Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки в ходе спортивного отбора настольного тенниса

Спортивный отбор может быть эффективен лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности через использование контрольных испытаний и предполагающая использование различных методов обследования.

Антропометрические обследования, которые позволяют определить, на сколько занимающийся соответствует тому морфотипу (тип телосложения человека), который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта.

В процессе тестирования, исследователи проводят измерение длины руки, стопы, определяют рост и вес спортсмена, объем грудной клетки и т.д. в зависимости от вида спорта, батарея измерительных тестов может быть различной  (Войцеховский С. М., 1971, Набатникова М. Я, 1982).

В тоже время, Л. П. Матвеев отмечает, что антропометрические данные не всегда являются основными при определении спортивной одаренности. Среди  теннисистов  часто выигрывают крупнейшие соревнования не самые тяжелые в своей весовой категории. Тем самым лишний раз подтверждается, что реальный вклад в спортивно-достиженческие возможности индивида тех или иных свойств строения тела (и не только их, но и функциональных свойств) может быть верно оценен лишь в единстве, в комплексе со всеми основными индивидуальными факторами спортивных достижений (Матвеев Л. П., 2016).

Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности претендентов на поступление в спортивную секцию, желающих продолжить занятия в секции.

Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме подростков после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

Чаще всего, измерение необходимых показателей производится с помощью изучения реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Измеряют, частоту сердечных сокращений (ЧСС) до начала выполнения нагрузки, во время выполнения, по окончанию и спустя несколько минут после завершения выполнения упражнений. В качестве показателей индивидуальной спортивной предрасположенности стремятся определить, прежде всего, естественно, те функциональные возможности организма, которые играют особенно важную роль в достижении результатов в избираемом (или уже избранном) виде спорта.

В частности, при выявлении их в видах спорта, требующих преимущественно выносливости в продолжительной мышечной деятельности, особое внимание уделяют определению функциональных возможностей систем кислородного энергообеспечения организма (по показателям жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и потребления кислорода, порога аэробного и анаэробного обмена и др.).

В  видах спорта спринтерского типа – функциональных возможностей систем анаэробного и смешанного энергообеспечения (по показателям эффективного функционирования в условиях накопления кислородного долга и молочной кислоты в крови, порога анаэробного обмена и др.

Значительная часть таких показателей, согласно имеющимся исследовательским данным, считается в весьма большой мере обусловленной наследственно. С учетом этого намечены их «нормативные» параметры, которые рекомендовано принимать в расчет при выборе спортивной специализации и отборе (Платонов В. Н., Сахновский К. П., 1988).

Для оценки функциональных возможностей, существенных во многих видах спорта, наряду с показателями, характеризующими вегетативные функции, более или менее широко используют инструментально определяемые показатели времени простых и сложных двигательных реакций, сократительных способностей и способности к расслаблению мышц, избирательной динамометрии, подвижности в суставах и другие показатели, отображающие функциональные свойства нервно-мышечной и мышечно-двигательной систем (Матвеев Л. П., 2016).

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований.

Хотя психологические характеристики личности значительно сложнее оценить (или предсказать их влияние на выступление спортсмена), чем параметры сердечно-дыхательной системы, нет сомнения, что, с одной стороны, индивидуальные черты личности влияют на двигательную деятельность и выбор образа жизни, а с другой – двигательная деятельность оказывает влияние на личность  (Джамчарова Т. Т., Пуни А.Ц., 1972).

Исследователи прибегают к использованию психологических тестов, носящих констатирующий (диагностирующий) характер. Это, как правило, «тесты достижений» – направленные на выявление уровня надежности в различных сферах (целеустремленность, упорство и т.д.). Длительная спортивная тренировка, безусловно, вырабатывает самодисциплину и умение управлять собой, однако при отборе преимущество следует отдавать уравновешенным новичкам с устойчивой психикой (Алексеев А.В., 1985).

Идеальными типами нервной системы для занятий в настольном теннисе считаются сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) и сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

Следует, однако, учитывать, что в чистом виде эти типы встречаются крайне редко.

 Спортсмен, который не может подавить чрезмерное возбуждение во время тренировки, вряд ли сумеет добиваться высоких и устойчивых результатов на соревнованиях. В процессе первых же тренировок и соревнований в настольном теннисе изучаются такие качества, как смелость и решительность, а также способность самоотверженно бороться до конца (Черникова О. А., 1980).

Однако среди выдающихся спортсменов много таких, кто сравнительно медленно продвигался на начальных этапах обучения и тренировки и даже длительное время считался бесперспективным.   Кроме того, по мнению С. М. Войцеховского бесперспективны для большого спорта те новички, которые не могут успешно совмещать занятия спортом с учебой в школе (Войцеховский С. М., 1971).

Педагогические контрольные испытания позволяют судить о наличии необходимых физических качеств и способностей индивида для его успешной специализации в виде спорта. Помимо тестов общей физической подготовленности (ОФП) прибегают к педагогическим наблюдениям.

