Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления налоговой реформы в РБ

 

Одним из основных направлений совершенствования действующей системы налогообложения является проведение продуманной налоговой реформы.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита консолидированного бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны [14, 19с.].

Основные направления налоговой реформы в Республике Беларусь в этом общем контексте видятся следующими:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; (для примера можно привести отмену дифференцированной шкалы подоходного налога с доходов физических лиц).

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

Характерной чертой налогового законодательства РБ является наличие огромного количества льгот по налогам и сборам. К примеру по налогу на прибыль государством установлено большое количество льгот, связанное с внедрением новых основных фондов, направленных на повышение эффективности производства. Следует также отметить тот факт, что при ввозе основных фондов для производственных целей предприятия получают льготы по таможенным платежам и сборам. Рассмотрим пример: в соответствии с п.2.4 Декрета президента № 11 от 19.04.2002. "основные фонды, приобретаемые за счет кредитов по линии Европейского Банка Реконструкции и Развития при ввозе на таможенную территорию РБ освобождаются от налогообложения таможенными пошлинами и платежами".

Безусловно наличие таких льгот способствует привлечению иностранных инвестиций в РБ, однако порядок получения льготы довольно сложен и запутан.

3) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;

2) упрощение налоговой системы;

3) налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров;

4) уменьшение общего количества косвенных налогов включаемых в отпускную цену товара (это необходимо сделать для упрощения формирования отпускной цены предприятия, чтобы переложить налоговую нагрузку с плеч покупателя на прибыль производителя);

5) построение системы налогообложения таким образом, чтобы ошибка допущенная при исчислении одного налога не влияла на занижение (сокрытие) других налогов. Это направление особенно актуально, так как в настоящий момент если предприятие неправильно начислило один налог, то это практически всегда приводит к неправильному исчислению других налоговых и неналоговых платежей;

6) создание стабильной нормативно-правовой базы. В настоящее время исчисление и уплату налогов регулирует огромное количество законодательных актов, причем нередко встречаются ситуации когда положения нормативных (законодательных) актов несогласованны и противоречат друг другу. В таких условиях сложно представить себе плательщика налогов (юридическое или физическое лицо), чья деятельность осуществлялась бы без нарушения;

7) организация исчисления налогов и определение сроков уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет на основании Законов (исчисление и уплата налоговых и неналоговых платежей в настоящее время осуществляется как на базе законов, так и на базе инструкций, положения которых существенно расширяют те нормы, которые предусмотрены в Законе) и запрет в законодательном порядке принятия решений об изменении налогового законодательства (в том числе и налоговых ставок, налоговой базы) в течение календарного года. К сожалению в Общей Части Налогового Кодекса (вступила в силу с 01.01.2004г) такие положения не предусмотрены;

8) упразднение норм законодательства, применение которых не способствует "отражению" прибыли предприятия по результатам деятельности. Существующее законодательство о налогах и предпринимательстве раскрывает широкие возможности оптимизации налоговых платежей (имеется в виду уменьшение налогового бремени путем использования недоработок законодательства, но не уклонение от уплаты налогов). Значительная часть платежей исчисляется в виде отчислений с выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и не зависит от затратной части. С другой стороны нормы законодательства не способствуют реальному отражению прибыли предприятия как комплексного показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Для того, что бы доказать смысл этого высказывания приведем пример.

Пример: предприятием по результатам отчетного года получена чистая прибыль в размере 100 000 тыс. руб.

В соответствии со ст.61 Закона Республики Беларусь 14 декабря 1990 г. № 462-XII "О предприятиях" (в ред. Законов Республики Беларусь от 23.04.1992 N 1620-XII, от 27.01.1993 N 2131-XII, от 29.06.1993 N 2451-XII, от 10.12.1993 N 2634-XII, от 17.11.1997 N 93-З, от 31.12.1997 N 115-З, от 14.05.2001 N 16-З) (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. N 2/278)"на предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль".

Кроме этого статьей 62 Закона установлено, что " прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом".

Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

Исходя из статей вышеназванного Закона можно сделать вывод, что получение прибыли - цель деятельности предприятия, а ее использование после налогообложение осуществляется по усмотрению предприятия без каких-либо ограничений.

В тоже время пп.1.1.1 ст.2 Закона Республики Беларусь 19 декабря 1991 г. № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. законов Республики Беларусь от 16.11.1999 № 324 - З, от 11.05.2000 № 374-З, от 20.06.2000 № 403-З, от 29.12.2000 № 3-З) (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. N 2/313) установлено, что объектами налогообложения признаются "обороты по реализации товаров (работ, услуг), используемых внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения". Таким образом, при использовании прибыли на собственное потребление непроизводственного характера (чистая прибыль после налогообложения), например на покупку квартиры сотруднику предприятия, на стоимость приобретаемого имущества необходимо начислить НДС, а затем соответственно уплатить его в бюджет. На мой взгляд это противоречит принципу "использование прибыль по собственному усмотрению без каких-либо ограничений". Возникает вопрос: зачем предприятию показывать прибыль в большом объеме, если при ее использовании придется начислять налоги и переплачивать в бюджет? Нет никакого стимула.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: необходимость устранения таких норм законодательства очевидна. Прибыльность должна поощряться, тогда собираемость налогов с прибыли возрастет за счет расширения налогооблагаемой базы.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета, а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты работы предприятий. (на примере исчисления налога на прибыль с учетов курсовых разниц)

