Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика рынка минеральной воды г. Тамбова




 

Рынок минеральной воды в целом развивается достаточно динамично. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.
 В Тамбове в сегменте минеральной воды лидируют три производителя Aqua Minerale и BonAqua, Липецкая. Также широко представлены в Тамбове, и значительную долю в этом сегменте занимает минеральная вода, Меркурий, Святой Источник, Артемовская, Есентуки, Нарзан, Новотерская Целебная.

Как показывает практика, по сравнению с прошлым годом, в 2005‑м на рынке Тамбова не будет наблюдаться резкого изменения в потреблении минеральной воды. Безусловно, на потребление минеральной воды оказывает существенное влияние фактор сезонности: в летний период оно увеличивается в 2–3 раза. Количество непосредственных потребителей при этом возрастает не более чем на 11%. Из этого можно сделать вывод, что увеличение объемов происходит в основном за счет интенсивности потребления минеральной воды внутри группы постоянных покупателей. Тормозит темпы роста объемов минеральной воды в «миграция» покупателей в группы потребителей соков и газированной воды.

Изменения происходят и внутри самого сегмента: увеличивается доля крупных производителей за счет уменьшения доли мелких. Пару лет назад на рынке Тамбова, как и по России в целом, было достаточное количество мелких производителей минеральной воды. Можно было выделить два основных ценовых сегмента: дорогие мировые брэнды и более дешевая отечественная продукция. Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию можно описать следующим образом: произошло более четкое сегментирование рынка как по ценам, так и по торговым маркам. Учитывая рыночные условия, мировые производители выпускают также продукцию и для среднего ценового сегмента, что расширяет их влияние на рынке.

К premium‑классу можно отнесли брэнды, которые отличаются качеством, известностью марки, дизайном упаковки и ценой – «Evian», «Volvic». В средний класс (middle), таким образом, вошла следующая минеральная вода «Есентуки», «Святой Источник», «Новотерская Целебная»; в mass‑класс минеральная вода – «Липецкая», «Меркурий», «Артемовская».

По мнению экспертов, это глобальные тенденции экономики – идет укрупнение бизнеса, мелкие предприятия не могут выдержать конкуренции, потому что не хватает ресурсов для повышения качества продукции, исследования рынка и покупательского поведения, проведения акций, разработки и внедрения новой продукции. Кроме того, мелкие производители не могут выдержать условий, которые выдвигает сетевая розница, потому что у торговых сетей определенные правила работы, которые они диктуют поставщикам: стимулирование своей продукции, мерчендайзинг, определенные объемные показатели продаж. Важными показателями при формировании ассортиментной политики торговых сетей сейчас являются продажи напитков тех или иных марок по городу в целом и доля производителя на рынке безалкогольной продукции. Причем обусловливаются эти критерии, в первую очередь, выбором покупателя.

В отношении упаковки можно отметить, что традиционно большей популярностью пользуется газированная вода в ПЭТ-бутылках – напитки в такой таре занимают 90% общего объема продаж. Самые ходовые – это 1,5–2-литровые бутылки, они составляют около 75–80% продаж, 10–15% приходится на бутылки по 0,5 (0,6) литра.

Как правило, спрос на 0,5-литровые бутылки выше в будни, когда люди покупают минеральную воду спонтанно; в выходные основной объем продаж составляют напитки в 1,5–2-литровых бутылках. Существует и сезонная зависимость, но она не значительна. Летом, например, увеличивается объем потребления продукции компаний «в бутылках 0,5 литра, а зимой – потребление минеральной воды различных производителей в бутылках по 1,5–2 литра.

Приобретаемый объем бутылки минеральной воды в большинстве случаев зависит от возраста покупателя: так, молодежь предпочитает покупать минералку в бутылках по 0,5 (0,6) литра для индивидуального потребления. Покупатели старшего возраста предпочитают покупать в бутылках по 1,5–2 литра для всей семьи.

На начало года население города Тамбова составило 300 тыс. жителей (от 12–60 лет), среднее потребление минеральной воды на одного человека в год составило 4 литра. По данным бюджетной статистики 12% населения имеют доход выше среднего; 48% – средний и 40% – ниже среднего. Нормативы потребления при прежнем уровне дохода: для I группы – 8 литров минеральной воды в год на одного человека; II группы – 5 литров минеральной воды на человека; III группы – 1,6 литров на человека.

Поправки на коэффициент эластичности спроса от дохода: предполагается, что в I группе доход вырастет на 20%; во II – на 10%; в III – на 4% и в IV снизится на 5%. Коэффициент эластичности равен 0.7%, т.е. при росте дохода на 1% спрос на минеральную воду растет в среднем на 0.7%. Тогда в I группе можно ожидать уровня потребления до 9.12 литров на человека; рост дохода на 20% привел к увеличению спроса на 14% (20 ´ 0.7), т.е. темп роста составил 1.14. Новый уровень потребления: 8 ´ 1.14 = 9,12. Во II группе: рост спроса 10 ´ 0.7 = 7%; 5 ´ 1.07 = 5,35 литра на человека. В III группе: рост спроса 4 ´ 0.7 = 2.8%; 1,6 ´ 1.028 = 1.7 литра на человека.

Тогда потенциальная потребность в минеральной воде складывается следующим образом:

36000 чел. ´ 9.12 л/чел. + 144000 чел. ´ 5.35 л/чел. +

120000 чел. ´ 1.7 л/чел. =

328320+770400+204000=1302720 (литров/год)

В среднем это составит 4.4 литра в год на человека.

По экспертным оценкам вода «Артемовская» занимает около 10% рынка минеральной воды г. Тамбова. Этот показатель является сравнительно не большим, но учитывая размеры предприятия и ситуацию на рынке этот показатель можно считать в целом удовлетворительным.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...