Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические основы организации спортивного отбора и спортивной ориентации в настольном теннисе

 

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности молодого спортсмена к тому или иному виду спорта на основе способностей – совокупности качеств личности, которые соответствуют объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающие успешное её выполнение (Вайцеховский С. М., 1971).

Можно с полной уверенностью сказать, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно.

Анализ современной научно-методической литературы, касающейся проблемы оценки способностей позволяет определить, что многие авторы решают одну задачу – выявление комплекса признаков; которые служили бы индикаторами будущих спортивных успехов в каком-либо виде спорта.

В настольном теннисе имеют значение:

1) общие способности,

2) специальные способности.

К общим качествам, обеспечивающим относительную ловкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных настольном теннисе  относятся – крепкое здоровье, общая выносливость, общие силовые показатели как относительной, так и абсолютной силы, координация движений, гибкость, школа движений и т. д.

К специфическим особенностям относятся качества необходимые для достижения высоких результатов в настольном теннисе.

Совершенно точно можно сказать, что для достижения высоких результатов в настольном теннисе  необходимо владеть:

– высоким уровнем скоростно-силовых качеств,

– высоким уровнем быстроты движений,

– должны быть развиты координационные способности,

– должен быть высок уровень развития силовой выносливости  (Войцеховский С. М., 1971, Алабин В. Г., 1966, Кравчук А. И., 1984 и др.).

Процесс спортивного отбора имеет многоступенчатый характер. Это процесс длительный и в научно-методической литературе выделяют, в основном, три этапа спортивного отбора:

I этап – предварительный просмотр (от первого занятия до 2–4 месяцев);

II этап – углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3–6 месяцев);

III этап – многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.

На первом этапе спортивного отбора, исходя из существующих положений о детских спортивных школах, а также учитывая мнения ученых, можно рекомендовать ориентироваться на возрастные границы отбора в некоторых видах спорта.

Так, С. М. Войцеховский рекомендует отбирать детей для занятий   спортивными видами тенниса в 10–12 лет (Войцеховский, С. М. 1971).

Так же, по мнению Л. П. Матвеева необходимо различать понятия «начало углубленной спортивной специализации» и «возраст приобщения к спорту».   Целесообразный возраст приобщения к спорту и адекватный возраст начала углубленной спортивной специализации – далеко не одно и то же.

  Форсированная же чрезмерно суженная спортивная специализация, пусть даже она начинается в официально установленные для набора в спортивные школы сроки, хотя и сопровождается некоторое время быстрым приростом спортивных результатов, чревата ущербом как для конечных спортивных достижений, так и, главное, для полноценного развития организма и личности.  Известно также, что немало спортсменов, начав спортивную специализацию только в близком к зрелому, и зрелом возрасте – в 17–20 лет, а в отдельных случаях и старше, достигали подлинно выдающихся спортивных результатов (в их числе ряд олимпийских чемпионов, чемпионов и рекордсменов мира) (Матвеев Л. П., 2016).

На втором и третьем этапах основной задачей ставится тщательное комплектование тренировочных групп, более точное определение специализации спортсмена упражнения, весовая категория.

 Поэтому необходимо более глубоко изучить возможности спортсмена, особенности его психических и морально-волевых качеств. Отсев спортсменов при этом гораздо меньше, чем на предыдущем этапе. Тренер должен определить, как быстро и насколько прочно схватывает новичок элементы техники, какими темпами изменяется его уровень развития физических качеств (в первую очередь ведущих), как он переносит тренировочные нагрузки (Набатникова М.Я., 1982).

Учитывая то, что в настольном теннисе  предъявляют повышенные требования к нервной системе занимающихся, ряд авторов (Худадов Н.А., 1966 и др.) рекомендует особое внимание при отборе уделять изучению свойств нервной системы (сила, динамичность, уравновешенность, лабильность), которые являются врожденными индивидуальными особенностями человека, мало поддающимися коррекции, т. е. надежность психики ее настойчивость к экстремальным условиям являются важным показателем при отборе и играют большую роль для дальнейшего совершенствования. Именно по этой причине многие авторы советуют не исключать из секции настольного тенниса  спортсмена за его первые неудачи, тоже касается и спортивного отбора. Необходимо оставлять детей не прошедших барьер баллов по тестированию, но проявивших морально-волевые качества (Станков А.Г., Климин В.П., 1984).

При начальном Г.С. отборе Туманян рекомендует, учитывать ведущие условия, обеспечивающие успешность в спортивной деятельности.

Представленные условия могут, относится и к теннису, так как условия соревновательной деятельности во много совпадают. Они заключаются в следующем:

1) Наличие обостренного чувства чести и самолюбия. Только дети, обладающие этими качествами, выдерживают трудности спортивной деятельности и способны постоянно ставить и решать все более трудные задачи.

2) Близость расположения места жительства от основной тренировочной базы. Это позволяет меньше тратить времени и энергии на переезды и соответственно чаще, продолжительнее и эффективнее тренироваться.

3) Высокий уровень выносливости. Для высоких спортивных достижений необходима выносливость. Это качество трудно тренируемо, так как во многом обусловлено наследственностью. При наличии достаточной выносливости экономичнее выполняются тренировочные задания, выдерживаются большие нагрузки, быстрее происходит восстановление. Все это способствует выполнению большого объема тренировочной работы и достижению высоких результатов в соревнованиях.

4) Координационная одаренность. Теннисист в ходе поединка выполняет множество разнообразных движений в различных условиях опоры и различных плоскостях (фронтальной, сагиттальной, латеральной). Это требует хорошей координации. Успешность совершенствования этого качества находится в зависимости от координационной одаренности (Туманян Г. С., 1985).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...