Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. 39. 4. 3. Элемент Воли. 15. 39. 5. Человек как упорядочивающий фактор




15. 39. 4. 3. Элемент Воли

 

В своем простейшем выражении Воля есть активный элемент в триаде Функция - Бытие - Воля. Это немногим больше, чем определение: что-то заставляет мир двигаться и мы называем это " что-то" Волей. Однако здесь кроется важнейшая гипотеза, а именно: не только весь мир, но и каждая отдельная часть его движется своей собственной волей, и все частичные " воли" являются фрагментами единой Тотальной Воли[60].

Первоначальный опыт переживания Воли человеком - это множественность. Даже в пределах настоящего момента мы наблюдаем отдельные воли: воли, связанные с различными функциями, конфликтующие воли отдельных центров (мозгов), изменяющиеся воли наших воспоминаний, привычек и ожиданий. Это может быть выражено следующим образом: человек не обладает единственным неразделенным " Я", он имеет множество " я", находящихся в постоянном изменении, входящих и покидающих настоящий момент подобно актерам на сцене.

Более тщательное рассмотрение показывает, что эти беспрестанные меняющиеся воли группируются в более или менее постоянные " волевые паттерны". Их можно назвать личностями, если они связаны с устойчивой памятью прошлого, и чертами, если они связаны с бессознательным и состоят скорее из следов, чем воспоминаний.

Некоторые " личности" существуют столь долго, что приводят к характерным паттернам поведения. Тогда они начинают занимать определенные области ума, приобретая собственные устойчивые энергетические паттерны и другие свойства ума.

В паралогических случаях эти волевые паттерны могут вести отдельные жизни в пределах одного телесного организма, так что ум становится разделенным на закрытые области, каждая со своим собственным настоящим моментом. Различные виды шизофрении являются наиболее общими проявлениями такого положения.

Даже у относительно нормальных мужчин и женщин единство воли отсутствует, пока ум не разовьется в душу; вместо этого, они обладают Семейством Самостей, порожденным специфическими комбинациями воли и бытия[61]. Четыре Самости: Материальная, Реагирующая, Разделенная и Истинная Самость - представляют собой различные уровни сращения Воли с энергетическими паттернами организма.

Неразделенное состояние Воли - личное, но уже свободное от экзистенциальных ограничений - называется Индивидуальностью. Персональная Индивидуальность рассматривается как прямое самоограничение Воли (эссенциальной космической) и поэтому отличается по своей природе от " экзистенциальных воль", сращенных с личностями и самостями[62]. В человеке Воля разделена на фрагменты его изменчивого Настоящего Момента и в то же время сконцентрирована и объединена в его Персональной Индивидуальности, которая может войти в его настоящий момент только при условии обретения стабильности и постоянства в пределах Самости.

Итак, каждый из рассмотренных нами трех элементов, человеческого опыта связан с его настоящим моментом, варьируясь в очень широком диапазоне форм и структур, понять которые возможно только тогда, когда сделан переход от триады к тетраде, позволяющей изучать человека в его активности: как агента порядка и цели.

15. 39. 5. ЧЕЛОВЕК КАК УПОРЯДОЧИВАЮЩИЙ ФАКТОР

Человека можно рассматривать в качестве космического аппарата для созидания Порядка. Его жизнь зависит от упорядочивания химических веществ и энергий, а его активность - от упорядочивания чувственных впечатлений и ментальных образов ума. Самореализация человека зависит от упорядочивания самого ума, чтобы позволить ему стать проводником и инструментом его Индивидуальности.

Поскольку тетрада является системой, управляющей любой упорядочивающей деятельностью, мы ожидаем найти в ней средства выражения природы человека как производителя вещей и преобразователя энергий. Итак, мы оставляем триаду: Функция, Бытие и Воля, чтобы перейти к четырем источникам, определяемым как Основание, Цель, Направление и Инструменты. (См. гл. 37, где тетрада рассматривается как принцип Порядка и Деятельности).


Для того, чтобы работа Тетрады предстала перед нами яснее, мы рассмотрим основную упорядочивающую деятельность всех живых существ. Основой процесса служит пища, а целью является более высоко упорядочение состояния тела. Метаболическая система выступает в качестве инструмента, а инстинктивный центр, или мозг, определяет направление.

