По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называются налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают: налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленым и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих используются: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Классификация налогов и сборов по группам исходя из единых признаков позволяет лучше понять и изучить налоговую систему государства. Уплата налогов, сборов, пошлин юридическими лицами производится из разных источников. Часть из них - косвенные налоги и отчисления - формируют отпускную цену товара или услуги у производителя и уплачиваются непосредственно за счет выручки от реализации. В среднем по всем отраслям экономики они составляют около 7-8% выручки, полученной хозяйствующими субъектами республики. Вторую группу составляют налоги и отчисления, включаемые в издержки производства. Они в совокупности увеличиваются себестоимость продукции, работ и услуг, производимых в Беларуси в среднем на 10-12%, соответственно повышая наряду с косвенными налогами их отпускную цену [8, 117с.].
Из приведенных данных видно, что налоги оказывают существенное влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских товаров на мировом рынке и потому налоговая политика должна проводиться взвешенно. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли. Из них налог на недвижимость, налог на прибыль и на доходы вносятся в бюджет за счет балансовой прибыли, а остальные платежи (экологический налог за сверхлимитную добычу природных ресурсов, за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансовые санкции и пеня за нарушения налогового законодательства, транспортный сбор и другие местные налоги и сборы) уплачиваются за счет собственной прибыли предприятий. По статистическим данным в среднем предприятия отчисляют в бюджет свыше 37% балансовой прибыли. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами Беларуси приводится в схеме 1. Ежемесячно юридические лица Республики Беларусь обязаны перечислять в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов платежей. Общая сумма отчислений в среднем по всем отраслям экономики составляет более 20% получаемых предприятиями доходов. Из всей совокупности платежей предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица уплачивают: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенную пошлину, отчисления в фонд социальной защиты населения, отчисления в фонд содействия занятости, госпошлину, платежи за землю, экологический налог, налог на недвижимость, подоходный налог, налог на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий, сбор с мелкорозничной торговой сети.
Сложность налоговой системы и чрезмерность налоговой нагрузки является предметом активного обсуждения в экономической печати. Вносится много предложений по ее упрощению. Вместе с тем, следует заметить, что попытки сведения налогов к одному единому платежу предпринимались в разных государствах с давних времен, но нигде не увенчались успехом. Только совокупность различных налогов позволяет наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков и разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости, эффективно регулировать процессы потребления и накопления. Поэтому задача заключается в совершенствовании налоговой системы в направлении усиления стимулирующей функции налогов. Налоги не должны вторгаться в воспроизводственные ресурсы предприятий, а уплачиваться только за счет части полученного чистого дохода. Технология их исчисления должна быть ясной и нетрудоемкой. Эта снизит число ошибок при уплате платежей в бюджет, позволит переориентировать инициативу налоговых органов с чисто контрольных функций на профилактику налоговых нарушений [9, 79с.]. Схема 1
Источник: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 259-З "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|