Психолог-профконсультант в школе
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Психолог в системе образования В последние десятилетия психологи принимают все более активное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже стали важными членами педагогического коллектива. В некоторых образовательных учреждениях созданы психологические службы, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов и медиков для организации условий успешного обучения и воспитания. В общем виде целью деятельности психолога в образовании является организация условий, способствующих повышению качества обучения и воспитания детей, формированию их готовности к успешной социальной самореализации. Делается это на основе учета их индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития личности. Обычно психологу приходится осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: психодиагностическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности учащихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса. Задачи, стратегии и направления работы психолога конкретизируются с учетом специфики образовательного учреждения, научных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов Для каждой специальности в системе образования разработаны нормативные, юридически действенные должностные обязанности и полномочия, предусмотрены варианты оформления служебной документации, сформированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда.
Работа психолога в системе образования предъявляет некоторые требования к личности специалиста. Важнейшими личностными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Кроме того, адаптация в педагогическом коллективе зачастую связана с необходимостью особой социальной компетентности и чуткости специалиста. Школьный психолог Работа школьного психолога - одна из самых востребованных среди психологических специальностей. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развитием учащихся, своевременное выявление и коррекция их психологических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации каждым учащимся интеллектуального и личностного потенциала. Эта цель включает следующие задачи: - участие в совместной работе администрации и педагогического коллектива школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса; - содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в - оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; - совместная с педагогами деятельность по воспитанию учащихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов -ответственности и уверенности в себе, стремления
1. Психологическая диагностика предусматривает проведение Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, родителей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы самого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы. 2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная работа всегда индивидуализирована, т. е. предполагает личностно ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом. 3. Психологическое консультирование участников представляет Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учитывая его психологические особенности и ситуацию его социального развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь мобилизует, актуализирует его индивидуальные способности для осознанного преодоления возникающих проблем и зрелого саморазвития личности.
4. Психологическое просвещение участников образовательного 5. Методическая работа составляет важную сторону деятельности психолога в школе. Это, прежде всего, предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для образования и конкретного учебного заведения вопросам, аналитическую работу с материалами психологического анализа событийной жизни образовательного учреждения и постоянное углубление профессиональных знаний. Важной стороной этой работы является грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации. Деятельность школьного психолога во всех рассмотренных ее формах требует высокой профессиональной мотивации и мастерства, обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответственности, дисциплинированности, личностной зрелости. Психолог в детском саду Значимость работы психолога с детьми дошкольного и младшего возраста определяется необходимостью своевременного обеспечения их полноценного психического развития за счет максимального использования возможностей каждого возрастного этапа. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи:
- выявление и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка; - создание и поддержание в детском учреждении благоприятного для развития его воспитанников психологического климата; -оказание своевременной психологической помощи как детям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам. Практически в сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях. Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Используя различные методы психологического исследования, он получает информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о соответствии уровня их психического развития возрастным нормам, о сформированности у них определенных (сообразно возрасту) психических новообразований. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду является наблюдение.
Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитателями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой — повышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка. Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития. Действия психолога детского сада по психологической профилактике сосредоточены на задаче своевременного выявления коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружение и устранении факторов риска для обеспечения нормального личностного становления дошкольников. Методическая работа психолога предполагает выполнение нормативных требований по ведению документации, по квалифицированному оформлению и анализу данных проводимых наблюдений и, возможно, исследований, предусматривает его самообразование и профессиональное совершенствование.
