Принципы научной организации труда менеджеров
Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями. Кроме того, должны быть обеспечены экономичность, оперативность и надежность управления. Управленческий труд является специфической разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию тура непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно влияя на результаты производства. Специфической особенностью управленческого труда является то, что предметом труда является информация. Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических и психологических условий. Это может быть прямой эффект, если результатом является сокращение численности или величины затрат на содержание административно-управленческого аппарата, или косвенный эффект, если результатом являются конечные результаты производства. Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации управленческого труда. Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.
Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ. Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации. Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника управления в течении рабочего дня и по периодам производства. Принцип стандартизации заключается в обеспечении руководителей подразделений стандартными средствами управленческого труда и формами документации. В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования. Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей. Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников. Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления. Оценка уровня организации труда менеджеров. Прежде всего, следует подчеркнуть, что менеджеры ничего не производят, кроме управленческих решений, поэтому при оценке их деятельность судят по эффективности их труда на основе анализа использования руководителями их рабочего времени. Учесть и проанализировать фактические затраты времени любого менеджера можно путем определения структуры его рабочего дня. Для этого используется «фотография» и «самофотография» рабочего дня. И в том, и в другом случае фиксируются затраты времени на определенные функции менеджмента, причем либо это делается специально выделенным для этого хронометражистом, либо самим менеджером. Составленная на основе фотографии или самофотографии рабочего дня фактическая структура сравнивается с нормативной, на основе чего делаются выводы об отклонениях от норматива и разрабатываются мероприятия по совершенствованию структуры рабочего для менеджера.
Исследование причин потерь рабочего времени показывают, что основными их них являются следующие: лишние ступени и звенья в аппарате управления приводят к усложнению системы документооборота и снижению оперативности управления. существенный вред наносят диспропорции в численности руководящих и вспомогательных работников, что приводит к выполнению первыми не свойственных их функций. нарушение последовательности выполнения процедур управлению, особенно при принятии решений, снижает эффективность управления. нечеткая организация выполнения принятых решений приводит к дублированию, потерям времени. много времени непроизводительно тратится на излишнюю отчетность. В качестве других причин потерь рабочего времени можно указать такие, как: нарушения трудовой и технологической дисциплины; значительное количество плохо подготовленных совещаний; неполучение из других отделов и служб сведений в установленные сроки; низкое качество полученных документов и т.п. Поэтому совершенствование организации труда предполагает как рационализацию всех управленческих работ, так и повышение производительности труда управленческих работников. Этого можно добиться путем совершенствования оперативного управления, информационного обеспечения и делопроизводства, четкого определения функций работников, планирования личного труда, создания нормальных условия труда и отдыха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|