 

Необходимо обратить внимание на реформирование самой системы бухгалтерского учета, так как при действующей системе бухгалтерского учета и отчетности искажается сам объект налогообложения. (далее рассмотрим пример по налогу на прибыль). В направлении реформирования самой системы национального учета делается довольно много:

В мае 1998г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 694 от 04.05.1998г. "О государственной программе переходе на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь"., в соответствии с которым предусматривался комплекс мер по созданию правой основы переходя к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.

Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности данного предприятия. Будут созданы условия для формирования субъектами хозяйствования достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах их деятельности и изменениях в их финансовом положении, обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Задачами реформы являются:

формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи предприятиям в понимании и во внедрении системы управленческого учета.

Основные направления реформы:

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

законодательное обеспечение и нормативное регулирование;

формирование нормативной базы (стандартов);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета).

Цель регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всех заинтересованных пользователей к сопоставимой и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хозяйствования. В этой связи будут решаться следующие задачи:

переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

регулирование главным образом финансового, а не управленческого учета;

органичное сочетание нормативных предписаний государственных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании бухгалтерского учета.

Современное построение системы регулирования бухгалтерского учета предполагает разумное сочетание государственного и профессионального (общественного) регулирования. По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций возрастет.

Важной составляющей частью нормативного обеспечения бухгалтерского учета является сохранение стабильности развития системы этого учета. Главная задача состоит в создании системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета, в осуществлении экспертизы принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции стабильности системы бухгалтерского учета.

В целях решения поставленных задач необходимо:

разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;

подготовить необходимые изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";

пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Действия по формированию бухгалтерской профессии, подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета будут исходить из того, что в рыночной экономике бухгалтер должен превратиться в экономиста высокого класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но и предусмотреть его.

В ходе реализации Программы реформирования системы бухгалтерского учета будет предусмотрено широкое участие в работе, связанной с реформированием бухгалтерского учета, Ассоциации бухгалтеров и иных профессиональных организаций.

При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становлении бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в вузах, средних специальных учебных заведениях, учебных центрах, где реализуются долгосрочные программы, а также создание особой системы профессионального ускоренного образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными, так и с национальными организациями. Необходимо осуществить переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе с Комитетом по международным стандартам учета (КМСУ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими.

Разработка и внедрение стандартов в практику:

Ключевым элементом работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Перечень стандартов должен охватывать основной круг вопросов, описанных международными стандартами.

Последовательность разработки стандартов обусловлена методологической значимостью существующих отличий национального и международного бухгалтерского учета. В первый ряд должны быть выведены стандарты, разработка которых позволит в наиболее существенной степени уменьшить несопоставимость национальных стандартов с международной системой бухгалтерского учета и повысить полезность национальной отчетности для инвесторов (как белорусских, так и иностранных).

Важность данного направления реформирования системы бухгалтерского учета определяется тем, что от системы бухгалтерского учета зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности (прибыль, убыток), которые (прибыль) являются непосредственным объектом налогообложения и наиболее эффективным показателем (в развитых странах), отражающим эффективность национальной экономики.

В исполнение вышеуказанного Постановления Министерством Финансов Республики Беларусь утвержден новый типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению (Постановления Министерства Финансов РБ от 30.05.2003г). Данный план счетов обеспечить значительную унификацию национальной системы учета с мировыми стандартами определения прибыли и дохода организации.

Цель реализации мероприятий по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности - разделение бухгалтерского и налогового учета. Однако на мой взгляд реальное разделение систем бухгалтерского и налогового учета произойдет достаточно не скоро, а это значит, что необходимо ускорить переход на международные стандарты. (в соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет и налоговый учет разделены с 1 января 2004г., однако практика говорит о том, что в реальности такое разделение не произошло)

Для того, чтобы понять, почему существующая методика учета затрат и определения прибыли предприятия не соответствует международным стандартам рассмотрим ряд аспектов определения объекта налогообложения прибылью, а именно - влияние курсовых разниц на прибыль предприятия и величину реально уплачиваемых налогов.

Одним из аспектов проблемы получения прибыли предприятием является умелое управление финансовыми потоками, под которым подразумевается выбор для этих целей оптимального набора финансовых инструментов. Однако, ориентируясь только лишь на формальные показатели доходности, такие как номинальная и реальная ставки процента, субъект хозяйствования может сделать неверный выбор, так как важное значение может иметь и порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете. В экономике с малоблагоприятными для субъектов хозяйствования условиями подобное неверное решение может значительно ослабить позиции предприятия Поэтому изучение влияния правил бухгалтерского учета на результативность хозяйственной деятельности представляется более чем актуальным [15, 18с.].

