Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механические приводы управления поворотом машины

На машине установлены дна аналогичных по устройству механических привода управления поворотом: один для управления правым, а другой — левым механизмами распределения.

Приводы состоят из правого и левого рычагов управления с передними поперечными валами и продольных составных тяг с возвратными пружинами.

Рычаги управления поворотом расположены в отделении управления, установлены на передних поперечных валах на шпонках и закреплены стяжными винтами. В верхней части рукоятки правого рычага установлена кнопка системы очистки смотрового прибора механика-водителя, а в верхней части рукоятки левого рычага установлена кнопка системы торможения двигателем. Продольные составные тяги размещаются вдоль бортов машины, связывая через передние поперечные валы рычаги управления с правым и левым механизмами распределения.

Переднее (исходное) положение каждого, например левого, рычага управления регулируется муфтой и фиксируется упорной планкой, приваренной на борту корпуса машины, в которую при этом упирается планка на продольной составной тяге. Продольная тяга заканчивается регулировочной стяжкой и упорной вилкой, которая соединяется с задающим рычагом передаточного механизма поворота левого механизма распределения. Регулировочная стяжка устанавливает исходное положение задающего рычага по взаимному положению друг к другу ролика и кулака уравновешивающего механизма. Заднее (выжатое) положение левого рычага управления поворотом и, следовательно, конечное перемещение задающего рычага механизма распределения устанавливаются и фиксируются регулировочным винтом, ввернутым в планку, приваренную на борту корпуса машины по взаимному положению ролика и кулака уравновешивающего механизма.

Проверка и регулировка механического привода управления поворотом

Проверку и при необходимости регулировку механического привода управления поворотом производить через 6000 км или после снятия (замены) механизмов распределения.

При проверке и регулировке привода в целях удобства выполнения работы рычаг переключения передач избирателя поставить в положение второй передачи. При этом для левого привода (для правого аналогично):

—     в исходном положении рычага управления поворотом упор продольной составной тяги должен упираться в планку, приваренную па борту корпуса машины, а расстояние между поверхностью ролика и площадкой кулака уравновешивающего механизма должно быть 50 ± 0,5 мм. Регулируется стяжкой;

—     при выжатом рычаге управления поворотом упорная вилка продольной составной тяги должна упираться в регулировочный винт, ввинченный в планку, приваренную к левому борту корпуса машины. При этом расстояние между поверхностью ролика и другой площадкой кулака уравновешивающего механизма должно быть 27—0,5 мм, Регулируется винтом,

Механизмы распределения

Механизмы распределения предназначены для переключения каналов подводящих масло к бустерам фрикционных элементов БКП в зависимости от заданных положений рычага переключения передач и рычагов поворота, а также для регулирования давления масла в бустерах при повороте машины.

На машине установлены два механизма распределении МР — правый и левый. Каждый из них размещен на соответствующей БКП и закреплен на ней четырьмя винтами. Механизмы распределения аналогичны по устройству и принципу работы. По внешнему виду правый МР тличается от левого. Он имеет два рычага, связывающие его с механическим приводом переключения передач, а левый МР имеет один рычаг, аналогичный рычагу.

Механизм распределения имеет следующие основные узлы: картер, распределитель с передаточным механизмом переключения передач и передаточным механизмом поворота, регулятор давления с передаточным механизмом, уравновешивающий механизм и сливные клапаны.

Картер представляет собой чугунную отливку, с боковых сторон закрываемую двумя алюминиевыми крышками 2 к 6. Картер с крышками обеспечивает монтаж всех узлов механизма распределения.

Передняя стенка картера МР глухая. Задняя стенка имеет резьбовое отверстие б под штуцер трубопровода подвода масла из магистрали управления и два прилива, в полостях которых имеются верхние сливные каналы, снаружи закрываемые резьбовыми пробками. На верхней стенке картера расположены четыре отверстия для установки крепежных болтов и два резьбовых отверстия: под ввертыш-пробку регулятора давления в под штуцер приспособления для замера давления масла на линии управления. Это отверстие закрывается пробкой.

Нижняя часть картера имеет цилиндрический выступ с тремя вырезами. На боковую поверхность двух вырезоз выходит горизонтальный канал слива масла в картер БКП из бустеров фрикционных элементов, а сверху прямого выреза дополнительно выходит окно для слива масла из картера МР. Нижняя поверхность цилиндрического выступа является привалоч-вой, которой картер МР устанавливается на площадку барабана корпуса БКП.

