14.38.2.2. Конфликт. 14.38.2.3. Забота
14. 38. 2. 2. Конфликт Будучи осведомлены о случайности, мы оказываемся перед дилеммой Гамлета: страдать или взять оружие. Дилемма пробуждает качество самоутверждения, которое может быть либо мужской добродетелью храбрости, либо мужским пороком трусости. В любом случае она вводит нас в конфликт с Природой и с самими собой. Этот конфликт касается непосредственно средств, но имеет место в контексте целей и намерений. Мы хотим быть свободны от случайностей или преодолеть ее, поскольку она тревожит нас необеспеченностью нашего положения в существовании. Конфликт - наименование, которое мы дадим второй категории Ценности. Его следует отличать от простой оппозиции действия и противодействия. Даже среди живых существ может наблюдаться борьба, которая не является конфликтом в истинном смысле этого слова. " Борьба за существование", " битва жизни", " выживание наиболее приспособленных" - выражения, относящиеся к феноменальному миру, а не к миру испытываемых ценностей. В борьбе за существование, которая является универсальным следствием разделения пространства и времени, нет истинной диады. Истинная диада усматривается в силе, порожденной несовместимостью требований, типичным выражением которых являются два человека, борющихся за обладание чем-то, что по своей природе может принадлежать лишь одному из них. Порожденная сила обусловлена не необходимостью - то есть действием универсальных природных законов, - но самоутверждением. Можно уловить разницу, если сравнить двух животных, дерущихся за добычу, или же сражающихся за обладание самкой. После удовлетворения голода первая борьба прекращается; во второй ситуации самцы неукротимы, поскольку возбуждено их самоутверждение.
Конфликт - странная ценность; тем не менее это ценность -не меньшая, чем все другие ценности. Но все конфликты разрушительны. Внутренний конфликт человека может привести его к более конкретным и, в этом смысле, высшим ценностям. Значение конфликта было доступно халдейской космологии, оказавшей влияние на человеческую жизнь на протяжении тысячелетий. Конфликт Ahura и Ahriman продуцирует ситуацию, в которой создается род человеческий, и предназначение человека заключается в разрешении этого конфликта. В нашей космологии мы обнаруживаем два потока - инволюции и эволюции, -сталкивающиеся в человеке и вызывающие фундаментальный конфликт самоутверждения и самоотрицания. [41] Диада конфликта относится к Сфере Ценности. Самоутверждение и самоотрицание не только противоположны, но и взаимо-дололнительны. Без этой диады мы были бы лишены ценностного опыта. Допущение конфликта как условия прогресса приводит к расцвету деятельности, посредством которой поддерживается тетрада Естественных Ценностей. Можно увидеть связь между конфликтом и направлением - как инструментом самоутверждения, -если будет осознано, что в истинном конфликте всегда имеется цель, которую хотят достичь (см. об этом в главе 35. 5. ). Сила диады, возрастающая в результате детерминации, используется для того, чтобы освободиться от рискованной случайности, но она приводит также к осведомленности, что из этого может возникнуть творческий динамизм.
14. 38. 2. 3. Забота Женственной реакцией на случайность является Забота. В самом широком смысле забота есть взаимное приятие, происходящее между двумя сущностями. В Сфере Ценности забота приводит нас в связь с естественным порядком посредством participation mistique /мистического соучастия/, являясь первичной осведомленностью о том, что нечто иное, кроме нас самих, " касается" нас.
Забота не обязательно неэгоистична. Эгоистические чувства вовлекаются в ценностные трансформации такими, как они есть, и испытывают ценностные воздействия. Забота - естественная добродетель, которую мы разделяем, в известной мере, с животными. Это - ценность - способность, которая у человека может перерасти в сознательное принятие собственной роли в мире. Забота может быть взаимной и, таким образом, истинным взаимоотношением. Следует подчеркнуть, что Забота принимается в качестве ценности почти во всех философских системах, даже если они фундаментально различны. Ж. -П. Сартр использует термин le regard /взгляд, внимание/, чтобы описать тот фактор опыта, который открывает нас к поиску ценностей вне нас самих. Хайдеггер в книге " Бытие и время" утверждает, что подлинный опыт можно отличить от не подлинного по его согласованности с заботой (попечением), пробужденной ощущением ненадежности нашего физического существования, то есть случайности. На противоположном полюсе мы видим философа-идеалиста, вроде Бозанкета, который утверждал следующее: " Мы получаем впечатление, частично совпадающее, но не повторяющие друг друга полностью, которые удерживаются тем не менее обособленно благодаря различию своих качеств, сотрудничают - и знают о том, что вносят свою долю - в одних и тех же больших структурах и прогрессиях" [42]. И, наконец, должна быть сделана ссылка на учение Уайтхеда о " схватывании", или общей сенситивности[43]. Негативное понятие схватывания близко к нашей категории Конфликта. Уайтхед настаивает на том, что отрицание негативного схватывания должно произойти прежде, чем может осуществиться позитивное взаимоотношение. Понятие, которое мы хотим предать словом " Забота" - помня, что имеем дело с одним из инструментальных терминов тетрады, - отличаются от целенаправленной перестройки. Забота руководит нашими действиями и направляет их; однако это не беспокойство и неуверенность, инициирующие наши действия, а также не финальное состояние удовлетворения, к которому они устремлены. Забота - относительная ценность, и в прогрессии систем она соответствует триаде. Конфликт и Забота, в бесконечном разнообразии их взаимоотношений, работают в нас с тем, чтобы привести в действие естественные ценности первой тетрады.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|