Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолог районного психологического центра




В настоящее время в каждом округе столицы и во многих рос­сийских городах функционируют государственные психологиче­ские центры, предусматривающие оказание бесплатной высоко­квалифицированной психологической и социальной помощи жи­телям. Клиентом такого центра может стать как конкретный чело­век, так и организация (например: школа, детский сад, комиссия по делам несовершеннолетних и т.п.). Создание подобных струк­тур связано, прежде всего, с потребностью населения в качествен­ной, объемной, грамотной психологической помощи.

Направления работы сотрудников центров в целом схожи с направлениями работы психологов образовательных учреждений, и ведущей из них также является диагностическая деятельность.

Психологи в самом центре или в учреждении, пригласившем их для такой работы, проводят психологическое исследование личностных особенностей своих клиентов. Диагностика может пре­дусматривать изучение разнообразных сторон психического раз­вития обследуемых (интеллектуальных, коммуникативных, лич­ностных качеств), выявление их соответствия нормам, установле­ние преобладающих тенденций в отношении обследуемых в ана­лизируемой области действительности.

В зависимости от запросов клиентов задачи центра могут огра­ничиваться диагностикой и предоставлением ее результатов; вме­сте с тем диагностический анализ может служить начальным эта­пом для организации разного рода индивидуальных или группо­вых коррекционных мероприятий. Часто психологические центры специализируются на проведении тематических психотерапевти­ческих занятий с детьми, подростками или взрослыми. Многие из них работают с различными группами населения: детьми и под­ростками, имеющими проблемы познавательного развития или поведенческого характера, жертвами насилия и жестокого обра­щения и т. п. В большинстве центров кроме психологов помощь клиентам оказывают и другие специалисты — дефектологи, лого­педы, психиатры, невропатологи и т.д.

Сотрудники центра ведут активную консультативную работу с семьями, с родителями «трудных» детей и подростков. Итогом консультации, как правило, становится направление клиентов (семьи или одного ребенка) на коррекционные и развивающие занятия, проводимые психологами центра, а также предоставле­ние конкретизированных рекомендаций по преодолению выяв­ленных затруднений.

Психологические центры ведут активную просветительскую дея­тельность: организуют лекции на различные психологические темы, проводят соответствующие тренинги, распространяют просветительские материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Нередко такие центры превращаются в сосредоточие масштаб­ных научно-исследовательских работ по значимым для данного региона проблемам. Например, изучают имеющиеся или возмож­ные психологические факторы риска, проводят анализ предпоч­тений и установок населения в отношении предложенных для рас­смотрения факторов, важных для жизнедеятельности региона.

Два раза в месяц психологи центра участвуют в заседаниях рай­онной комиссии по делам несовершеннолетних. Психологи рабо­тают с людьми, которым предписано обратиться в психологиче­скую службу, выносят свои рекомендации либо ведут контроль за обращением этих людей в другие психологические центры.

Многие психологические центры участвуют в организации до­суга молодежи, способствуя привлечению детей из неблагополуч­ных семей и девиантных подростков к социально приемлемым, развивающим формам досуга.

Сотруднику психологического центра необходимо обладать та-кими качествами, как высокий профессионализм, ответствен­ность, работоспособность, активность, эмоциональная устойчи­вость, доброжелательность.

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Целью деятельности преподавателя психологии является озна­комление учащихся с предметом «психология» таким образом, чтобы школьники не только получили общее представление о психологии, но и заинтересовались этим предметом. В обязанно­сти такого педагога не входит коррекция учебных программ по различным дисциплинам, индивидуальное консультирование школьников, коррекция их учебной деятельности; он обязан прой­ти со своими учениками определенную программу по своему учеб­ному предмету.

Существует несколько официально утвержденных и рекомен­дованных Министерством образования РФ программ преподава­ния психологии. Основные их различия касаются не столько со­держания изучаемого материала, сколько форм и методов его пре­поднесения, а также возрастной категории учащихся, на работу с которыми ориентирована данная программа. В ряде случаев психология рассматривается как дополнительный, факультативный предмет, и тогда ее преподавание предполагает наличие разнооб­разных игровых и тренинговых форм работы, проведение диагно­стических занятий, отсутствие общепринятых оценок и т. п.

Если психология как учебный предмет включена в сетку обяза­тельных школьных уроков, тогда требования к ее преподаванию сближаются с традиционными: предполагается последовательное прохождение учебной программы, дифференцированное оцени­вание знаний, ведение соответствующей документации.

В любом случае преподавание психологии должно привести к формированию у школьников определенных знаний и умений. Основными из них являются:

• базовые психологические знания, умение владеть соответству­
ющей терминологией;

• понимание закономерностей развития человеческой психики;

• знание истории развития психологии как науки, психологи­
ческих представлений о явлениях жизни и деятельности человека;

• умение применять полученные знания в реальных условиях
собственного обучения, общения, самосовершенствования.

Преподаватель психологии должен обладать не только обшир­ными знаниями по психологии, но и развитыми педагогически­ми навыками, среди которых большую роль для эффективности обучения играют умение четко, ясно, интересно представлять учебный материал, высокий уровень развития устной речи, ком­муникабельность, уверенность в себе, эмоциональный самоконт­роль, уравновешенность, организованность.

Преподаватель психологии отвечает не только за успешность обучения школьников, но и за оформление необходимой доку­ментации, за своевременную проверку работ учащихся. Как вся­кий преподаватель, он обязан свободно владеть учебным матери­алом, быть хорошо подготовленным к каждому занятию, распо­лагать методическими разработками по преподаванию данного предмета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...