Психолог районного психологического центра
В настоящее время в каждом округе столицы и во многих российских городах функционируют государственные психологические центры, предусматривающие оказание бесплатной высококвалифицированной психологической и социальной помощи жителям. Клиентом такого центра может стать как конкретный человек, так и организация (например: школа, детский сад, комиссия по делам несовершеннолетних и т.п.). Создание подобных структур связано, прежде всего, с потребностью населения в качественной, объемной, грамотной психологической помощи. Направления работы сотрудников центров в целом схожи с направлениями работы психологов образовательных учреждений, и ведущей из них также является диагностическая деятельность. Психологи в самом центре или в учреждении, пригласившем их для такой работы, проводят психологическое исследование личностных особенностей своих клиентов. Диагностика может предусматривать изучение разнообразных сторон психического развития обследуемых (интеллектуальных, коммуникативных, личностных качеств), выявление их соответствия нормам, установление преобладающих тенденций в отношении обследуемых в анализируемой области действительности. В зависимости от запросов клиентов задачи центра могут ограничиваться диагностикой и предоставлением ее результатов; вместе с тем диагностический анализ может служить начальным этапом для организации разного рода индивидуальных или групповых коррекционных мероприятий. Часто психологические центры специализируются на проведении тематических психотерапевтических занятий с детьми, подростками или взрослыми. Многие из них работают с различными группами населения: детьми и подростками, имеющими проблемы познавательного развития или поведенческого характера, жертвами насилия и жестокого обращения и т. п. В большинстве центров кроме психологов помощь клиентам оказывают и другие специалисты — дефектологи, логопеды, психиатры, невропатологи и т.д.
Сотрудники центра ведут активную консультативную работу с семьями, с родителями «трудных» детей и подростков. Итогом консультации, как правило, становится направление клиентов (семьи или одного ребенка) на коррекционные и развивающие занятия, проводимые психологами центра, а также предоставление конкретизированных рекомендаций по преодолению выявленных затруднений. Психологические центры ведут активную просветительскую деятельность: организуют лекции на различные психологические темы, проводят соответствующие тренинги, распространяют просветительские материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Нередко такие центры превращаются в сосредоточие масштабных научно-исследовательских работ по значимым для данного региона проблемам. Например, изучают имеющиеся или возможные психологические факторы риска, проводят анализ предпочтений и установок населения в отношении предложенных для рассмотрения факторов, важных для жизнедеятельности региона. Два раза в месяц психологи центра участвуют в заседаниях районной комиссии по делам несовершеннолетних. Психологи работают с людьми, которым предписано обратиться в психологическую службу, выносят свои рекомендации либо ведут контроль за обращением этих людей в другие психологические центры. Многие психологические центры участвуют в организации досуга молодежи, способствуя привлечению детей из неблагополучных семей и девиантных подростков к социально приемлемым, развивающим формам досуга. Сотруднику психологического центра необходимо обладать та-кими качествами, как высокий профессионализм, ответственность, работоспособность, активность, эмоциональная устойчивость, доброжелательность.
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе Целью деятельности преподавателя психологии является ознакомление учащихся с предметом «психология» таким образом, чтобы школьники не только получили общее представление о психологии, но и заинтересовались этим предметом. В обязанности такого педагога не входит коррекция учебных программ по различным дисциплинам, индивидуальное консультирование школьников, коррекция их учебной деятельности; он обязан пройти со своими учениками определенную программу по своему учебному предмету. Существует несколько официально утвержденных и рекомендованных Министерством образования РФ программ преподавания психологии. Основные их различия касаются не столько содержания изучаемого материала, сколько форм и методов его преподнесения, а также возрастной категории учащихся, на работу с которыми ориентирована данная программа. В ряде случаев психология рассматривается как дополнительный, факультативный предмет, и тогда ее преподавание предполагает наличие разнообразных игровых и тренинговых форм работы, проведение диагностических занятий, отсутствие общепринятых оценок и т. п. Если психология как учебный предмет включена в сетку обязательных школьных уроков, тогда требования к ее преподаванию сближаются с традиционными: предполагается последовательное прохождение учебной программы, дифференцированное оценивание знаний, ведение соответствующей документации. В любом случае преподавание психологии должно привести к формированию у школьников определенных знаний и умений. Основными из них являются: • базовые психологические знания, умение владеть соответству • понимание закономерностей развития человеческой психики; • знание истории развития психологии как науки, психологи • умение применять полученные знания в реальных условиях Преподаватель психологии должен обладать не только обширными знаниями по психологии, но и развитыми педагогическими навыками, среди которых большую роль для эффективности обучения играют умение четко, ясно, интересно представлять учебный материал, высокий уровень развития устной речи, коммуникабельность, уверенность в себе, эмоциональный самоконтроль, уравновешенность, организованность.
Преподаватель психологии отвечает не только за успешность обучения школьников, но и за оформление необходимой документации, за своевременную проверку работ учащихся. Как всякий преподаватель, он обязан свободно владеть учебным материалом, быть хорошо подготовленным к каждому занятию, располагать методическими разработками по преподаванию данного предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|