Зазор между картерами МР и БКП уплотняется резиновой прокладкой. На привалочную поверхность картера МР кроме четырех отверстий для выхода крепежных болтов выходят пять отверстий для подвода масла к бустерам фрикционных элементов БКП и две расточки, которые сообщены с горизонтальными каналами.

Кроме того, на привалочную поверхность выходят отверстие для слива масла в картер БКП из нижней полости картера МР и полости блокировочного золотника со стороны пружины две узкие фрезеровки и отверстие, обеспечивающие связь канала с полостью одного из нижних сливных каналов.

Алюминиевые крышки имеют отверстия для установки опор передаточных механизмов, которые размещены внутри картера. На крышке, обращенной в сторону борта машины, закрепляется кронштейн уравновешивающего механизма. На противоположной крышке закрепляется стрелка-указатель для контроля регулировки механического привода переключения передач.

Распределитель обеспечивает сообщение каналов бустеров фрикционных элементов БКП с магистралями управления и слива масла. Распределитель включает в себя золотник переключения передач, золотник поворота и блокировочный золотник.

Золотник переключения передач представляет собой цилиндрическую внутри полую пробку. Он размещен внутри золотника и поворота. Внутренняя полость золотника переключения передач соединена с наружной поверхностью отверстиями и окнами. Отверстия обеспечивают подвод масла под давлением внутрь золотника из полости через окно в картере МР и золотнике. Окна направляют масло под давлением из внутренней полости золотника к бустерам включенных фрикционных элементов БКП через соответствующие окна и в золотнике поворота.

На наружной поверхности золотника переключения передач имеются фигурные проточки м и канавки, которые связывают каналы бустеров выключенных фрикционных элементов со сливом масла в картер БКП.

Торцы золотника глухие, но в одном выполнен паз для вращения золотника от передаточного механизма переключения передач МР относительно золотника поворота.

Золотник поворота представляет собой гильзу, которая размещена в горизонтальной расточке картера механизма Распределения. Внутренняя поверхность золотника гладкая, наружная имеет бурты и проточки. В плоскости проточек золотник поворота имеет два окна для слива и три я для подвода масла к бустерам тормозов, и фрикциону. В плоскости широкого бурта имеются два окна и для подвода масла к тормозу и фрикциону. Вращение золотника поворота относительно золотника переключения передач осуществляется через выступ и, на который действует передаточный механизм поворота МР.

Блокировочный золотник распределителя предотвращает подвод масла в канал бустера тормоза из магистрали управления при взаимных положениях золотников переключения передач и попорота, когда это не требуется для включения тормоза.

Блокировочный золотник цилиндрический, он размещен в горизонтальной расточке нижней части картера МР. Золотник управляется передаточным механизмом переключения передач и пружиной.

На II, III, IV передачах блокировочный золотник занимает положение, когда бустер тормоза сообщен со сливом. Па передаче заднего хода он занимает положение, обеспечивающее подвод масла под давлением от золотников переключения передач и поворота к бустеру тормоза. Положение блокировочного золотника при включении I передачи подготавливают бустер тормоза к включению для поворота машины па данной передаче.

Передаточный механизм переключения передач управляется от механического привода и воздействует на золотник переключения передач и блокировочный золотник распределителя. Он включает в себя задающий рычаг правого и передающий рычаг левого механизмов распределения, валик с зубчатым сектором, шестерню и торцевой кулак. Кроме того, для правого механизма распределения к передаточному механизму относится передающий рычаг. Задающий и передающий рычаги правого механизма распределения установлены на противоположных концах валика с зубчатым сектором. Опорами валика являются шарикоподшипники, установленные в обоймах крышек картера механизма распределения.

Задающий рычаг правого МР соединяется с продольной составной тягой механического привода переключения передач, а передающий рычаг— с задающим рычагом левого МР через вертикальные тяги и задний поперечный вал.

Торцевой кулак имеет одну боковую рабочую поверхность, в центре которой находится прямоугольный выступ, взаимодействующий с торцевым шпоночным пазом а золотника переключения передач. По краям рабочей поверхности кулака 10 выполнены две глубокие и четыре неглубокие лунки, в которые устанавливается головка блокировочного золотника, поджимаемого постоянно к кулаку пружиной. В двух глубоких выемках блокировочный золотник фиксируется при включении I передачи н передачи ЗХ, а в неглубоких выемках — на остальных трех передачах и нейтрали е БКП. Кроме того, это определяет взаимное положение золотника переключения передач и золотника поворота, обеспечивающих включение определенной передачи в БКП.

На валике торцевого кулака на шпонке установлены шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором валика, и лимб. Лимб имеет закрашенные полосы с надписями и совместно со стрелкой-указателем позволяет контролировать помер включенной передачи или нейтрали и БКП.

