Организация исследования и программа отбора
Исследования по отбору и спортивной ориентации теннисистов, занимающихся настольным теннисом, могут проводиться на базе юношеской спортивной школы в период проведения соревнований, что предполагает наивысший показатель спортивной формы испытуемых. Процедура проведения исследования заключается в следующем: I. На первом этапе проводится внедрение тестов и исследования, выявляется общий уровень подготовки спортсменов; II. На втором этапе проводится наблюдение, и ведется запись упражнений; III. На третьем этапе обобщают и анализируют полученные данные эксперимента. IV. На четвертом этапе формируются выводы и проводится сравнительный анализ результатов эксперимента. Для отбора и спортивной ориентации теннисистов, занимающихся настольным теннисом, используют следующие методы исследования: – педагогические наблюдения; – педагогическое тестирование; – метод педагогического эксперимента; – методы математико-статистической обработки результатов. Методы исследования: I. Педагогические наблюдения – в основе использования этого метода лежал анализ и оценка эффективности педагогических воздействий и организация занятий. В процессе взаимодействия экспериментатора и испытуемых предусматривалось открытое наблюдение, то есть занимающиеся знали, что за ними ведется наблюдение. Используется также непосредственное наблюдение в той его части, где фиксируется словесный отчет о характере применения того или иного варианта тренировочного воздействия. II. Педагогическое тестирование. Метод педагогических контрольных испытаний используется для диагностики физического развития и контроля за динамикой изменения специальной выносливости спортсменов в ответ на заранее обусловленные воздействия (Клевенко В.М., 1963).
Для отбора и спортивной ориентации теннисистов, занимающихся настольным теннисом применяют стандартизированные тесты, применительно к специфике вида спорта. В процессе тестовых испытаний соблюдаются основные требования по стандартизации и унификации. III. Метод математико-статистической обработки результатов. Цифровой материал по методикам записывают в протоколы. Математико-статистическая обработка результатов проводят на основе программы «Математическая обработка в спорте» Чикаш С. Л.(2007). Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергают статистической обработке, при этом, например, используют сравнение двух выборок и попарно несвязанные между собой. Для отбора и спортивной ориентации теннисистов, занимающихся настольным теннисом и оценки развития специальных физических качеств спортсменов-теннисистов можно использовать следующие методики. 1) Субмаксимальный тест PWC170 (тест оценки физической работоспособности PWC 170). Тест PWC170 расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин. Методика определения PWC 170 заключается в том, что испытуемый выполняет на велоэргометре нагрузки умеренной интенсивности, либо с помощью степ–теста. Тест PWC170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом. ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардио-респираторной системы. Кроме того с этой ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.
Выполняется не менее 2–х ступеней нагрузки, чтобы достичь ЧСС 170уд/мин. Мощность 2-ой ступени в зависимости от веса, возраста и пола равна 150–250W, мощность 1-ой ступени наполовину меньше. Наиболее распространенным способом расчета PWC170 считается выполнение нагрузки на велоэргометре или с помощью степ–ступеньки. Более точные результаты теста получаются при использовании степ–ступеньки, так как при расчете мощности выполняемой нагрузки удается избежать погрешности, связанной с вращающимися механизмами в велоэргометре. Другой плюс степ-ступеньки – это доступность, так как ее можно заменить любым предметом определенной высоты, на который можно восходить. Минусом является то, что приходиться в ручную рассчитывать мощность нагрузки (в отличие от велоэргометра, где мощность задается в установках). Степ–тест. Скорость восхождения на ступеньку при выполнении первой нагрузки составляет 3...12 подъемов в минуту, при второй – 20...25 подъемов в минуту. Каждое восхождение производится на 4 счета на ступеньку высотой 40–45 см: на 2 счета подъем и на следующие 2 счета – спуск. 1–я нагрузка – 40 шагов в минуту, 2–я нагрузка – 90 (на эти цифры устанавливают метроном). Пульс подсчитывается за 10 сек, в конце каждой 5–минутной нагрузки. Искомая величина физической работоспособности, при изменяющейся с возрастом ЧСС, определяется по формуле что и PWC 170, но с учетом возрастных ограничений предельно допустимых значений ЧСС: PWC 170 = W1+(W2–W1) (170–ЧСС1) \ (ЧСС2–ЧСС1)..... (1) Мощность первой (W1) и второй (W2) нагрузки при восхождении на ступеньки определяется по формуле: W = PHT . 1.3 (2) где W – мощность работы, кгм/мин; P – масса испытуемого, кг; H – высота ступеньки, м; T – число подъемов (восхождений на ступеньку) в минуту; 1.3 – расчетный коэффициент. Полученные абсолютные значения физической работоспособности (в кгм/мин) не учитывают особенностей физического развития спортсменов. Известно, что уровень физической работоспособности зависит не только от тренированности, но и от таких факторов, как пол, возраст, размеры тела, наследственность, состояние здоровья и т. д. Поэтому для того, чтобы можно было сравнивать уровень физической работоспособности у людей не только различного возраста и пола, но и с различной массой тела, рассчитывают относительные величины PWC AF на 1 кг массы тела (в кгм/мин кг). Для этого полученное по формуле (1) абсолютное значение показателя физической работоспособности необходимо разделить на значение показателя веса тела (в кг).