Согласно Закону "О бухгалтерском учете и отчетности", в редакции от 25 июня 2001 г., организации ведут учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в денежной единице, эмитируемой Национальным Банком республики Беларусь в качестве платежного средства, т. е" вне зависимости от проведения валютных операций и использования валютных счетов бухгалтерский учет ведется только в белорусских рублях

Стоимость имущества и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в денежные единицы Республики Беларусь по официальному курсу Национального банка, действующему на дату совершения операции.

Курсовой разницей считается разница между оценкой в денежной единице Республики Беларусь соответствующего имущества или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по официальному курсу Национального банка на дату расчета или дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и оценкой в денежной единице Республики Беларусь этого же имущества и обязательств, исчисленной по официальному курсу Национального банка на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

Подпунктом 1.1 п.1 Декрета Президента от 30 июня 2000 г. № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют иотражение в бухгалтерском учете курсовых разниц", а также п.5 Положения по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденного постановлением Министерства финансов от 17 июля 2000 г № 78, установлено, что переоценка имущества (валютные средства на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути), дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами) и кредиторской задолженности (по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами), стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится при изменении Национальным банком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Возникающие при переоценке курсовые разницы, за исключением случаев, связанных с уставным фондом и резервами в иностранной валюте, в коммерческих организациях относятся на расходы и доходы будущих периодов (счета 31 и 83 - по старому плану счетов; счета 97 и 98 по новому плану счетов)

На счете 31 "Расходы будущих периодов" отражаются курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности, стоимость которой выражена в иностранной валюте. К счету 31 "Расходы будущих периодов" открывается субсчета 31/1 "Курсовые разницы". Курсовые разницы по кредиторской задолженности возникшей при приобретении сырья, материалов, товаров, работ, услуг, учтенные на счете 31 "Расходы будущих периодов", списываются на финансовые результаты деятельности организаций ежемесячно в размере не более 10 процентов от фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) с отражением по (кредиту) счета 80 "Прибыли и убытки".

На счете 83 "Доходы будущих периодов" отражаются курсовые разницы, возникающие при переоценке денежных средств и дебиторской задолженности стоимость, которых выражена в иностранной валюте. К счету 83 "Доходы будущих периодов" открывается субсчет 83/5 "Курсовые разницы". Курсовые разницы, учтенные на счете 83 "Доходы будущих периодов", по мере списания денежных средств с валютных счетов в банках, выдачи их из кассы организации в результате проведения расчетов, продажи иностранной валюты, а также по мере проведения расчетов по дебиторской задолженности списываются на финансовые результаты деятельности организаций ежемесячно в размере не менее 10 процентов от фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), но не более суммы курсовых разниц, учтенных в составе доходов будущих периодов, с отражением по дебету (кредиту) счета 83 "Доходы будущих периодов", субсчет "Курсовые разницы" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 80 "Прибыли и убытки".

Современное положение предприятий в нашей стране, связанное с данной методикой отнесения курсовых разниц, общеизвестно. С одной стороны, у предприятий, имеющих значительные валютные активы, возникают дополнительные прямые налоги. Частичное отнесение курсовых разниц на финансовые результаты лишь в некоторой степени сглаживает последствия налогообложения большой курсовой разницы Даже пои достаточно низких размерах фактической себестоимости и высоких темпах девальвации (уменьшающей в валютном выражении номинированную в рублях налоговую нагрузку на предприятие с течением времени) данная возможность, представляющая по сути налоговую отсрочку, спасает предприятие незначительно. С другой стороны, утех, кто имеет большую кредиторскую задолженность перед иностранными партнерами, внереализационные убытки ощутимо занижают балансовую прибыль, не только сужая их возможности по развитию и расширению, но и выполнению своих финансовых обязательств.

Предусмотренное белорусским законодательством отнесение переоценки иностранной валюты на результаты хозяйственной деятельности привносит некоторые особенности и в процесс выбора наилучшего инвестиционного инструмента. Дело в том, что в результате роста курса валюты у имеющих валютные активы предприятий увеличивается налогооблагаемая прибыль. А это приводит к снижению дохода владельца валюты при росте темпов девальвации: с одной стороны, он получает за хранение валюты в банке все тот же процент но с другой - втечением времени вынужден платить в качестве налога на прибыль все увеличивающийся платеж в рублях. Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу; чем больше темпы девальвации, или, иными словами, чем больше темпы прироста подорожания доллара относительно рубля, тем меньший на самом деле доход получает владелец валюты даже при хранении ее на депозите. Подобное странное на первый взгляд утверждение объясняется тем, что при увеличении темпов удешевления рубля сумма налогового изъятия с переоценки курса доллара растет так быстро, что уменьшает доходность валютного депозита, что не компенсируется даже начисляемыми банками процентами за хранение валюты. Это свидетельствует о том, что знание особенностей бухгалтерского учета в нашей стране необходимо как для иностранных так и отечественных инвесторов для грамотного выбора ориентиров инвестиционной предпочтительности и инструментов инвестирования.

На сегодняшний момент имеется как минимум три варианта развития событий, но в любом случае вне зависимости от выбранного нужно будет так или иначе решать вопрос с уже накопившимися на данный момент значительными суммами курсовых разниц [12, 56 с.].:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...