Передаточный механизм поворота управляется от механического привода и воздействует на золотник поворота и передаточный механизм регулятора давления. Он состоит из задающего рычага, кулака поворота и поводкового рычага.

Задающий рычаг МР соединяется с продольной составной тягой механического привода управления поворотом. Он установлен на шлицах оси кулака поворота. Опорами оси кулака поворота являются шарикоподшипники, установленные в обойме крышки картера МР. Кулак поворота является элементом, управляющим процессом снижения номера передачи или торможения ведомого вала в БКП со стороны отстающей гусеницы при повороте машины.

Наружная поверхность кулака поворота имеет две лунки и между ними рабочий профиль с постепенным уменьшением радиуса, которые определяют работу регулятора давления через его передаточный механизм. С наружной поверхностью кулака поворота взаимодействует ролик (шарикоподшипник) передаточного механизма регулятора давления.

В кулаке поворота выполнена фигурная прорезь, в которую вставляется палец поводкового рычага. При вращении кулак поворота фигурной прорезью через палец ж действует на поводковый рычаг, который своей прорезью через выступ и проворачивает золотник поворота относительно золотника переключения передач. При повороте золотника по отношению к золотнику на II, III и IV передачах в БКП (со стороны отстающей гусеницы) происходит отключение бустеров фрикционных элементов, определявших прямолинейное движение, в подключение бустеров, обеспечивающих включение соседней низшей передачи. На I передаче и передаче ЗХ подключаются бустеры остановочных тормозов.

Опорой поводкового рычага служит игольчатый подшипник, установленный на оси п приливе картера МР.

Регулятор давления обеспечивает падение давления масла в бустерах при выключении передачи в БКП со стороны отстающей гусеницы и плавное нарастание давления масла до 5 кгс/см2 в бустерах, осуществляющих включение передачи в БКП (на номер ниже) при повороте машины. Возрастание давления масла до 14±1 кгс/см2 в указанных бустерах осуществляется клапанным устройством.

Регулятор давления состоит из регулирующего золотника, гильзы, регулирующей пружины и пружинного упора.

 Регулирующий золотник цилиндрической формы, он имеет бурт и кольцевую проточку. В верхней части золотника выполнено гнездо, в котором размещается регулирующая пружина, а в нижней просверлен осевой канал, сообщающийся с кольцевой проточкой поперечным сверлением. Золотник размещается в гильзе.

Гильза внутри разделена кольцевыми перегородками на три полости. В нижнюю полость в масло подводится под давлением магистрали управления через отверстие. Средняя полость соединена с каналами бустеров фрикционных элементов, определяющих номер передачи в БКП, через окна в картере МР, золотнике поворота и золотнике переключения передач, а также с отверстием, от которого масло подводится к отверстию под штуцер приспособления для замера давления масла на линии управления. Верхняя полость гильзы двумя отверстиями соединена с верхними подпиточными (сливными) клапанами.

Регулирующая пружина нижним торцом упирается в дно гнезда золотника регулятора давления, а верхним в регулировочный винт пружинного упора! Пружинный упор включает в себя ввертыш-пробку, тарель с гайкой, регулировочный винт и две возвратные пружины. Ввертыш-пробка ввинчена в резьбовое отверстие верхней стенки картера и закрыта колпачком. Возвратные пружины установлены между ввертышем-пробкой и тарелью. Колпачок застопорен проволокой.

Передаточный механизм регулятора давления обеспечивает работу управляющего золотника регулятора давления. Он состоит из вильчатого рычага с сухарями, имеющего выступ с роликом.

Вильчатый рычаг установлен на валике передаточного механизма переключения передач па игольчатых подшипниках. Ролик является задающим элементом передаточного механизма регулятора давления, на который воздействует кулак поворота.

При нахождении ролика в лунках кулака поворота пружинный упор та релью через сухари вильчатого рычага непосредственно действует на торец регулирующего золотника, что определяет его крайнее нижнее положение в гильзе. При этом регулирующая пружина, сжатая регулировочным ВИНТОМ пружинного упора в гнезде золотника, выключена из работы.

При нахождении ролика на рабочем профиле кулака поворота вильчатый рычаг поднят и его сухари, отжав через тарель возвратные пружины пружинного упора, не действуют на регулирующий золотник. При этом золотник устанавливает давление масла в бустерах фрикционных элементов БКП пропорционально усилию, действующему на него со стороны регулирующей пружины. Усилие пружины зависит от степени ее деформации регулировочным винтом, что в свою очередь определяется величиной подъема тарели пружинного упора вильчатым рычагом.