У здоровых молодых нетренированных мужчин величины PWC170 колеблются в пределах 120–180 Вт (в среднем 2,8 Вт/кг). Средние значения PWC170 у спортсменов – спортсменов: на 1 кг веса – 20,2; 1360/1429 кгм/мин. В таблице 1 показана оценка физической работоспособности (кгм/мин) у высококвалифицированных спортсменов. 2) Проба Летунова. Применяется для оценки адаптации организма спортсмена к скоростной работе и работе на выносливость. При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно три нагрузки: – В первой делается 20 приседаний, выполняемых за 30 с. – Вторая нагрузка выполняется через 3 мин после первой. Она состоит в 15–секундном беге на месте, выполняемом в максимальном темпе. Таблица 1 Оценка физической работоспособности (кгм/мин) у квалифицированных спортсменов
И, наконец, через 4 мин выполняется третья нагрузка – трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. После окончания каждой нагрузки у испытуемого регистрируется восстановление ЧСС и АД. Регистрация этих данных ведется на протяжении всего периода отдыха между нагрузками: 3 мин после третьей нагрузки; 4 мин после второй нагрузки; 5 мин после третьей нагрузки.
В указанные промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 с каждой минуты) и АД (с 15 по 45 с каждой минуты). Необходимое оборудование: секундомер, (метроном), тонометр, аппарат для измерения артериального давления. Схема проведения пробы Летунова такова: – подсчет пульса и измерение кровяного давления в исходном состоянии; – приседания в течение 30 с; – подсчет пульса на 1–, 2–, 3–й минутах, измерение артериального давления на 1–й и 3–й минутах; – бег в течение 15 с; – измерение пульса и кровяного давления на 1–, 2–, 3– и 4–й минутах; – бег в течение 3 мин; – измерение пульса и кровяного давления на 1–, 2–, 3–, 4– и 5–й минутах. Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается нормотонический тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160–180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50–60 мм рт. ст.). Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки – на 3–й минуте, после 3–й – на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека. Важным критерием тренированности организма является и быстрое восстановление пульса за 4 мин до исходного уровня. Если организм ответил большей величиной учащения пульса (свыше 140 уд/мин) и за 4 мин недовосстановился к исходному уровню, то можно сделать вывод о переутомлении спортсмена или неправильном построении тренировочных нагрузок. 3) 12-ти минутный тест Купера – тест на физическую подготовленность организма человека. Проводится на базе стадиона юношеской спортивной школы. Тест заключается в 12-минутном беге, пройденное расстояние фиксируется и на основе этих данных делаются выводы в спортивных целях. С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность.
При выполнении теста задействуется 2/3 мышечной массы. Также тест Купера может подразумевать 12-минутную езду на велосипеде или 12–минутное плавание. Перед выполнением любого из тестов необходимо провести 2–3 минутную разминку, чтобы подготовить организм к физической работе, а после выполнения – заминку. В качестве разминки подойдут общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, также можно использовать ходьбу и легкий бег. Для заминки можно использовать спокойную ходьбу. Таблица 2 по оценке физической подготовленности по 12–минутному беговому тесту Купера приведена ниже. Таблица 2 Оценка физической подготовленности по 12–минутному беговому тесту Купера
В основе тестов Купера лежат физические нагрузки, предъявляющие достаточные требованиях к сердечнососудистой системе. Поэтому, если организм, хорошо справляется с такими нагрузками, можно говорить о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы и ее высокой устойчивости к развитию заболеваний. Важной особенностью оценки физической работоспособности, заложенной Купером в своих тестах, является зависимость итоговых показателей от возраста тестируемого. Одинаковое количество баллов, набранное людьми разного возраста, в каждом случае будет означать разную оценку физической работоспособности. Большинство нагрузок, предъявляемых организму при проведении тестов Купера, можно отнести к «аэробным» – то есть выполняемым за счет использования кислорода. Тест выполняется на ровной, измеренной трассе (стадионе). Испытуемый или группа испытуемых преодолевают максимально возможную дистанцию за 12 минут. После 12–минутной работы определяется дистанция, которую они смогли преодолеть за это время. Таким образом, в ходе проведения экспериментального исследования по отбору и спортивной ориентации теннисистов, занимающихся настольным теннисом, будут получены основные показатели, характеризующие возможности отбора и спортивной ориентации в настольном теннисе.
ВЫВОДЫ
Итак, система спортивного отбора – это сложный процесс, итогом которого является выявление одаренных спортсменов на различных этапах спортивной тренировки. Процесс спортивного отбора имеет многоступенчатый характер. Это процесс длительный и в научно-методической литературе выделяют, в основном, три этапа спортивного отбора: I этап – предварительный просмотр (от первого занятия до 2–4 месяцев); II этап – углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3–6 месяцев); III этап – многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации. Спортивный отбор должен быть комплексным, т.е. сочетать в себе комплекс мероприятий направленных на определение необходимой конституции тела спортсмена, его функциональной предрасположенности к специфическим условиям (особенностям) избранного вида спорта, готовности к спортивному результату и способности преодолевать психологические трудности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания, собеседование, анкетирование, опрос, антропометрические измерения как методы спортивного отбора должны присутствовать на всех этапах многолетней подготовки спортсмена. Наиболее трудоемким и масштабным по форме является первый этап спортивного отбора. Для эффективного определения предрасположенности детей необходимо использовать тесты, определяющие уровень развития у них физических способностей, являющихся основными в избранном виде спорта. Для изучения методов отбора и спортивной ориентации в настольном теннисе у спортсменов могут быть проведены проведены тесты: PWC170, проба Летунова и 12–минутный тест Купера. В итоге, показанные признаки по тестам будут указывать на то, что измеряемые показатели связаны с индивидуальными особенностями спортсменов. Таким образом, динамические изменения показателей позволят произвести отбор и спортивную ориентацию теннисистов, занимающихся настольным теннисом, и выделить тех спортсменов, которые имеют больше шансов на успех при занятиях в настольном теннисе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|