Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные учебные заведения.




Военно-учебные корпуса

Русское дворянство, исстари обязанное нести «государеву службу», большей частью служило в армии или на флоте. Со временем военная служба стала считаться наиболее почетной и даже естественной для дворянина. Отсутствие ее в биографии того или иного лица требовало особых объяснений (физические недостатки, болезнь или неимение средств для службы в гвардии). В связи с этим большинство дворянских семей стремилось определить сыновей в какие-либо военные училища [32]. Правительство, идя навстречу пожеланиям дворянства, расширяет в начале XIX века сеть военно-учебных заведений. Кроме кадетских корпусов, существовавших еще с ХУШ в., в 1805 г. открывается ряд начальных военных училищ в обеих столицах и ряде провинциальных городов - Смоленске, Киеве, Воронеже и др. В них зачислялись дети от 7 до 9 лет. Обучение происходило в течение 7 лет. Затем из каждой роты 16 лучших учеников направлялись в кадетские корпуса [50]. Среднее военное образование молодые дворяне могли получить в так называемом «дворянском полку» (впоследствии преобразованном в Константиновское военное училище), в морском кадетском корпусе или школе колонновожатых - учебном заведении для подготовки квалифицированных штабных офицеров, Гродненском корпусе, а также в созданном в 1802 г. для детей наиболее знатных фамилий - Пажеском корпусе [51].

Все эти военно-учебные заведения давали общеобразовательную подготовку. Однако такое состояние не удовлетворяло государственные потребности. К устройству новых корпусов было привлечено дворянство, на пожертвования которого было открыто еще 10 новых корпусов. По новому уставу 1805 г. срок обучения в корпусах устанавливался 7 лет, а общеобразовательные предметы преподавались в объеме гимназического курса.

Несмотря на внимание правительства к вопросам военного воспитания, положение корпусов в, материальном и учебно-воспитательном отношениях нельзя было признать удовлетворительным. Даже в привилегированном I Петербургском корпусе, куда принимали только детей потомственных дворян питание, и обмундирование кадетов было плохим [42]. Одежда воспитанников состояла из тонкой суконной куртки с брюками, башмаков и нитяных чулок. Зимой в этом было холодно, летом - жарко. Такое же положение было и в других корпусах. Крайней суровостью отличался и режим. Основным средством воспитания являлись розги, которым кадеты подвергались за малейшую провинность прямо в классе [36].

В первые годы правления императора Николая I на кадетские корпуса было обращено особое внимание правительства. Возглавлявший их великий князь Михаил Павлович назначил своим помощником Я. И. Ростовцева, который внес существенные изменения в учебную часть. Большое значение стало придаваться идейному воспитанию кадет, и в связи с этим таким предметам, как литература и, особенно, история, призванным способствовать патриотическому воспитанию учащихся. Ростовцев даже стал издавать специальный журнал для воспитанников военно-учебных заведений, который должен был способствовать формированию их монархически-патриотического мировоззрения [22]. В 1802 г. был учрежден так называемый Пажеский корпус - особо привилегированное учебное заведение для детей знатнейших дворянских фамилий. Поступление в него разрешалось сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса. Воспитанников готовили к придворной или военной (в гвардии) службе. Хотя Пажеский корпус состоял в системе военно-учебных заведений, но резко от них отличался. По условиям быта и учения он был ближе к аристократическим закрытым пансионам [44].

Распорядок дня разумно предусматривал чередование занятий и отдыха, прогулок, гимнастических упражнений, строевой подготовки. Большое внимание уделялось физическому развитию, закаливанию. Так, каждый день перед завтраком пажи в любую погоду совершали 15-минутную прогулку без верхней одежды, в одних куртках.

Программа учебных занятий была достаточно обширна. В трех младших классах преподавались общеобразовательные предметы: русский, немецкий и французский языки, математика, история, география, черчение и рисование. Успеваемость оценивали по 12-балльной системе, при этом оценки ниже 6 считались неудовлетворительными. Воспитанники, получившие 2 и 1, лишались права на отпуск. Классных журналов не было, их заменяли «классные листы», в которых, как заметили сообразительные пажи, довольно легко было «подскоблить» оценку [48].

В трех старших классах изучали преимущественно военные науки: тактику, стратегию, военную историю, артиллерию, фортификацию; кроме этого - физику, химию, аналитику, геодезию, а также правоведение и статистику.

Обучение в корпусе в первой четверти XIX в. имело существенные недостатки. Многие предметы преподавались отрывочно, бессистемно. Да и военное образование было недостаточным. В то же время непосредственное начальство мало вникало в учебный процесс [46].

Положение стало меняться во второй четверти XIX века при Николае I. Военизированный характер стал носить весь строй жизни пажеского корпуса. В течение всего пребывания в корпусе воспитанники приучались к военной дисциплине, строгой подчиненности. В отпуск при наличии хороших оценок отправляли с билетом, в котором был обозначен срок увольнения. При плохом поведении на улице или в каком-либо общественном месте любой офицер мог отобрать билет, и тогда виновника ожидало строгое, наказание. В качестве таковых применялись розги, арест в темном или светлом карцере, лишение отпуска и в самом крайнем случае - исключение из корпуса [50].

