Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолог в наркологическом диспансере




Психологическая работа с наркозависимыми людьми (подрост­ками и взрослыми) приобретает особую значимость прежде все­го из-за все большей распространенности этого вида отклоне­ния от нормального поведения и образа жизни, а также из-за омолаживания и феминизации (лат. «femina» 'женщина') нарко­зависимости, обусловленных социально-бытовыми и индивиду­ально психологическими причинами. Кроме того, становится совершенно очевидной необходимость психологической коррек­ции личности для лечения наркозависимости, которая признана духовно-психологическим заболеванием, требующим квалифи­цированной психологической терапии не в меньшей степени, чем медицинской. Важность психологических факторов в лече­нии зависимостей или патологических привязанностей обуслов­ливает востребованность деятельности психолога в наркологи­ческом диспансере.

В круг задач такого психолога входит психодиагностика, по­мощь в лечении, индивидуальное консультирование, а также ра­бота с родственниками больных. В лечении используются раз­личные виды медицинского «кодирования» и психотерапия. Воз­можны такие формы работы, как групповая и семейная тера­пия, однако они требуют особых условий, организации и часто оказываются невозможными из-за высокой «текучести» состава пациентов. Помимо этого психолог регулярно проводит беседы и консультации с пациентами и их родственниками, постоянно поддерживает связь с лечащими врачами и обслуживающим мед­персоналом.

Психологическая работа в наркологическом диспансере пре­дусматривает сотрудничество с медиками, лечащими больного. Грамотное взаимодействие психолога и врача является важней­шим условием эффективности всей работы. Однако в данной об­ласти профессиональной деятельности психолога результативность часто оказывается ниже, чем в других, а эмоциональная нагрузка весьма высока. Поэтому психологу в наркологическом диспансере

требуется выраженная личностная заинтересованность и способ­ность к самопожертвованию во многих ситуациях.

Психоаналитик

Исторически психоанализ был первым теоретическим и прак­тическим методом в системе психологии как науке, благодаря ко­торому предметом исследования стала не какая-либо отдельно взятая сторона личности человека, а личность в целом, во всей ее многоликой сложности. Психоанализ представляет собой иссле­дование на глубинном уровне человеческой психики, работу с бессознательным. С момента возникновения данного направления его теоретические основы неоднократно подвергались критике и вызывали множество споров.

Цель психоаналитического лечения состоит в замене иррацио­нального разумным (лат. «irrationalis» 'неразумный'), осознавае­мым. Метод психоанализа — рассмотрение, разбор свободных ас­социаций (связей между представлениями в сознании человека), снов, оговорок, переносов (невольного приписывания человеком своих субъективных состояний чему-то другому) — нацелен на то, чтобы сделать ранее «скрытые», доступные только самопозна­нию и самоанализу состояния «явными» в процессе общения меж­ду пациентом и психоаналитиком. Благодаря этому он делает дос­тупными для изучения такие психические явления и эмоциональ­ные переживания, которые иными путями наблюдать невозмож­но и которые не доступны даже для самоанализа, поскольку из сознания вытесняются.

Овладение данной специализацией требует длительного вре­мени. Классическая система подготовки включает помимо обяза­тельного высшего образования (психологического или медицин­ского) три элемента: личный анализ, в ходе которого прорабаты­ваются проблемы самого обучающегося, собственную клиниче­скую работу под наблюдением опытного специалиста (супервизию), а также участие в теоретических и практических семинарах.

Психоаналитик должен обладать незаурядным терпением и уметь выдерживать состояние неизвестности и непонимания происхо­дящего; он не должен позволять себе спешить в оказании помощи пациенту, даже если ему кажется, что он уже понял проблему. Для хорошего профессионала обязательно умение ждать. Психо­аналитик, безусловно, испытывает живой интерес к внутренней жизни людей, однако этот интерес ни в коем случае не должен быть заряжен агрессивно. У человека, работающего с пациентами на глубинном уровне, не должно быть неосознанных желаний, которые могли бы повредить пациентам. Поэтому психоаналитик всегда внимателен к собственной внутренней жизни и готов про­должать изучать ее.

Профессия психоаналитика, как никакая другая, открывает возможности для самоисследования и познания, она учит челове­ка большему проникновению в мир окружающих, сопережива­нию с самыми различными людьми, пробуждает стремление по­стоянно узнавать что-то новое о себе и о других.

Гештальттерапевт

Теоретические основы гештальттерапии заложены в гештальт-психологии — психоаналитических, феноменологических и экзи­стенциальных исследованиях (о которых вы детально узнаете при последующем обучении). В центре этого процесса — восстановле­ние творческого приспособления человека к изменяющимся ус­ловиям среды.

Гештальттерапевты в России занимаются в основном частной практикой (индивидуальной и групповой терапией), проведени­ем тренингов, консультированием организаций, работают в шко­лах клиниках. Обучающие программы существуют во многих го­родах: Санкт-Петербурге, Воронеже, Минске, Одессе, Харько­ве, Краснодаре, Перми, Кемерово, Ульяновске и др.

Огромное многообразие тем и запросов, с которыми прихо­дится иметь дело психотерапевту, не поддается простому пере­числению. Для того чтобы ориентироваться в этом, в теории геш­тальттерапии (как и всякого, более или менее развитого направ­ления) имеется своя классификация, сформулированная на язы­ке специальных понятий, терминов, отражающая особое пони­мание человеческого бытия, присущее данному направлению. Каждый профессионал находит свою нишу, свою клиентуру и вырабатывает индивидуальный, особенный стиль работы, отвеча­ющий его склонностям и интересам, оставаясь при этом в русле основного подхода, опираясь на него.