Уравновешивающий механизм служит для компенсации сил и моментов, действующих со стороны пружинного упора регулятора давления па передаточный механизм поворота, что уменьшает усилие, прилагаемое механиком-водителем на рычаг управления поворотом. Механизм установлен снаружи МР и включает в себя уравновешивающий кулак, двуплечий рычаг, стакан с пружинами и кронштейн.

Уравновешивающий кулак установлен на шлицах оси кулака поворота и имеет фигурное окно, верхний профиль которого является обратным рабочему профилю кулака поворота. На наружной поверхности уравновешивающего кулака сделаны две площадки с отверстиями - под установку специального приспособления для проверки регулировки механического привода управления поворотом.

Двуплечий рычаг установлен на хвостовике валика на шарикоподшипниках. На одном плече рычага закреплена ось, связывающая рычаг со стаканом с пружинами, а на другом плече — ось, на которой установлен ролик (шарикоподшипник), поджимаемый усилием пружин стакана к рабочему профилю уравновешивающего кулака

Усилие пружин в стакане примерно равно усилию пружин упора регулятора давления, которые создают относительно оси вращения кулака поворота моменты разного направления, уравновешивающие друг друга.

Кронштейн закрепляется винтами на крышке картера и имеет ось, служащую опорой стакана с пружинами.

Работа механизмов распределения при прямолинейном движении машины. Правый и левый МР при прямолинейном движении машины работают одновременно с синхронным взаимодействием их составных элементов.

В БКП включена передача (или нейтраль). Взаимные положения узлов и элементов МР зафиксированы рычагом переключения передач в пазе гребенки избирателя и исходными (передними) положениями рычагов управления поворотом машины.

Золотниками переключения передач и поворота каналы двух бустеров фрикционных элементов (канал одного бустера тормоза на нейтрали), определяющих включенную передачу, подключены к магистрали управления, а остальных бустеров — к сливу масла через клапаны в картер БКП. На передаче заднего хода подключение канала бустера тормоза ТБ дополнительно определяется золотником. Во всех случаях головка блокировочного золотника находится в одной из лунок торцевого кулака, а стрелка-указатель — в пределах окрашенной полосы лимба 8, указывающего номер передачи (или нейтраль).

Ролик вильчатого рычага находится в лунке кулака поворота. Это дает возможность возвратным пружинам пружинного упора сжать регулирующую пружину и через тарель и сухари вильчатого рычага непосредственно действовать па верхний торец регулирующего золотника. Поскольку возвратные пружины отрегулированы на значительно большее давление (порядка кгс/см2), чем устанавливается клапанным устройством в магистрали управления (14 ± 1 кгс/сми), то регулятор давления не работает.

Масло из магистрали управления подводятся в полость а гильзы регулятора давления, проходит через кольцевую проточку регулирующего золотника в полость г и через золотники распределителя поступает в бустеры фрикционных элементов, определяющих номер включенной передача (или нейтрал к).

Выключение передачи в БКП. Перед выключением передачи выжимается педаль РСА. Этим замыкается микровыключатель электрической блокировки электромагнитного привода выключения и включения передач, и замковым механизмом снимается механическая блокировка механического приаода переключения. При выводе рычага переключения передач из паза гребенки избирателя замыкается микровыключатель цепи электромагнитного привода, что приводит к срабатыванию электромагнита а управляющего золотника коробки плавности. При этом масло из бустеров, определявших включенную передачу в обеих БКП, через коробку плавности сливается в бак, проходя последовательно через полости и в МР и трубопроводы, соединяющие их с коробкой плавности. Ранее включенная передача выключается.

Переключение и выключение передачи в БКП. Переключение передачи происходит при переводе рычага переключения передач вдоль гребенки избирателя. При этом механический привод переключения передач одновременно поворачивает валики с зубчатыми секторами обоих МР. Зубчатые секторы действуют на шестерни, которые обеспечивают синхронный поворот торцевыми кулаками золотников переключения передач относительно золотников и поворота, переключая каналы, подводящие масло к бустерам включаемой передачи в БКП- При включении I передачи или передачи заднего хода торцевые кулаки обеспечивают (под действием пружины) перемещение блокировочного золотника, который открывает канал подвода масла к бустеру тормоза. Однако на I передаче тормоз не включится, так как золотниками переключения передач и поворота подачи масла к его бустеру закрыт. На данной передаче блокировочный золотник только подготавливает подвод масла к бустеру тормоза для включения последнего при повороте машины на данной передаче.

