Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века




Содержание

 

Введение

Глава I. Школа и педагогическая мысль в России в начале XIX века

Развитие школ и становление школьной системы в России

Педагогическая мысль в России начала XIX века в трудах отечественных педагогов

Глава II. Обучение и воспитание дворянства в начале XIX века

Система воспитания и обучения в дворянской среде

Домашнее обучение и воспитание в начале XIX века

Заключение

Список литературы

 


Введение

дворянство образование школа

Актуальность. В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому обучению и воспитанию. Дворянское обучение и воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ - это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств.

Пушкин рассуждал: “Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить - или задушить. Нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества”.

Использование традиций дворянского воспитания и обучения, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.

В настоящее время история российского дворянства стала вызывать самый живой интерес не только профессиональных историков, но и широких кругов, общественности, и наряду со специальными работами появились многочисленные публикации, посвященные как отдельным сюжетам этой темы, так и различным представителям дворянства, их деятельности, их коллекциям, книжным собраниям, дворянским родословным и т. д.

И чем больше таких публикаций, тем яснее становится «особенность» дворян, своеобразие дворянской культуры. Наши далекие соотечественники, оставившие нам в наследство свои великие свершения, прекрасные дворцы и драгоценные собрания, были людьми особого «склада».

Хронологические рамки темы выбраны не случайно. Хотя «золотым веком» русского дворянства принято считать вторую половину XVIII в. - эпоху правления Екатерины II - тем не менее, первая половина XIX века была для этого сословия не менее благоприятным и даже блестящим временем, ибо дворянство не только сохранило в полном объеме ранее дарованные привилегии, но и преумножило их. Кроме того, именно в этот период окончательно сформировались те черты дворянской идеологии, которые считаются определяющими для этого сословия - понятие дворянской чести и долга, высокого патриотизма, нравственного достоинства.

Объектом исследования в данной работе является процесс обучения и воспитания дворянства в России в начале XIX века.

Предметом исследования в данной работе является условия кружкового обучения как фактор воспитания дворянства в России в начале XIX века.

Цель исследования изучить развитие и становление дворянского обучения и воспитания в России в начале XIX века.

В соответствии с поставленной целью в работе формируются и решаются следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ педагогической литературы по изучению и становлению школьной системы в России в начале XIX века.

.   Изучить труды отечественных педагогов по проблеме обучения и воспитания в начале XIX века.

.   Рассмотреть систему обучения и воспитания в дворянской среде в России.

.   Выявить и проанализировать особенности домашнего обучения и воспитания в России в начале XIX века.

Гипотеза. Если исследовать особенности кружкового обучения как фактор воспитания дворянства в начале XIX века, то, вероятно, возможно будет определить взаимосвязь данных процессов.

Методы: анализ научной и методической литературы, реферирование, обобщение, анализ.

Теоретической базой нашей работы послужили концептуальные идеи педагогов В.Г. Белинского, А.И.Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, Н.И. Добролюбова, А.Н. Джуринского, С.С.Уварова, Н.И. Пирогова и др.

Методологической основой работы является методологические положения Добролюбов Н.А, Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Юркевич П.Н, Яковкина Н.И., Д.И.Латышина, Ганелин Ш.И., Каптерев П.Ф., Рождественский С.В., Розанов В.В., Ушинский К.Д. и др.

Практическая значимость. Данные работы могут быть использованы в образовательных учреждениях на уроках «Истории России» в старших классах и в учебном процессе в вузе по дисциплине «История и образование педагогической мысли», так же результаты могут быть использованы для будущих исследований, для работы на семинарских занятиях.

Структура работы. Состоит из введения, двух глав, основной части, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа выполнена на листах печатного текста.


Глава I. Школа и педагогическая мысль в России в начале XIX века

Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века

В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли в России.

В 1802 году организовано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завадовский, возглавлявший при Екатерине II Комисию по учреждению школ. На протяжении 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году «Предварительных правил народного просвещения» и в 1804 году «Устава учебных заведений, подведомых университетам» [26]. В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования:

·         Университеты (высшая ступень)

·         Гимназии (средняя ступень)

·         Уездные училища (промежуточная ступень)

·         Приходские школы (начальная ступень).

Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.

Обязанности попечителя - открытие университета или преобразование на новых основах существующего, руководство учебными заведениями округа через ректора университета [24].

Ректор университета - избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ; последние руководили всеми приходскими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело[35].

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции. Не было родного языка и отечественной литературы, Закона Божиего.

Учителям рекомендовалось устанавливать гуманные отношения с гимназистами, возбуждать у них интерес к наукам, поощрять их успехи. Давалось право выбора учебных книг.

Уездные училища - готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т. д.).

Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учителей и учащихся: по 6 -7 часов занятий в школе ежедневно. Все это было малореально [35].

Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными учебниками.

Приходские училища - могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать дет^ям общеобразовательные знания (могли учиться и мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Содержание приходских училищ было либо делом самих крестьян (казенные крестьяне), либо - помещиков и церкви. Государственная казна средств на них не выделяла.

Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались шесть округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских школах было рассчитано на один год, а в уездных училищах на два года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял четыре года. Программа включала латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию и др. Не было в программе богословия и русского языка [25].

В 1808 году в гимназиях вводят Закон Божий. Возникают частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский[2].

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ в уездные растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:

·         "приучение" учащихся к трудолюбию;

·         возбуждение в учащихся охоты к учению;

·         воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей [38].

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка, Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (разработан английскими педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером) [21]. На протяжении четырех лет (1818 - 1822 гг.) в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах, где обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства[41].

Особую роль в их создании, в частности в организации Царскосельского лицея, сыграл государственный деятель М.М. Сперанский. Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми[43].

Значительным влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр Николаевич Голицин. В декабре 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия). В 1816 году А.Н. Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить для средних школ преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шишкове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шишков преследовал цель ограничить научное образование[24].

При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования:

1. Приходские школы для низших сословий

.   Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей

3. Гимназии для чиновничества и детей дворян[7].

Тип образования должен был соответствовать социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах. Ливен не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики[10].

С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития:

1. проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма.

2. демократические устремления общества.

В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:

·         православие

·         самодержавие

соответствовали идеи государственности российской политики, а принцип:

·         народности

соответствовал идеи национального возрождения[15].

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов, а также постановление о лишении университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова С.С. направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования[19]. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян.

В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:

·         С двумя древними языками

·         С обучением естествознанию, законоведению

·         С обучением законоведению[15].

Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Сергей Семенович Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы.

В первой половине 1800 гг. умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов воспитание, и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества [17].

Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты [15].

В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания [21].

В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:

·         религиозность

·         любовь к ближнему

·         нравственность

Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В.Киреевский (1806-1865гг.), А.С.Хомяков (1804-1860гг.), С.П.Шевырев (1806-1864гг.) [15].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...