Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.38.3.2. Нужда. 14.38.3.3. Различение




14. 38. 3. 2. Нужда

 

В течение дня приходит время, когда неясное чувство дискомфорта и усталости переходит в понимание того, что мы голодны и нуждаемся в пище. Первое состояние может быть названо мотивационным, второе - инструментальным, ибо оно посылает нас на поиск пищи. В духовной жизни неясное волнение, заставляющее нас искать цель или причину, которые могли бы удовлетворить нас, иногда принимает форму осведомленности о какой-либо ценности, в которой мы непосредственно заинтересованы, но реализовать которую не в наших наличных силах.

Ценности подобного рода не принадлежат к естественному порядку. Они не могут быть поняты в терминах причины и действия или измерены, а говоря современным языком, " квантированы". Эти ценности пробуждают в нас потребность (Нужду) " расшевелить себя", " выйти из собственной шкуры"; именно благодаря им существуют такие личные ценности, как самоуважение, мужество, доброта или честность. Когда мы осознаем, что этих ценностей нам недостает, то переживаем это как дефект своего существа. Однако и они являются инструментальными ценностями, или добродетелями, посредством которых достигаются цель Самости - Безопасность (Защищенность).

Такое суммирование всех ценностей, ассоциируемых с характером - или моральных добродетелей - и описание их в целом как Нужда может показаться странным и нерезонным. Столь же странным может показаться утверждение, что все моральные ценности указывают на наше несовершенство; но, по размышлении, мы легко увидим, что Самость, достигшая своей цели - единения с Индивидуальностью, - не нуждается в конкретных добродетелях: правильное действие становится ее второй природой. Моральные добродетели - инструмент, но не конечная цель.

Для того, чтобы создать ценности, человек нуждается в инструментах - и не только человек, но и любое существо, способное создавать ценности, то есть любая Самость. Нужда - условие достижения.

Существуют естественные качества, которые в своем проявлении могут быть неотличимы от моральных качеств. Щедрость столь естественна для некоторых, поскольку проистекает спонтанно из третьей естественной ценности - Заботы; для других это - качество, которого надо достигать через самодисциплину и самопожертвование. И лишь во втором случае мы можем назвать Щедрость добродетелью.

При обладании какой-либо моральной добродетелью она не ощущается как ценность, в противном случае отсутствовало бы смирение и добродетель была бы не более чем заимствованный и имитируемый паттерн поведения, а не свойством Самости, Следовательно, то, что мы называем Нуждой - когда она переведена в инструментальный термин, - становится добродетелью смирения (скромности), понимаемой всеми моралистами как такое условие, без которого все остальные добродетели остаются нечистыми (запятнанными).

Однако Нужда нечто большее, чем просто объективизация смирения. Она представляет собой общее условие восприимчивости, поддерживающее деятельность поиска цели. В такой интерпретации Нужда - женственная ценность. Однако она является также и силой. Аристотель называет ее orepnois, или Лишением, ведущей и направляющей силой всех устремлений ко Благу. Благо - больше, чем моральное совершенство, и, соответственно, Нужда больше, чем чувство морального несовершенства.

Нужда - диадическая ценность, поскольку она всегда самопротиворечива. Мы можем осознать лишь ту нужду, которую мы уже имеем. " Кто не вкусил, не знает". Это лишение того, что мы уже испытали и утратили и, однако, все еще имеем. Это условие хорошо известно не только в отношении моральных добродетелей, но также и в отношении качеств, требуемых в искусстве, науке и при ведении практических дел.

Уже отмечалась двусмысленность инструментальных членов этой тетрады. Можно также отметить, что в прогрессии Ценностей Нужда может возникать из Надежды. Мы не можем испытывать нужду до тех пор, пока не познаем вкуса надежды. Нужда - прояснение надежды, а также инструмент ее реализации.

Нужда не может быть удовлетворена без трансформации. Она представляет собой точку вступления в то измерение, которое в понятиях естественного порядка не существует. Существующая естественная Вселенная, с ее механизмом причинности и структуры, самодостаточна, и, следовательно, бесплодна в самом точном смысле слова. Она ни в чем не нуждается и не может ничего достичь. Даже ценности, в той мере, в какой они являются естественными, не несут в себе семян собственной трансформации, Лишь переходя к ценностям, связанным с Самостью, мы обнаруживаем, что они являются источником трансформации и возможного единения с Индивидуальностью.

 

14. 38. 3. 3. Различение

 

Ценности, проистекающие из Нужды, не селективны. Каждая ситуация предстает перед нами со своей собственной качественной проблемой, и Самость, в поисках Блага, отвечает на нее сообразно добродетелям, которыми располагает, и в той степени, насколько способна. Следующая ступень ведет нас к более интеллигентному, более сознательному использованию способностей. Различение - то наименование, которое мы даем шестой группе Ценностей.

Различение - одна из трех триадических, или относительных, ценностей. Она соответствует Заботе в первой тетраде. Различение соотносится с Самостью более динамичным образом, чем в это возможно через Нужду. Самость обладает силами Функции, Бытия и Воли, и если она использует все три в своей реакции на ситуацию, то может не только принимать в ней участие, но и эффективно действовать[45].

Рассмотрим два способа ответа на какую-либо типичную ситуацию - посредством нужды и различения.

Человек, которому надоел назойливый нищий, видит, что тот голоден, и, побужденный моральным принципом доброты и щедрости, дает нищему деньги, на которые тот может напиться и совершить преступление. Другой человек в той же ситуации понимает, что нищий - пьяница, но видя, что он действительно голоден, ведет его к себе и дает ему пищу, а не деньги. В первом случае ценность санкционирована нуждой, во втором - различением. Первая ситуация диадична: добро и зло противопоставлены и, однако, взаимодополняют друг друга. Нищий неумолимо движим своим роком и щедрый человек становится слепым инструментом его падения. Вторая ситуация триадична: щедрость вытесняется состраданием, устанавливается система отношений, динамизм которой может сласти нищего от его рока.

Можно ли в таком случае утверждать, что добродетели, связанные с различением (проницательностью), " выше" или " лучше", чем другие моральные добродетели? Такой способ их рассмотрения был бы неверным. И те и другие - инструментальны, и те и другие необходимы. Различение окажется недоразвитым, если моральные ценности не окажут на него эффективного воздействия. Мы пойдем дальше и скажем, что различение невозможно до тех пор, пока нет первоначального осознания нужды. Существуют множества ситуаций - фактически даже большинство из них, когда функциональные проявления Самости (мысли, чувства, ощущения и остальные), обучение должным образом, чтобы понимать и реагировать на нужды, возникающие в нормальных условиях, способны действовать правильно без использования различения -по крайней мере в том, что касается деталей. У таких Самостей инструментальная роль различения используется для поддержания правильного баланса различных действий как ответа на ценностные стимулы.

Есть связь между первой и второй тетрадами Ценности. Различение развивается в борьбе за понимание себя, других и мира. Но до тех пор, пока мы не помещены в условия конфликта -второй естественной ценности - сила проницательности едва ли может развиться. Подобным же образом связаны забота и моральные личные ценности: одно ведет к другому.

Таким образом, как уже было сказано ранее, триада Различения является инструментом реагирования. Мы в одинаковой мере нуждаемся и в правильных реакциях и в правильной трансформации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...