Лицей

Одним из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первую половину XIX века был Царскосельский лицей. В то же время по программе, организации учебного процесса, общему духу - это было совершенно особое учебное заведение, не имеющее аналогов в России того времени [51].

Проект создания лицея для высокоодаренных детей был разработан Сперанским в 1808 году первоначально, по мысли автора проекта, не предполагалось сословных ограничений при наборе учеников. Однако в постановлении о лицее, утвержденном в 1810 г., были изъяты положения о приеме детей всех сословий и равенстве учащихся. Все же основные идеи Сперанского о направлении, методах и содержании воспитания остались. Учебная программа включала как предметы среднего учебного заведения - русский язык, математику, историю, географию, немецкий, французский языки, латынь, закон Божий, нравоучение, так и университетского курса [7]. Особое внимание обращалось на науки нравственные, т. е. те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих. Поэтому лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику [37]. В науках исторических наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности должны были войти художественная литература, лингвистика, стилистика, эстетика и, наконец, «изящные науки» включали чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду и плавание [50].

Таким образом, заведение, принимавшее учеников 10-12 лет, должно было довести их за чрезвычайно короткий - 6-летний - срок до уровня окончивших 8 классов гимназии и 4-летний университетский курс. Правда, в таком виде программа существовала только первые 6 лет.

Штат профессоров и преподавателей лицея был составлен из лучших специалистов. Первыми преподавателями его стали профессора Педагогического петербургского института А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцев, Н. Ф. Кошанский, профессор французской словесности Д. И. де Будри (из Екатерининского института благородных девиц) и профессор немецкой словесности Ф. М. Гауншильд [19].

Ведущую роль в создании особой атмосферы свободомыслия и доброжелательности, которая характерна была для первых лет существования Лицея, сыграл его директор В. Ф. Малиновский, человек разносторонне образованный, прогрессивных воззрений, единомышленник Сперанского. В педагогической практике Малиновский считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться «для общей пользы» [24].

В «Памятной книге Лицея» он писал о необходимости в преподавании всех предметов выделять нравственную идею, «приучать к различию добра и зла». Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, обращаться на «вы» с прибавлением «господин». Лицей был единственным в России учебным заведением, где не было телесных наказаний [41].

Все вопросы, касающиеся обучения и воспитания, решала так называемая Конференция лицея, состоящая из профессоров и директора. Конференция постоянно сносилась с университетами: Петербургским, Московским, Харьковским и Казанским, получала оттуда книги, учебные планы. В свою очередь преподаватели лицея посылали свои научные труды в высшие учебные заведения страны.

Большое внимание уделяли воспитатели физическим упражнениям лицеистов. Зимой после вечернего чая и в 5 часов лицеисты катались на коньках на небольшом четырехугольном пруду перед дворцом. Кроме этого ежедневными были верховая езда, фехтование, летом - плавание и гребля. Директор Малиновский устраивал различные подвижные игры, летом организовывал пешеходные прогулки в Колпино, Павловск, катание в шлюпках по озерам и прудам Царского сёла. Все в жизни лицея - и лекции профессоров, и самостоятельные занятия и чтение, и общение с наставниками и друзьями, и даже развлечения - способствовало развитию индивидуальности каждого воспитанника [1]. И тот период в деятельности лицея, когда эти условия оставались неизменными, отмечен и наибольшими успехами. Особую воспитанность и широкую образованность выпускников Царскосельского лицея, и прежде всего - первого выпуска отмечали все современники, назвавшие этот выпуск блистательным. Позднее он получил название «пушкинский» [51].

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт или, как его первоначально называли, «Воспитательное общество благородных девиц», основанное в 1764'г. в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. Еще в начале XVIII в. на берегу Невы Петром I был построен Смольный двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, получивший название Смольного. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого был спроектирован В. В. Растрелли. В 1764 г. часть монастырских корпусов была передана Екатериной II «Воспитательному обществу благородных девиц». В 1797 г. монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806-1808 гг. по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание [51].

Первоначально «Воспитательное общество» должно было принимать 200 девиц дворянского происхождения с 6-7-летнего возраста; и в течение 12 лет девушки были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Определяющее значение при создании института и в годы его первоначальной деятельности имел И. И. Бецкий, разработавший ряд проектов по воспитанию подрастающего поколения. Проекты носили следы явного влияния идей Ж. Ж. Руссо о воспитании «новой породы людей». Смольный институт, по мысли Бецкого, призван был создать новый тип дворянки, а открытое в 1765 г. при нем «Мещанское отделение» - новую породу «третьего чина людей». Бецким был создан обширный план умственного, физического и нравственного воспитания смолянок. Помимо довольно широкой программы общеобразовательных предметов, в нем значительное место занимали эстетические дисциплины: рисование, музыка, танцы [5].

