровни правореализации выделяют в отечественной теории?

8) Что собой являет правореализация статутной нормы?

9) Какие правовые статусы выделяют в науке?

10)Назовите компоненты общего правового статуса физического лица.

11)Перечислите блоки юридического механизма правореализации.

12)Приведите примеры сложной формы правовой саморегуляции.


12.2. Начало правореализации. Юридические факты.
Фактический состав

Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.

Ларошфуко[441]

12.2.1. Начало правореализации – стартовый блок
юридического механизма правореализации

Для начала реализации любой нормы права требуется введение ее в действие. Оно, как уже говорилось выше, связано с установлением временных, пространственных, субъектных и иных пределов ее юридической силы. Весьма важны и меры по реальному подключению каждой нормы к общей системе права: само по себе изложение того или иного общего правила в нормативно-правовом акте может оказаться лишь внешней оболочкой, если по каким-то причинам оно не включилось в систему действующего права. Существенно, чтобы своевременно отменялись устаревшие нормативно-правовые предписания, вносились требуемые коррективы в продолжающие действовать нормативные акты, устранялись имеющиеся в них неясности, противоречия и т.п. В ином случае возможны сбои уже в стартовом блоке механизма правореализации, ведущие к нежелательным последствиям.

Нередко начало действия нормы права связано также с ее правотворческой конкретизацией. Она необходима, когда ввиду особенностей регулируемых отношений нормы права, созданные на определенном (скажем, на базовом или среднем) уровне общего правового регулирования, предполагают дальнейшую конкретизацию в последующих нормативно-правовых актах.

Причем иногда в самом тексте нормативного акта более общего уровня содержится прямое указание определенному органу осуществить такую конкретизацию. Так, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[442] содержалось поручение Правительству РФ принять нормативный акт о порядке признания человека инвалидом, что сделано Постановлением от 13 августа 1996 года[443], которым утверждено Положение о признании лица инвалидом[444].

Однако далеко не во всех нормативных актах, нуждающихся в правотворческой конкретизации, бывают такие поручения. В Федеральном законе от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском образовании»[445] содержится общая установка определять средние должностные оклады (ставки) педагогических работников вузов в размере, превышающем «в два раза уровень средней заработной платы работников промышленности» (п. 7 ст. 30), но нет поручений исполнительным органам издать нормативный акт, конкретизирующий данное законоположение. Это, естественно, отрицательно сказывается на начале реализации таких норм права.

Возможно, что для начала реализации той или иной нормы права необходима предварительная реорганизация каких-либо организационных структур. В таких случаях невыполнение этого условия обрекает норму права на бездействие. Наглядный пример тому - статьи 107-109 Конституции Республики Татарстан[446] и Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. «О Конституционном суде Республики Татарстан»[447], которые не могли долгое время реализоваться, прежде всего, по той причине, что вместо прежнего Комитета конституционного надзора не создавался Конституционный суд РТ[448], хотя новая Конституция Татарстана уже действовала на тот период.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2023 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.