Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15.39.5.1. Четыре источника человеческой деятельности




15. 39. 5. 1. Четыре источника человеческой деятельности

 

Любая деятельность имеет место в пределах настоящего момента, но не любая деятельность актуальна. Актуальное является термином основания тетрады, в котором автоматическая энергия изменяется в соответствии с причиной и следствием. Это есть материальный мир нашего сенситивного опыта. Творческая энергия не ограничена условиями актуальности, она спонтанна и непредсказуема. В то же время она имеет свой собственный паттерн и, следовательно, свои собственные законы. Мы назовем это идеальным. Два операционных (рабочих) термина в человеческой деятельности будем называть теоретическим и практическим. Четыре термина являются четырьмя свойствами человека, и их эффективность соответствует состоянию его развития. Шесть связей, или взаимодействий первого порядка (см. гл. 37) являются ключом к пониманию роли человека как агента порядка в его собственных различных мирах. Обозначим источники начальными буквами, как показано на диаграмме:


 

                              Идеальное

                              " И"

 

 


Практическое                                         Теоретическое

                  " П"                          " Т"

 

 

                              Актуальное

                              " А"

 

 

Рис. 39. 6. Тетрада человеческой Деятельности.

 

Хотя любая упорядочивающая деятельность должна извлекать свой смысл из состояния, к которому она стремится, эта цель находится вне пределов видимого. Реализация подлежит именно паттерн или упорядоченная структура; паттерн же не может быть определен в границах существующей ситуации, поскольку всегда есть неизвестные факторы, которые в процессе реализации будут входить из других миров, кроме того, паттерн подвержен - или, лучше сказать, обогащается - элементу спонтанности в динамизме ситуации. Другими словами, Идеальное не может быть полностью знаемо или определено и не существует как актуальность.

Идеал - это не та цель, которую ставят перед собой актеры и которая может оказаться нереализованной и в любви без достижения компромисса; это вечная реальность ситуации, которая влияет на все происходящее, даже если актеры недостаточно это осознают.

Актуальный термин - не просто исходное положение дел в начале деятельности. Это постоянно изменяющийся процесс, который длится во времени и пространстве. Так же как дерево, из которого сделана кровать, остается деревом, хотя оно и обработано плотником, так и актуальная ситуация остается актуальной, хотя она и трансформируется посредством инструментальных воздействий.

Теоретический термин включает знание того, что делать и как это делать, а также использование этого знания, чтобы осуществить требуемое регулирование. Имеется, однако, более чем простая способность ремесленника, как в примере Аристотеля о плотником, изготавливающим кровать. Теоретический термин работает внутри самого человека, и от него зависит способность критиковать себя и выносить верные суждения относительно собственной работы. Это возможно лишь тогда, если теоретический термин связывает человека с его различными мирами. Конечно, следует, насколько это возможно, удерживать осознание цели (Идеала) деятельности, но теоретический термин должен также направлять работу инструментов и принимать в расчет актуальную ситуацию, поскольку она постоянно изменяется.

Практический термин подразумевает больше, чем просто инструменты человеческой деятельности - это функциональные способности и силы человека, его телесный организм, его физические возможности. Однако, помимо всего этого, существует еще Деятельность сама по себе. Не только рука и глаз плотника, его рубанок и верстак, и сам Акт обработки дерева является частью практического источника.

 

15. 39. 5. 2. Уровни порядка в человеке

 

Мы имеем три " уровня" в тетраде, заданные верхней и нижней точками И и А и линией ПТ. Последняя является сценой активности, которую мы можем назвать " потоком сознания", или " сознательной жизнью". В реальности такое название - сознательная жизнь - правильно лишь тогда, когда имеет место разделение сознательной и чувствительной энергии.

В обычном своем состоянии человек не может удерживать эти энергии разделенными - его сознание поглощается его чувствительностью, и тогда он теряет возможность видеть себя и наблюдать свою собственную деятельность. Теоретический источник в таких случаях пересыхает, и человеком овладевают Материальная и Реагирующая Самости.

Разделение сознания и чувствительности - ключ к правильной работе тетрады.

Такое разделение названо Гурджиевым " самовоспоминанием". В замечательной психологии Греческих Отцов церкви, как она дошла до нас в Филокалии, это называется " трезвлением" или уравновешенностью, и говорится, что такая уравновешенность - важнейшее условие успешной молитвы. Это достигается практикой " сати паттана", или " полнотой ума", являющейся принципиальным духовным упражнением в Теравада Буддизме. Раздельное сознания и сенситивности, таким образом, общепринято в качестве необходимого условия духовной работы, но лишь немногие знают, как достичь его.

Обычное, ординарное состояние - это, в котором разделение отсутствует или оно слабо. Тем не менее линия ПТ всегда присутствует. Она переживается либо как единое состояние осознания, либо как два явственно разделенных состояния в пределах ума. Это последнее - естественное состояние Истинной Самости в человеке, но его " присутствие" локализовано в Разделенной Самости в человеке, но эта двойственность человеческой природы, отражающаяся в колебании между эссенциальными и экзистенциальными триадами (см. Второй том).

Осознавание Сущности осуществляется сознанием (Е4), осознавание Существования - чувствительностью (Е5). Такое состояние болезненно, пока Разделенная Самость интерпретирует свой собственный опыт как реальность; когда она видит, что это только инструмент и когда она начинает сознавать " И" - тогда " цель переходит в форму", как сказал бы Аристотель, или - как это выразили бы мы - Истинная Самость становится руководителем Семейства Самостей.

Изучение тетрады как Целого показывает, что даже в Человеке, достигшем своей Истинной Самости, по ток опыта, или переживаний, остается внутри области, ограниченной Разделенной и Реагирующей самостями. Истинная Самость не переживается, так как она является местом переживания опыта - подобно глазу, который не видит себя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...