Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называются налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают: налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленым и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее.

Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих используются: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.

Классификация налогов и сборов по группам исходя из единых признаков позволяет лучше понять и изучить налоговую систему государства.

Уплата налогов, сборов, пошлин юридическими лицами производится из разных источников. Часть из них - косвенные налоги и отчисления - формируют отпускную цену товара или услуги у производителя и уплачиваются непосредственно за счет выручки от реализации. В среднем по всем отраслям экономики они составляют около 7-8% выручки, полученной хозяйствующими субъектами республики.

Вторую группу составляют налоги и отчисления, включаемые в издержки производства. Они в совокупности увеличиваются себестоимость продукции, работ и услуг, производимых в Беларуси в среднем на 10-12%, соответственно повышая наряду с косвенными налогами их отпускную цену [8, 117с.].

Из приведенных данных видно, что налоги оказывают существенное влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских товаров на мировом рынке и потому налоговая политика должна проводиться взвешенно.

Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли. Из них налог на недвижимость, налог на прибыль и на доходы вносятся в бюджет за счет балансовой прибыли, а остальные платежи (экологический налог за сверхлимитную добычу природных ресурсов, за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансовые санкции и пеня за нарушения налогового законодательства, транспортный сбор и другие местные налоги и сборы) уплачиваются за счет собственной прибыли предприятий. По статистическим данным в среднем предприятия отчисляют в бюджет свыше 37% балансовой прибыли.

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами Беларуси приводится в схеме 1.

Ежемесячно юридические лица Республики Беларусь обязаны перечислять в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов платежей. Общая сумма отчислений в среднем по всем отраслям экономики составляет более 20% получаемых предприятиями доходов.

Из всей совокупности платежей предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица уплачивают: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенную пошлину, отчисления в фонд социальной защиты населения, отчисления в фонд содействия занятости, госпошлину, платежи за землю, экологический налог, налог на недвижимость, подоходный налог, налог на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий, сбор с мелкорозничной торговой сети.

Сложность налоговой системы и чрезмерность налоговой нагрузки является предметом активного обсуждения в экономической печати. Вносится много предложений по ее упрощению. Вместе с тем, следует заметить, что попытки сведения налогов к одному единому платежу предпринимались в разных государствах с давних времен, но нигде не увенчались успехом. Только совокупность различных налогов позволяет наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков и разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости, эффективно регулировать процессы потребления и накопления. Поэтому задача заключается в совершенствовании налоговой системы в направлении усиления стимулирующей функции налогов. Налоги не должны вторгаться в воспроизводственные ресурсы предприятий, а уплачиваться только за счет части полученного чистого дохода. Технология их исчисления должна быть ясной и нетрудоемкой. Эта снизит число ошибок при уплате платежей в бюджет, позволит переориентировать инициативу налоговых органов с чисто контрольных функций на профилактику налоговых нарушений [9, 79с.].

Схема 1

Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь в 2004г.

Платежи, уплачиваемые с выручки от реализации по факту ее получения Платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг Платежи уплачиваемые из прибыли
1. Налог на добавленную стоимость (ставка 18%) А. Налоги и отчисления начисляемые на фонд заработной платы: 1. Налог на недвижимость (1% от стоимости основных фондов)
2. Акцизы (по видам продукции ставки дифференцируются) 1. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и отчисления в фонд содействия занятости (единый платеж - в размере 5% от фонда оплаты труда) 2. Налог на прибыль (ставка 24%)
3. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (ставка 3%) 2. Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (по ставке 35% от фонда оплаты труда) 3. Налог на доходы (по дивидендам, выплачиваемым учредителям - 15%)
4. сбор в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка 1,15%) 3. Плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ 4. Транспортный сбор (4%)
5. Налог с продаж (5% выручки от реализации товаров, за исключением продаж товаров иностранного производства, а с продаж товаров иностранного производства - 15% выручки от реализации товаров) 4. Плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств 5. Местные налоги и сборы
6. Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса (ставка 10% выручки от реализации услуг) В. Прочие налоги и отчисления 6. Финансовые санкции
7. Налог с продаж автомобильного топлива (ставка 20% с выручки от реализации топлива) 5. Платежи за землю (ставки дифференцируются) 7. Оффшорный сбор (относится на финансовые результаты)
8. Налог на приобретение бензина и дизельного топлива (местный) налоговая база определяется как стоимость бензина и дизельного топлива исходя из цен реализации без включения в них налога на приобретение бензина и дизельного топлива (ставка 10%) 6. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)  
  7. Государственная пошлина  
  8. Отчисления в инновационные фонды  

Источник: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 259-З "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...