Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.38.3.4. Безмятежность. 14.38.3.5. Трансформация ценностного опыта




14. 38. 3. 4. Безмятежность

 

Индуистская триада целей существования имеет вторым термином качество, называемое santosh, или Безмятежность. Это -плод моральных добродетелей, цель и вершина личностных ценностей. Весьма сходное значение приписывается слову " Эвдемония", или блаженство, которое Аристотель определяет как " использование жизненных способностей в соответствии с совершенной добродетелью[46].

Состояние Безмятежности достигается тогда, когда Самость объединяется с Индивидуальностью и обретает, таким образом, безопасность. До тех пор, пока Самость находится в состоянии активности, состояние безмятежности не может быть реализовано полностью. Следовательно, оно является скорее целью, которая должна быть достигнута через деятельность, нежели частью самой деятельности. Именно это мы и должны были ожидать увидеть в четвертом члене тетрады, и именно в том смысле, в котором говорит об этом Аристотель. Следует также отметить, что Аристотель рассматривает Безмятежность в качестве Блага, которое должно быть достигнуто, и добродетель - как инструмент для достижения.

Существует ли какая-либо группа ценностей, которую можно было бы ассоциировать с качеством Безмятежности? Мы усматривали их в понятии гармонии, или совершенства, или " истинного средства" (Аристотель). Для Самости совершенство - это верность самому себе (true to oneself), ибо тогда становится возможным объединение с Индивидуальностью. Для внешних объектов эта ценность может быть названа " правильностью". Применительно к действию ее следует назвать " справедливостью". Безмятежность совершенного произведения зависит от впечатления завершенности, которое оно вызывает, когда ни одна деталь не нуждается в исправлении.

Этих замечаний должно быть достаточно для того, чтобы передать идею группы ценностей, являющихся скорее мотивационными, или нормативными, чем инструментальными. Всем им, в общем, присуще субъективное качество покоя. Когда мы созерцаем их в собственной внутренней жизни, или в музыке и других произведениях искусства, или в поступках, - они всегда вызывают чувство полного удовлетворения, являющегося именно тем качеством, которое мы хотим передать словом " безмятежность".

Восьмая ценность имеет, однако, другой, не менее важный атрибут, чем вызываемое ею субъективное состояние. Объективно она должна быть понята как ценность, предъявляющая нам бескомпромиссное требование не принимать ничего меньшего, чем совершенство, во всем, что бы мы ни делали. Даже если мы никогда не находим совершенной Безмятежности в себе или в проявлениях других людей, она остается целью, не подлежащей сомнению или отрицанию.

Безмятежность связывает личные ценности с универсальными и, следовательно, является источником всех обязанностей, располагающихся в пределах Самости. Это позволяет ассоциировать восьмую ценность с Самостью. Чистая совесть безмятежна, ибо ей известно, что нет ни одной обязанности, которой пренебрегли.

Связь Безмятежности с Категорическим Императивом " Основ" Канта можно увидеть в такой его формуле: " Действую лишь на основании такой максимы, насчет которой ты можешь быть уверен, что она может быть в то же время моральным законом! " И действительно, фундаментом " Основ" является убеждение, что личное совершенство должно предполагать гармонию с универсальными законами. Так же обстоит дело с santosh (безмятежностью) и dharma (обязанностями) в индуистском учении. Принятие обязанности - свободный акт воли. Это - вторая свобода; первой является естественная свобода наслаждаться счастьем. Я для Самости характерна вторая свобода, предполагающая осознание нужды и понимание, которое достигается через различение. На языке теологии эта приобретенная свобода называется свободой Работы.

Прогресс нашего исследования очевиден. Восемь ценностей или групп Ценности, обнаруженных нами, не только формируют две тетрады, но являются прогрессивной последовательностью, каждый член которой предполагает все предыдущие. Как естественные ценности, которые вытекают одна из другой, так и персональные ценности не могут быть размещены в другом порядке, чем такой; Надежда, Нужда, Различение, Безмятежность. Их можно рассматривать как четыре стадии трансформации ценностного опыта человеческой Самости.

 

14. 38. 3. 5. Трансформация ценностного опыта

Первая стадия - Надежда. Поиск, или отрешение к ценностям, пока что неопределенным, и обращение Самости в определенном направлении, Основная (базисная) мотивация ценностной деятельности.

Примеры и иллюстрации: ожидание достижений; удивление; утрата или разочарование, побуждающие к поискам более безопасного положения; стремление художника создать нечто такое, чего он еще не знает сам; неудовлетворенность Самости собственным миром и пробуждение Надежды, что изменение возможно.

Вторая стадия - Нужда. Объект стремлений осознан, и нереализация его пробуждает чувство нужды. Благо, которого лишены, стимулирует к действию.

Примеры и иллюстрации: воздействие моральных добродетелей; восприятие искусства " на вкус", без суждения; ощущение диспропорции того, что происходит, и того, что могло бы быть; эскиз художника или набросок поэта, в котором прекрасное схвачено, но работа не завершена.

Третья стадия - Различение. Успешный поиск гармонии и совершенства, приводящий к пониманию относительности ценностей.

Примеры и иллюстрации: вкус, развитый в здоровое суждение; проницательный выбор методов; способность видеть себя и. учитывать собственные достоинства и недостатки; произведения искусства как выражения суждения, вкуса и техники художника; подлинность; интегральность в научном исследовании; творческая активность как поиск более полного понимания.

Четвертая стадия - Безмятежностъ. Удовлетворенность достижением цели.

Примеры и иллюстрации: за исключение редких моментов, четвертая стадия представляет собой осведомленность о недостижимом. Безмятежность манифестируется в величайших произведениях искусства и в благородных поступках. Контакт с четвертой ступенью испытывается как неутолимая жажда совершенства. Когда согласование с этой ценностью достигнуто, мы имеем безмятежную совесть и эстетическую удовлетворенность. Она включает осознание Индивидуальности, позволяющее видеть Реальность позади всех ее иллюзорных обликов. Приобретается вкус свободы.

 

Эти четыре стадии, несмотря на их различие, могут не иметь строгой последовательности во времени. Они испытываются также в условиях вечности и гиларксиса, то есть как потенциальные состояния, в которых мы сознательны, если даже не достигаем их полностью, и которые становятся глубже и сильней всякий раз, когда мы возвращаемся к ним. Наша привычка мышления, что процессы состоят исключительно из ступеней, последовательных во времени, приводит к тому, что в своем поиске совершенных ценностей мы тяготеем к переоценке важности " видений" и " повторений", сопровождающих наш поиск. Есть некое чувство, в котором все ценности сосуществуют в пределах комплексной структуры " концов и начал" и которое делает мир значимым для нас, а нас самих - для мира.

Ценности персональной тетрады специфическим образом связаны о человеческой жизнью. Естественные ценности существуют независимо от того, стремимся мы к ним или нет. Сверхприродные, или универсальные, ценности также независимы от нас, хотя и другим путем. Персональные ценности таковы, какими мы их делаем, или, лучше сказать, что они таковы в той степени, в какой мы способны их понять.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...