Если наблюдать работу гештальттерапевта со стороны, то она воспринимается как разговор двух людей в защищенном от внеш­них воздействий пространстве, например помещении, где никто не может случайно помешать, вторгнуться в процесс. Такое собе­седование длится не более часа, проводится один-два раза в неде­лю, в какое-то определенное, установленное по договоренности время. Один из его участников (терапевт) иногда, по ходу разго­вора, предлагает какое-то задание, например: что-то написать, изобразить, изготовить из подручных материалов (глины, пласти­лина и т.д.), произнести речь, обратиться к кому-то воображае­мому. При этом он обращает внимание клиента на его эмоции, невербальные (несловесные) проявления, иногда предлагает уси­лить их, утрировать; если это ребенок — поиграть во что-то, «по­быть» кем-то, сочинить сказку, историю, изобразить ее сюжет с помощью игрушек или собственных актерских возможностей. Все

это — внешние средства, которыми пользуется терапевт. За ними скрывается его осмысление происходящего, определенная мето­дология, содействующая пониманию сути и смысла процесса, глубинной роли исполнителя, способов его вхождения в рабочее состояние, особенностей мышления и чувствования, т.е. внутрен­ние задачи специалиста, предопределяющие выбор методик и ха­рактера взаимодействия с клиентом.

Гештальттерапия постепенно занимает определенное место в отечественной психотерапевтической культуре, продолжая разви­ваться и проникая в разные области психологической практики.

Психолог-игротерапевт

В последние годы патопсихологи все большее внимание уделя­ют изучению нарушений ведущих типов деятельности больных людей. Это соответствует логике развития патопсихологические исследований, расширяет арсенал экспериментальных приемов отвечает запросам психиатрической практики.

Изучение процессов игры и обучения как ведущих типов дея­тельности особенно востребовано в детской психиатрии, которая направлена на создание благоприятных условий для воспитания и развития аномальных детей. Использование игры в лечебных це­лях получило название «play therapy» (игротерапия), а специалис­та, занимающегося этой практикой, стали называть «игротера-певтом».

Исследование нарушений игры основано на анализе модели патологических проявлений. Игротерапевт, изучая искаженную болезнью игровую деятельность ребенка, выявляет нарушения его познавательных функций и особенности эмоционально-аффектив­ных состояний в совокупной цепочке взаимодействия: «восприя­тие — память—мышление — воображение».

Основным результатом, к которому стремится игротерапевт, становится нахождение адекватных приемов формирования пол­ноценной игровой деятельности ребенка, противодействие и пред­отвращение дальнейшего искажения его психического развития, устранение уже сложившихся отрицательных образований.

В ходе сеансов игротерапевт обсуждает с маленьким клиенток его чувства, эмоции и его действия с игрушками. При этом ребе­нок оказывается лицом к лицу с игровыми ситуациями, которые соответствуют жизненным ситуациям, вызывающим у него, на­пример, чувство страха. Но в игре он преодолевает его вместе с игротерапевтом, чье присутствие создает ощущение безопасно­сти и обусловливает более спокойные реакции на травмирующие события. В результате ребенок овладевает способностью использо­вать эти свои новые реакции, и они постепенно становятся для него привычными.

В процессе игры психолог активно реагирует на мысли и чув­ства пациента, внимательно слушая его, обсуждая его предложе­ния. И если вначале юный клиент отвечает на реплики и действия игротерапевта состояниями испуга, гнева, тревоги, вины, то постепенно эти реакции видоизменяются. Такая последователь­ность взаимодействий содействует преодолению эмоциональных трудностей, снижает напряжение, исправляет и нормализует по­ведение ребенка, изменяя в желательную сторону его чувства и отношения к себе, к окружающим, к жизни. Таким образом, иг­ротерапевт постоянно поощряет ребенка к принятию самостоя­тельных решений, разбору своих мыслей и чувств, управлению своим поведением.

Эта разновидность профессии психолога требует многих высо­ких личностных качеств и прежде всего творческих способностей и гуманности, ответственности и серьезности в работе, эмоцио­нальной уравновешенности и терпимости.

Психолог-перинатолог

Психолог-перинатолог занимается психологическим сопро­вождением женщин в период беременности и родов, а также в период младенческого возраста ребенка — очень важного этапа в психическом самочувствии этого неразделимого «тандема» — мать и дитя (пренатальное развитие — внутриутробное развитие пло­да, перинатальный период охватывает беременность, роды и ран­ний младенческий возраст ребенка).

Во взаимодействии психолога и женщины-матери можно вы­делить проблемные ситуации, в которых оказывается необходи­мой психологическая поддержка: нормально протекающая бере­менность; сохранение беременности в медицинском учреждении; самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш); бере­менность у женщин, не достигших совершеннолетия; многоплод­ная беременность; искусственное оплодотворение; ситуация ма­терей-одиночек, т. е. беременность и воспитание ребенка без мужа; суррогатное материнство, т. е. вынашивание ребенка для усынов­ления; отказ от новорожденного; трудные роды; психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме, при реализации программ грудного или искусственного вскармливания.

Специалист-психолог проводит групповые занятия, связанные с психологической подготовкой матерей или супружеских пар к рождению ребенка, информирует о способах правильного пита­ния во время беременности и ухода за младенцем, показывает соответствующие состоянию дыхательные и физические упраж­нения. В таких беседах освещаются также психологические и физио­логические аспекты беременности, родов и послеродового пери ода, психология новорожденного и ребенка первого года жизни, различные стороны грудного вскармливания и т.п. При необходи­мости психолог-перинатолог занимается коррекцией эмоциональ­ных состояний беременных женщин и матерей новорожденных детей.

Для психолога-перинатолога очень важны такие качества, как умение слушать, терпимость, эмпатия и выраженная профессио­нальная мотивация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...