Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. 38. 3. Вторая тетрада - персональные ценности




14. 38. 3. ВТОРАЯ ТЕТРАДА - ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Промежуточные, или согласующие, ценности являются произвольными и намеренными. Поэтому они ассоциируются с деятельностью Самости.

Динамизм ценностей требует сознательного звена, чтобы примирить универсальные и естественные ценности. Естественные ценности могут испытываться Самостью, но не контролироваться ею. Универсальные ценности могут испытываться Самостью, но не создаваться ею. Мы принимаем участие в универсальных ценностях в силу нашей связи со сверхестественным порядком. Мы также существуем и как часть Природы и обнаруживаем, поэтому, что на нас воздействуют все естественные ценности. Промежуточные ценности являются характеристикой человеческого опыта; в силу своей двусмысленности - как одновременно природные и сверхприродные - эти ценности никогда не являются полностью либо теми, либо другими. Эта двусмысленность - характерная черта человеческой Самости, которая не только участвует в обоих порядках (природном и сверхприродном), но совершает это как посредством мотивации, так и посредством способа своих действий. Человеческая Самость двусмысленна, поскольку ее Реальность эссенциальна, и, однако не может реализовать себя иначе, чем в Существовании.

Наша способность суждения в Сфере Ценности проистекает из двоякой приверженности к ценностям нашей экзистенциальной природы и к ценностям нашей эссенциальной природы. Если мы тренируем эту способность, мы обращаемся к руководствуемся в своем движении теми ценностями, которые являются личностными для нас и которые мы сами должны создавать.

Персональные ценности формируют тетраду: две являются мотивирующими и две - инструментальными. Основанием намеренной деятельности является поиск ценностей. Когда человек пробуждается к пониманию того, что существует нечто, что должно быть найдено, и что не содержится полностью в природе, его желания начинают замещаться целью. Желание причинно и структурно. Мы желаем потому, что находимся под известными влияниями, принадлежащими к структурам случайности, конфликта, заботы, радости. Когда мы принимаем какую-либо цель, то стремимся не к тому, чтобы нечто было найдено, но к тому, чтобы нечто было создано.

Воспользуемся словом " Надежда" для того, чтобы выразить качество основного состояния творческой деятельности. Поиск ценности с самого начала устремляется не к тому, что есть, а к тому, что может быть. Неудовлетворенность заложена в природе человеческой Самости. Тем не менее Самость никогда не испытывает неуверенности относительно шаткости своего положения в Реальности. Эта тема умело развита Хайдеггером и его последователями. Через свое знание о смертности Самость поднимается из Природы в тот мир, где Бытие является Становлением. Это мир стремления к Цели - которая никогда не может быть реализована полностью в рамках ограничений Семейства Самостей - и достижения некоего надежного места в Космической Схеме. Осведомленность об этой Цели помещает Самость в положение " долженствования", из которого нет выхода.

Инструментальные члены двойственны. Здесь мужские и женские источники взаимно изменяют свои характеристики сообразно с природой деятельности. Решительность, мужество и целенаправленность проистекают из жажды Реальности. Но направленность требует также мудрости, проницательности и признания того, что ценности, подобно чувствительным растениям, разрушаются от слишком большого жара. Голод - состояние восприимчивости; голодающий человек не торгует своей пищей. Мудрость также восприимчива и молчалива; мудрый не полагается на собственную активность. Помимо этих добродетелей, требуемых для реализации персональных ценностей, мы имеем также два источника, на которых основываются инструментальные члены.

 

14. 38. 3. 1. Надежда

 

Мы обнаруживаем в своем опыте тенденцию к примирению нашей осведомленности о случайностях в природе с верой в сверхъестественную цель; это апелляция к некоему неясному, хотя и очень личностному чувству, что должно существовать разрешение дилеммы. Ценность, пробуждающую это чувство, мы ассоциируем с качеством Надежды. Поступая так, мы как будто вступаем в противоречие с " теологической" триадой (Вера-Надежда-Любовь), помещающей Надежду за пределы естественного порядка и связывающей ее с Верой и любовью. Однако, существует и личностная надежда, не обладающая сверхприродными качествами надежды на то, что усматривается за пределами Существования. Именно личностная надежда является основным мотивом, делающим жизнь для человека посильной; он может иметь такую надежду без всякого представления о Реальности за пределами жизни. Благодаря Надежде мы и отправляемся на поиски ответа на такие вопросы, которые даже не знаем как сформулировать. Следовательно, надежда совершенно отлична от целенаправленной деятельности, которую мы наблюдаем в естественном порядке, и нам не следует смешивать надежду с " направленностью органической деятельности".

Направленность может быть результатом комбинации причинности и структуры, управляющей природным порядком. Надежда означает гораздо больше, чем направленность, но она также означает, и меньше, чем направленность.

Поиск Ценности, на его начальной стадии, не совершается в предопределенном направлении, подобно тому, как растение ищет воду в почве, или как голодное животное ищет пищу. Прежде чем мы пойдем дальше, следует отметить одно затруднение, общее для всех персональных ценностей. Поскольку Самость человека может быть разного рода и Семейство Самостей включает в себя Материальную, Реагирующую, Разделенную и Истинную Самости (определение которых дано в главе 31 Второго тома), то существуют поэтому и различные типы Надежды.

Надежда Материальной Самости фиктивна. Это не истинный поиск, но лишь " эффективная причинность". Надежда Реагирующей Самости обычно возникает под " влиянием минуты" и столь же быстро исчезает. Надежда Разделенной Самости может быть стабильной, но ложной, заимствованной от других. Лишь надежда Истинной Самости - подлинный ценностный опыт поиска понимания[44].

В заключение следует отметить сходство между Надеждой и Случайностью. Обе являются весьма неопределенными факторами нашего опыта. Такова характеристика исходного положения /ground state/ всех тетрад. Это можно сравнить о положением категорий целостности и потенциальности, занимающих аналогичные позиции на шкале Категорий Факта (2 глава Первого тома).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...