 

                              Питание

 

 


Метаболическая                        Инстинктивный

Система                           Мозг

 

 

                              Пища

 

Рис. 39. 3. Тетрада питания.

 

Упорядочивающий процесс разделяет сырую пищу на более высокие протеины и более тонкие энергии в противоположность менее упорядоченным продуктам выделения и более грубым энергиям. Это не нарушает второго закона термодинамики, который, в наших терминах, может быть сформулирован следующим образом: " В отсутствии упорядочивающего процесса настоящий момент изменяется в сторону большего беспорядка". Мы связываем эту тенденцию настоящего момента утрачивать упорядоченность с прохождением времени[63].

Существенным моментом является здесь то, что упорядочивающий процесс не может действовать без направления. Именно этим жизнь отличается от неживой материи, которая не может направить свою собственную трансформацию. Термин " направление" не следует приравнивать с инструментальным термином тетрады. При изучении функций в предыдущем разделе мы пришли к заключению что должна быть некая точка, или момент, в котором функции направляются (управляются) центром, или мозгом. В рудиментарной форме это имеет место у простейших животных, а у человека обеспечивается процесс Инстинктивным Центром, который направляет метаболический процесс совместной работы нервной и кровеносной систем.

Перейдем теперь к упорядочивающим процессам на уровне Ума и Семейства Самостей. Все четыре Самости необходимы для человеческой деятельности, но лишь высшая, или Истинная Самость являет собой цель нашей трансформации.

Материальная Самость служит основой нашей деятельности. Она наиболее " время-подобная" из четырех самостей: ей приходится постоянно черпать из своего окружения, чтобы поддержать свой порядок. Поэтому она зависит от материальных объектов и материальных сил. Тем не менее эта самость - сырой материал нашей упорядочивающей деятельности.

Инструментом трансформации является Реагирующая Самость, которая обычно занимает центр ума и работает с чувствительной (сенситивной) энергией Е5. Нам нравится и не нравится", и, используя силы, порожденные нашими переживаниями удовольствия и боли, мы можем привести ум в состояние порядка, благодаря чему высвобождается сознательная энергия Е4, а это позволяет Истинной Самости осознать свою собственную природу и ответственность. Такая деятельность не может направляться Реагирующей Самостью, зависящей от стимуляции, которая входит в настоящий момент без ее собственного выбора. Не направляется она на этой стадии и Истинной Самостью, которая " спит".

Поэтому, мы будем рассматривать Разделенную Самость как источник Направления, и это согласуется с нашим определением (в томе Втором), что Разделенная Самость является местом пребывания Персонального Эго, или Психики человека. Разделенная Самость - источник нашего стремления достичь осуществления гармонии и завершенности. Сознательно или бессознательно, но Разделенная Самость идет упорядочения Настоящего Момента. [64]

Мы можем представить ситуацию обычным символом:

 

                  Истинная Самость

 

 


Реагирующая                         Разделенная

       Самость                           Самость

 

 

                  Материальная Самость

 

 

Рис. 39. 4. Самости как факторы Порядка.

 

Мы располагаем порядок по линии мотивации, а деятельность - по линии операционных терминов. Диаграмма сжато репрезентирует естественное исполнение человеческой природы.

Упорядочивающую деятельность человека можно также представить в терминах четырех энергий: Автоматизма - Е6, Чувствительности - Е5, Сознания - Е4 и Творчества - Е3. Это отвечает четырем уровням функционирования. В сенситивном опыте доминирует один центр; с сознательной энергией центры могут работать независимо. Мы можем также сказать, что Материальная Самость отвечает нулевой свободе, Реагирующая - одной степени свободы, Разделенная - двум степеням и Истинная Самость - полной свободе.

 

                  Творческая энергия E3

Цель

 


Чувствительная                         Сознательная

Энергия                            Энергия

E5 Инструмент                      Е4 Направление

 

 

                  Автоматическая энергия E6

                              Основание

 

 

Рис. 39. 5. Четыре энергии как упорядочивающая Деятельность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...