Для психолога, работающего в детском саду, важными профессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно - доброжелательность. Психолог в доме ребенка Работа психолога с детьми, воспитывающимися в домах ребенка, является одной из самых востребованных, социально полезных и результативных форм его деятельности. В то же время и сложностей здесь возникает порой больше, чем в работе психолога с детьми из благополучных семей. Цели этой работы определяются прежде всего психологической i спецификой самих детей. Ребенок, воспитывающийся в таком учреждении, во многих случаях характеризуется выраженными эмоциональными, личностными, а зачастую и интеллектуальными проблемами (высокая тревожность, низкая самооценка, трудности в общении и обучении). Поэтому важнейшей задачей психолога является повышение уровня социального, интеллектуального и эмоционального благополучия детей. Психологическая диагностика в доме ребенка обязательно предполагает не только исследование наличного уровня психического развития, но и глубокое изучение, быть может, не явных сильных и слабых индивидуальных сторон личности. Необходимо определить структуру личности ребенка, зону его ближайшего развития и на основании этого строить прогноз (варианты возможного развития в будущем) и составлять систематизированную, многоплановую программу индивидуальной коррекционной работы. Коррекционная, развивающая работа с воспитанниками дома ребенка - наиболее важная задача психолога. Она предполагает организацию занятий (как индивидуальных, так и групповых) по формированию у каждого ребенка познавательных способностей, желательных социальных навыков и коррекции нередко встречающегося состояния стойкого эмоционального неблагополучия. Самостоятельным направлением деятельности психолога является психологическое просвещение сотрудников, педагогов и воспитателей, работающих с детьми. Оно предусматривает целенаправленный вдумчивый поиск оптимальных способов взаимодействия взрослых с детьми, их последовательное внедрение в образовательную структуру учреждения, повышение уровня эмоциональной комфортности в коллективе. Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения в доме ребенка предполагает участие психолога в обеспечении социализации детей, нормального хода взросления воспитанников. В каждом индивидуальном случае психолог уделяет внимание таким сторонам образовательной работы, как профориентация, развитие адекватных представлений об обществе, формирование у детей реалистичной самооценки и морально-нравственных качеств и свойств личности. Важнейшее и обязательное направление в работе психолога - профилактика наркозависимости и девиантности (нежелательных отклонений поведения). Методическая работа является неотъемлемой составляющей работы психолога и в этом детском учреждении. Психолог ведет нормативную документацию, готовит аналитические отчеты, психологические характеристики детей и в целом образовательной среды в данном учреждении. Научно-исследовательская деятельность и самообразование психолога связаны прежде всего с проблемой выявления и преодоления обстоятельств, подавляющих психическое развитие ребенка, освоением эффективных приемов коррекции развития детей, воспитывающихся вне семьи. Для психолога, работающего в доме ребенка, наиболее востребованы такие личностно и профессионально значимые качества, Психолог-профконсультант в школе В настоящее время в ряде школ успешно и эффективно работают представители относительно новой специальности – психологи профконсультанты. Главная их задача заключается в формировании у учащихся готовности к обдуманному выбору профессии, способности к проектированию возможных вариантов жизненного и профессионального пути, содействие широкой информированности школьников в сфере занятости. В обязанности профконсультанта входит проведение групповых и индивидуальных занятий, работа с педагогическим коллективом (выступления на педсовете), организация взаимодействий с представителями социальных институтов (предприятий, фирм, профессиональных учебных заведений), организация экскурсий в эти социальные структуры, взаимодействие с родителями учащихся (выступления на родительских собраниях). С учетом специфики этой специализации психолога диагностическая сторона его деятельности связана с выявлением психологических особенностей учащихся, влияющих на формирование профессиональных интересов, склонностей и перспектив. Кроме того, при профориентационной диагностике исследуются индивидуальные способности подростков, обусловливающие их потенциальную успешность (или, наоборот, затруднения) в определенной профессии. Важной стороной диагностики является также изучение имеющихся у школьников представлений о разных профессиях, выявление значимых для них жизненных установок и других внутренних и внешних условий профессионального выбора. По итогам психологической диагностики психолог-профконсультант организует индивидуальное и групповое консультирование подростков, способствующее осознанному, зрелому выбору ими будущей профессии. В консультациях могут также участвовать те взрослые, которые каким-либо образом влияют на профессиональный выбор подростков (родители, лица, их заменяющие, учителя, социальный педагог школы). Крайне важна работа психолога-профконсультанта с девиантными (асоциальными, педагогически запущенными) подростками, с детьми из неблагополучных семей, предусматривающая качестве результата корректирующее воздействие на представления и на будущее таких школьников. Психолог-профконсультант может заниматься развитием психологических особенностей учащихся в процессе проведения тренинговых занятий, во время которых подростки получают необходимые знания о многообразии профессий, о профессионально значимых свойствах личности, об основаниях для правильного выбора и индивидуальных психологических предпосылках для профессионального самоопределения. Методическая работа психолога-профконсультанта состоит в оформлении нормативной документации, в регулярном развитии собственных профессиональных (прикладных и теоретических) знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|