15. 39. 8. Структурная антропология
Мы закончим эту главу, суммируя все развитие в этой и предыдущих главах. Краткое изложение и структура Антропологии представлены в терминах первых шести систем.
ПРОЕКТ СТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
I. ЧЕЛОВЕК КАК ТОТАЛЬНОСТЬ
1. Человек и Двенадцать Энергий 2. Человек как материальная структура 3. Человек и Жизнь 4. Человек как Самость 5. Мотивы в человеческой жизни 6. Историческое человечество 7. Человек и Нерациональное
II. ЧЕЛОВЕК КАК ДИАДА
1. Сущность и Существование 2. Личная и общественная жизнь 3. Сексуальная природа
III. ЧЕЛОВЕК как трехмерность
1. Функция, Бытие и Воля 2. Бытие а) Настоящий Момент б) Ум Три модуса опыта: - Автоматический - Чувствительный - Сознательный Три ментальный уровня: - Сознательный Ум - Подсознательный Ум - Сверхсознательный Ум в) Душа - Ум и Душа - Душа и Индивидуальность 3. Функция а) Три группы: Ощущение, Чувство, Мысль б) Центры функциональные в) Способности функциональные: - Присутствие - Силы - Направление г) Высшие функции: - Высший Персональный Разум - Высший Объективный Разум 4. Воля а) Три Космических Импульса б) Множественность воль в человеке: - Личности - Черты в) Самости г) Персональная Индивидуальность
IV. ЧЕЛОВЕК КАК ПОСРЕДНИК ПОРЯДКА
1. Тетрада как принцип Порядка 2. Органический порядок: а) Питание б) Обновление в) Воспроизведение 3. Порядок психического механизма а) Четыре Самости б) Четыре энергии: - Автоматическая - Чувствительная - Сознательная - Творческая 4. Человеческая упорядочивающая деятельность а) Четыре источника: - Актуальный - Идеальный - Практический
- Теоретический б) Связи: - Порядок и Деятельность - Почитание, Вера, Любознательность, Умение 5. Человеческий Ум
V. ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
1. Человек как сущность (entity) а) Основная Пентада б) Пентады эссенциального и экзистенциального человека 2. Понятие Духа а) Внешние пределы - Питание: вегетативное и герминальное - Учитель: природный и сверхприродный б) Внутренние пределы - Высшие Центры и Демуиргическая Природа - Самость как желание и Самость как инструмент в) Персона Человека (Ipseity) - Эгоизм и Индивидуальность
VI. СПОСОБНОСТИ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
1. Воля как Посредник Сращения ( Coalescent) 2. Шесть модусов Сращения а) Человек как Личность б) Человек как социальная единица в) Человек как Руководитель г) Человек как свободный Посредник д) Человек как творец е) Человек как эволюционирующая Самость 3. Индивидуальность а) Персональная Индивидуальность б) Универсальная Индивидуальность в) Космическая Индивидуальность 4. Тело- проводник для Самости и Индивидуальности а) Тело, Душа и Дух б) Состояния Души: - Низшая душа - Высшая душа - Совершенная душа 5. Высшие Силы а) Демиургические Природы б) Зло, Грех и Страдание в) Космическая Индивидуальность как посредник Искупления г) Человек и Бог
Схема, очерченная в таком кратком изложении, не претендует на полноту, В наше намерение входила демонстрация того, что адекватная Антропология невозможна без учета различных модальностей существования и человеческого опыта, которые соответствовали бы последовательности мультитерминных систем. Любая попытка понять самих себя и наше место в мире сталкивается со сложностью человеческой природы. Эта сложность была бы неуправляемой, если бы она не манифестировала организованной структуры, каждый элемент и каждая связь которой имеет свое место в привносит свой вклад. Человек может быть понят только как сложное целое, и его невозможно понять никаким другим путем.
