15.39.2.5. Мотивы. 15.39.2.6. История. 15.39.2.7. Нерациональный мир
15. 39. 2. 5. Мотивы
Наши мотивы являются нашим ответом на ценности; наши ценности определяют для нас мир мотиваций. Мы можем соглашаться или нет, но ценности, которые движут нами, остаются. Мы узнаем их, мы принимаем или отвергаем их, но не можем их изобрести. Принимая или не принимая ценности, мы участвуем или же терпим неудачу в их объективной реализации. Ценности - это не энергии и не вещи; они не принадлежат ни к живому, ни к интеллектуальному. Не являются они также и субъективными переживаниями, хотя некоторые философы предполагают их таковыми, - субъективны лишь мотивы. В предыдущей главе мы пришли к заключению, что есть двенадцать основополагающих ценностей, о которыми мы имеем непосредственную и исполненную значимости связь. Есть естественные, личные и космические ценности; все они вместе определяют для нас, людей, мир, в котором мы принимаем участие и без которого мы не были бы тем, что мы есть. Это мир мотивов, целей и обязанностей. Тем не менее это не мир объектов или действий, и поэтому он не может быть включен ни в один из первых четырех миров.
15. 39. 2. 6. История
Мы рассмотрели пять миров, каждый из которых наличествует в нашем непосредственном опыте. Они есть " здесь и теперь" - в Настоящем Моменте. Но есть, еще мир, который влияет на наши жизни не из " здесь и теперь": это мир значимых событий, или мир Истории. К изучению Истории мы обратимся в Четвертом томе, поэтому не будем задерживаться здесь для ее обсуждения. Для человеческой монады существенно то, чтобы мы помнили, что мы не могли бы быть тем, что мы есть - мы не были бы людьми вообще, - без прошлого и будущего. У человечества особая связь с прошлым: посредством селективной (избирательной) памяти. Как индивидуумы и как раса мы помним важнейшие, значительные события, а не все, что случилось: это было бы явно невозможно. Мы не можем постичь, " бытие" без будущего - все наши интуиции значения связаны с надеждой на постоянство продолжения настоящего, поскольку будущее интегрировано для нас о настоящим в том смысле, что мы " принадлежим" к нему. Более того, мы заинтересованы в постоянстве не только в смысле сохранения материи и энергии нашего тела, но и в постоянство значения, а это и есть историческое.
Мир событий, имеющих значение, к которому мы принадлежим является миром, оставившим свои следы в " здесь и теперь" и, как мы ожидаем, он продолжится. Вот что мы понимаем как мир истории, который следует отличать от любого из пяти предшествующих миров.
15. 39. 2. 7. Нерациональный мир
Всякому опыту присуща иррациональность. И это не иллюзия, вызванная несовершенством нашего знания. Чем тщательнее и всестороннее мы подходим к изучению ситуации, тем явственнее становится наличие элемента, не сводимого к знанию. Этот спонтанный элемент совершенно отличен от Ценности, которая, хотя и не познаваема, как Факт, тем не менее рациональна, последовательна и узнаваема. Нерациональный элемент ускользает от чувственного восприятия и не может быть объяснен в терминах энергий и действий. Иррациональное столь глубоко пронизывает наш опыт, что мы о очевидностью его обнаруживаем, когда и находимся ближе всего к самим себе. Сама сущность опыта иррациональна. Рациональное объяснение мира может быть дано без включения опыта в общую картину, однако без опыта для нас не было бы мира. Воля также иррациональна и необъяснима. Именно поэтому философы пытались обойтись с сознанием и волей как с не имеющими смысла концепциями - и все же они остались столь же реальными, неизбежными и иррациональными, как и прежде.
Нерациональный мир не является бессмысленным хаосом, но его смысл невыразим в терминах Факта и логики. Мы можем назвать его Миром Духа и рассматривать дух как не имеющий ни числа, ни меры, ни места, ни времени; но как только мы сказали все это, мы обнаруживаем в себе убеждение, что имеются " законы нерационального", которые ускользают от нас только потому, что наша воля слишком слаба, чтобы выразить эти законы. Непостижимое - это мир безграничного духа, который ищет объединения с рациональным и ограничением. Этот союз есть " Одухотворение Существования", что явилось предметом главы 35. Мы, люди, безусловно принадлежим к миру спонтанного и иррационального проявления Духа. Это - седьмой мир нашей человеческой монады. Итак, человек живет и имеет свое бытие в различных мирах. В самом себе человек является сложной структурой, включающей его физическое тело, его животную жизнь, его человеческие функции, состояния сознания, формы воли и его потенциал творческой активности. Эта структура входит в настоящий момент, живет, испытывает опыт, воздействует на свое окружение, становится старой и умирает. Чем эта структура являлась до того, как было сформировано тело, и чем станет после того, как тело умрет - это суть вопросы, на которые нельзя ответить в пределах первых шести миров. Если такие ответы есть, то они должны придти из мира Духа. Что есть человек в самом себе и какого его значение - вопросы, на которые частично давались ответы во Втором томе в терминах Семейства Самостей и Индивидуальности (главы 28 и 29).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|