Воспитанницы института делились по 4 возрастам: I - от 6 до 9 лет; II - от 9 до 12 лет; III - от 12 до 15 лет; IV - от 15 до 18 лет. В учебной программе особое место занимали закон Божий и иностранные языки. Помимо этого, преподавались русский язык, арифметика, география, история, а в третьем возрасте - даже архитектура, опытная физика и геральдика. Чтобы сделать воспитанниц хорошими хозяйками и матерями, их обучали шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства [44]. Однако главной целью воспитания являлось формирование «нового типа» дворянской женщины, образованной, эстетически развитой, способной занять видное место в светской жизни. Для этого девушкам преподавались рисование, музыка, танцы, в четвертом возрасте - правила светского обхождения и учтивости [5]. Этому же должно было способствовать практическое приобщение смолянок к светской жизни. По желанию императрицы Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож (Бецкого, Головиных и др.) устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали институтки. Особо торжественные собрания устраивались в Смольном институте по окончании учебного года. На них приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины. Воспитанницы демонстрировали свои успехи в музыке, пении, танцах. Бывали институтки на маскарадах в кадетском корпусе, празднике, устроенном тоже кадетами в Петергофе, гуляньях в Летнем саду[5].

С течением времени количество институтов благородных девиц увеличивалось. В 1797 г. в Петербурге и в 1802 г. в Москве были открыты два Екатерининских института. В них принимали девиц из небогатых и незнатных дворянских семей. После Отечественной войны в 1813 г. в Петербурге на Васильевском острове был учрежден так называемый Патриотический институт, предназначенный для дочерей штаб - и обер-офицеров, принимавших участие в военных действиях. Затем в него стали принимать и детей чиновников. В 1829 г. по образцу Патриотического был создан для дочерей младших обер-офицеров не из потомственных дворянских семей Павловский институт. Он помещался на Фонтанке близ Обуховского моста. Институты благородных девиц были открыты также в Москве, Харькове, Казани, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Оренбурге, Киеве, Тифлисе и других городах [51].

Смольный институт оставался самым привилегированным из закрытых женских заведений, так как туда принимали девиц «из природных дворян», т. е. потомственных и родовитых дворянских семей.

Наибольшее место в учебном плане отводилось закону Божьему, иностранным языкам, особенно французскому, свободное владение которым считалось обязательным в высшем обществе, а также литературе (преимущественно французской), танцам, музыке, рукоделию. Преподавание же общих предметов производилось более поверхностно и притом в. объеме меньшем, чем в мужских гимназиях [37]. Уроки требовалось отвечать слово в слово по учебнику «в зубрёжку». Преподаватели заботились больше всего о том, чтобы воспитанницы могли блеснуть на экзамене. Процессу обучения учителя и классные дамы уделяли мало внимания. Если обучение девушек не особенно беспокоило педагогов и начальницу, то процессу воспитания уделялось много внимания. Им занимались прежде и больше всего классные дамы (по сути - воспитательницы), которые «вели» свой класс от поступления в институт до его окончания. Живя в институте, они имели возможность круглосуточно наблюдать своих подопечных, быть в курсе их интересов и вкусов, семейного положения. Классные дамы следили за поведением воспитанниц, их внешним видом, манерами. При этом «взыскивалось за неряшливую прическу несравненно строже, нежели за плохо выученный урок» [5]. Этот неусыпный контроль и наблюдение со стороны классных дам становились особенно тяжелыми, если воспитательницы не отличались добротой и справедливостью.

Вся атмосфера института и старания преподавателей, классных дам и начальства призваны были воспитывать у институток определенный моральный кодекс, основанный на развитии верноподданнических чувств, официальной набожности, сознания привилегированности своего сословия. При этом воспитание верноподданнического мировоззрения перерастало в настоящий культ царя и членов царской семьи [51]. Постоянное внушение детям идеи божественности и величия не только царской власти, но и личности самого монарха, пышные празднования так называемых «царских дней» (т. е. дней рождения императора и императрицы), посещение института членами царской семьи, обставляемые со всевозможной торжественностью, наконец, поездки во дворец, которых удостаивались воспитанницы петербургских институтов - все это не могло не действовать на детскую впечатлительность и не приводить к экзальтированному обожанию монарха и его семьи. Особенно характерно это было для Смольного института [44].

Другой особенностью институтского воспитания было стремление оградить девушек от всякого познания «прозы жизни», что должно было якобы способствовать особой чистоте их нравственного облика. На деле это приводило не только к полному непониманию современных общественных и социальных проблем, но и к абсолютной беспомощности в житейских ситуациях. Но забавная наивность институток нередко оборачивалась подлинной трагедией, коль скоро девушкам приходилось сталкиваться с той жизненной прозой, от которой так старательно их оберегали в институте и миновать которую невозможно в действительности[5].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...