Глава 40
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ 15. 40. 1. ТОТАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Каждое человеческое существо представляет собой сращение нескольких отдельных элементов, приходящих на разных независимых источников. Пока они не собраны вместе, нет отдельного человеческого существа. Допустим, что сращение происходит в момент зачатия по крайней мере отдельных личных элементов. Тогда c этого момента мы можем идентифицировать отдельное человеческое существо с его собственными телесными, психическими и духовными потенциями. В некоторый другой момент сочетание этих элементов расторгается и человеческое существо как таковое прекращает свое существование. Между этими двумя моментами находится весь временной опыт отдельного человеческого существа, и мы будем ссылаться на этот целостный период как на Тотальный Настоящий Момент. Следует заметить, что мы выделяем именно временной опыт, поскольку - в соответствии с нашей схемой - Существование не ограничивается процессами во времени, но включает в себя вечное, или вневременное, сознание и акты воли, которые становятся возможными благодаря детерминирующему условию гипарксиса. Настоящий Момент, будучи разделенным на части, проявляет себя как последовательный ряд событий " во времени"; но если его рассматривать как целое, тогда он предстает структурой, каждая часть которой сосуществует с остальными частями. Когда такая структура рассматривается как активность, она оказывается циклом, входящим в самого себя - подобно символу змеи, пожирающей свой собственный хвост. Наш обычный опыт, в общем, ограничен небольшой областью которую мы можем охватить единичным актом воли, и поэтому мы переживаем жизнь не как целостную структуру - то есть завершенный цикл, - но как ряд событий, следующих последовательно одно за другим. В этом смысле мы можем говорить о " семи возрастах" человека и рассматривать переход от одного возраста к другому как своего рода смерть и возрождение или даже как постепенную капитуляцию перед " окончательной смертью" и растворением. Как мы еще увидим в этой главе, человеческая ситуация слишком сложна, чтобы ее можно было оценивать в терминах простых альтернатив жизни и смерти, поскольку есть более чем один способ жить и более чем один способ умереть.
Человек, как он сформирован в момент зачатия, обладает потенциальным телесным организмом, который детерминируется объединением мужской и женской гамет, и, безусловно, имеет потенции для психического развития более тонкой природы иного происхождения, чем телесная природа. Нам следует проводить различие между человеком экзистенциальным и эссенциальным. Следует также различать Семейство Самостей и Индивидуальность. При этом мы должны помнить, что каждая жизнь обладает потенциалом для трансформации, которая включает в себя акты выбора и решения. С другой стороны, Настоящий Момент складывается из базисных элементов Функции, Бытия и Воли, каждый из которых вносит разнообразие в уже высоко структурированную ситуацию. Таким образом, человек требует, и приобретает весьма сложный функциональный организм. Его воля, коренящаяся в неделимой Персональной Индивидуальности, фрагментирована буквально на бесчисленные большие и малые " воли". Его бытие охватывает различные уровни, и в этом, вероятно, заключается наибольшая трудность для понимания человеческой природы, низшая -и большая часть - которой скрыта в бессознательных сферах витальной и материальной областей, а высшая выделена в сверхсознательные области, которые мы изучали в предыдущей главе, рассматривая человека в качестве вневременной структуры. В настоящей главе мы последуем курсом событий от зачатия до финального растворения, трактуя человека как временной процесс. Совершенно ясно, что невозможно в пределах единственной главы рассмотреть вопрос жизненного цикла человека во всей его глубине и масштабности. Поэтому мы вынуждаем представить очерк, или сжатое резюме; более того, мы вынуждены отказаться от ссылок и объяснений тех оснований, из которых мы исходили. Некоторые из них пришли из древних традиций, другие - из современной психологии и антропологии, третьи - на пути применения Систематики; это наконец и исследования, которые приводились в течение последних двадцати лет в Институте сравнительного изучения истории, философии и наук. Если результаты покажутся догматичными и лишенными научной убедительности, то это объясняется прежде всего необходимостью покрыть гораздо большее расстояние, чем позволяет отпущенное место. Некоторые заключения более спекулятивны, чем другие, что будет отмечено в соответствующих местах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|