При быстром выведении-рычага переключения передач из паза гребенки избирателя и его продольном перемещении в положение включаемой передачи часть масла из бустеров фрикционных элементов включаемой передачи будет сливаться через сливные клапаны механизмов распределения параллельно сливу масла через коробку плавности

При введении механиком-водителем рычага переключения передач в паз гребенки избирателя размыкается цепь электромагнитного привода и коробка плавности, регулируя процесс нарастания давления масла в бустерах фрикционных элементов обеих БКП через каналы МР, включает передачу.

Работа механизмов распределения при повороте машины

Поворот машины осуществляется в процессе перемещения одного из рычагов управления поворотом из исходного (переднего) положения в крайнее заднее. При этом от соответствующего механического привода работает только один МР со стороны отстающей гусеницы. Работа правого и левого МР при повороте аналогична.

Механическим приводом задающий рычаг и жестко связанные с ним кулак поворота с кулаком уравновешивающего механизма поворачиваются. Кулак поворота Вначале, воздействуя на ролик, обеспечивает быстрый подъем вильчатого рычага передаточного механизма регулятора давления. При этом вильчатый рычаг сухарями поднимает тарель пружинного упора и, сжимая возвратные пружины). освобождает золотник регулятора давления. Регулирующая пружина разжимается, усилие, с которым она начинает воздействовать на золотник, снижается до нуля.

Усилием от давления масла, подводимого через радиальное и осевое сверление золотника под его нижний торец, золотник регулятора давления поднимается. В результате нижняя кромка кольцевой проточки золотника разобщает полость в гильзы с полостью, которая в свою очередь кольцевой проточкой золотника соединяется с полостью. Масло из бустеров фрикционных элементов, пройдя через золотники распределителя, поступает в полости, откуда через сливные клапаны сливается в картер БКП. Давление в бустерах фрикционных элементов БКП падает до 0,1—0,2 кгс/смг, что определяется пружинами сливных клапанов. Передача, до этого определявшая в БКП прямолинейное движение машины, выключается, а машина совершает поворот со свободным радиусом.

Одновременно с выключением передачи кулак фигурной прорезью поворачивает за палец поводковый рычаг, который, воздействуя на выступ, поворачивает золотник поворота относительно золотника переключения передач. При этом на II, III и IV передачах подключаются каналы, подводящие масло в бустеры фрикционных элементов БКП, для включения пониженной соседней передачи. При повороте машины на I передаче и передаче заднего хода подключаются каналы, подводящие масло к бустерам остановочных тормозов.

При дальнейший повороте кулака поворота ролик, поджимаемый к рабочему профилю кулака поворота возвратными пружинами, плавно опускает вильчатый рычаг. Одновременно плавно опускаются тарель и регулировочный винт пружинного упора, который через регулирующую пружину перемешает вниз золотник регулятора давления. Как только нижняя кромка проточки золотника сообщит полость а, связанную с магистралью управления, с полостью, а верхняя кромка проточки золотника начнет перекрывать сливную полость от полости, давление передается через сверления золотника под его нижний торец. Для дальнейшего перемещения золотника регулятора давления потребуется поджать регулирующую пружину так, чтобы сила, действующая па золотник со стороны пружины, оказалась бы больше силы давления масла на нижний торец золотника. По мере опускания золотника щель, образуемая для прохода масла из полости в полость, под действием регулирующей пружины увеличивается, а из полости в сливную полость уменьшается. Давление в полости гильзы увеличивается, что обеспечивает нарастание давления в бустерах фрикционных элементов, включающих передачу в БКП. Всякому промежуточному положению ролика на рабочем профиле кулака поворота будет соответствовать вполне определенная сила действия регулирующей пружины на золотник регулятора давления и, следовательно, давление масла в бустерах, которое будет непрерывно возрастать по мере опускания регулировочного винта пружинного упора.

Конечное положение ролика на рабочем профиле кулака поворота обеспечивает возрастание давления в бустерах до 5 кгс/см2. Работа регулятора давления масла обеспечивает машине плавный поворот с радиусом, меньше свободного.

При крайнем заднем положении рычага управления поворотом ролик вильчатого рычага попадает в конце рабочего профиля кулака поворота в лунку. Возвратные пружины, действуя непосредственно через тарель пружинного упора и сухари вильчатого рычага на верхний торец золотника, выключают из работы регулирующую пружину. При этом давление в бустерах фрикционных элементов возрастает до 14 ± 1 кгс/см2, которое определяется клапанным устройством. Машина поворачивается с расчетным радиусом.

Возвращение рычага управления поворотом в исходное положение обеспечивает обратный порядок работы элементов механизма распределения, при котором машина выходит из поворота для продолжения прямолинейного движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...