Результаты наблюдений основаны на убеждениях организаторов спортивного отбора, их профессиональной позиции. Группа экспертов может определять ошибки в технических приемах, осуществлять судейство контрольных соревнований отбора и т.д. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умения управлять своими движениями.

Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности занимающихся выполнить предложенный им набор тестов и очень мало об их перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности к обучению в том или ином виде деятельности (Алабин В. Г. 1966, Ашмарин Б.А., 1990).

Так, при оценке перспективности спортсменов исключительное значение имеют быстрота и качество восстановления после тяжелых тренировочных нагрузок, свойственных современной методике тренировки.

В процессе регулярной многолетней тренировки эти показатели значительно развиваются, однако природные предпосылки в этом отношении чрезвычайно важны.

Простейшим тестом, определяющим способность к быстрому и качественному восстановлению, может являться следующий: в положении стоя подсчитать пульс за 10 сек.; выполнить какое–либо контрольное упражнение продолжительностью 1–3 мин. (бег, бег на лыжах, прыжки со скакалкой и т. п.); подсчитать пульс за первые 10 сек. после окончания упражнения, а затем через каждые 20 сек. до тех пор, пока частота его не снизится до исходного уровня.

После повторения этого упражнения на одном – двух последующих занятиях тренер без труда установит, что у одних новичков пульс восстанавливается буквально через 20–40 сек., тогда как у других – через 2–3 мин. и даже больше (Войцеховский С. М. 1971, Платонов В. Н., Сахновский К.П. 1988 и др.).

Таким образом, особенностями спортивного отбора в настольном теннисе является изучение психологической готовности спортсмена, его координационной одаренности и выносливости.

Специфика настольного тенниса  заключается в технике выполнения двигательных действий во время поединка. Техника настольного тенниса разнообразна. Она содержит множество технических приемов и предъявляет высокие требования к координации движений спортсмена.

В итоге, выносливость, как физическое качество необходимо для сохранения высокого темпа ведения поединка во время соревнований и для обеспечения продолжительного тренировочного процесса.

Скоростно-силовые способности необходимы при выполнении неожиданных для противника пассов. Спортсмен, обладающий высоким уровнем скоростных способностей имеет преимущество в выполнении действий нападения и защиты.

Координационные способности необходимы для выполнения технических приемов в условиях ограниченной опоры. Гибкость важна для овладения широким арсеналом   перемещений, сохранения равновесия и т.д.

В связи с этим, можно определить основные методы спортивного отбора в настольном теннисе.

Наиболее важными для определения уровня развития физических способностей юного спортсмена будут методы педагогического наблюдения, педагогические контрольные испытания и психологические методы исследования. В процессе педагогических наблюдений экспертная группа оценивает технические способности спортсмена, способности к овладению движениями. Этот процесс может осуществляться эпизодически как единовременное мероприятие по отсмотру перспективных спортсменов и систематически – на протяжении нескольких недель во время тренировок подготовительной группы.

Так же, наблюдения могут осуществляться в процессе соревнований теннисистов. Как правило, эксперты выставляют баллы за технику по 5-ти или 10-ти больной шкале. Критерии качества двигательных действий: морально-волевые качества, гибкость, количество технических приемов, способность к равновесию, точность действий атаки и защиты и т.д. Педагогические контрольные испытания подразумевают выполнение тестов.

Результаты тестов позволяют выбрать наиболее координированных спортсменов, спортсменов обладающих более высоким уровнем скоростных способностей, выносливости и т. д. Для тестирования скоростных способностей применяется бег на 30–60 метров, прыжки через скакалку на время.

Психологические исследования определяют тип подвижности нервной системы у занимающихся, готовность их к соревнованиям, выявляют мотивацию к соревнованиям и тренировкам. В комплексе полученные данные помогают дополнить представление об объекте спортивного отбора и оставить в спортивной группе наиболее перспективных. Используют оценку психологической устойчивости, волевого качества настойчивости через выполнение тестов (проб).

Так, под общей психологической устойчивостью понимается способность сохранять устойчивость психических процессов при сильном утомлении и различных неблагоприятных воздействиях.

Оценка общей психологической устойчивости может осуществляться путем сопоставления результатов каких-либо упражнений на координацию движений, внимание, быстроту в действии после больших физических нагрузок, например, после кросса на 1 или 3 км, вестибулярных нагрузок, эмоциональных переживаний и др.

Например, после разучивания и проверки упражнений на координацию движений в бросках теннисного мяча в цель (5–7 раз с 3–5 м) выполнить кросс на 1 км и повторить после него упражнения на координацию и в бросках. Снижение результатов координации и точности движений свидетельствует о недостатках психологической устойчивости (Марищук В.Л., 1990).

О волевых качествах – смелости, решительности можно сулить путем наблюдения за выполнением испытуемыми гимнастических упражнений, особенно прыжков, а также путем создания ситуации свободного выбора, где более близкий путь опаснее (например: переход через канаву по узкой опоре или прыжком), а менее опасный – длиннее (возможность обежать препятствие) (Марищук В.Л. 1990).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...